Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 18:10, курсовая работа
Цель исследования: разработка комплекса мероприятий по развитию коммуникативных способностей и экспериментальное обоснование их эффективности для развития сюжетно-ролевых игр детей.
Объектом исследования являются коммуникативные способности.
Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………………..4
1.2. Характеристика сюжетно-ролевой игры старшего дошкольного возраста..9
1.3. Сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………..12
Глава 2. Эмпирическое исследование развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр
2.1. Уровень развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….19
2.2. Программа формирующего эксперимента…………………………………31
2.3. Результаты оценки действительности формирующей программы……….35
Заключение………………………………………………………………………...37
Список литературы……………………………………………………………….39
Более длительному общению, способствует развитие социального знания и опыт детей. Глубже проникая в жизнь взрослых людей, ребенок обнаруживает, что эта жизнь протекает в общении, во взаимодействии с другими людьми. Стремление воспроизвести в игре взаимоотношения взрослых, и приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах. Как и на предыдущем уровне, в рамках ситуативно-делового общения ребенок стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Он чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе. И настолько занят ребёнок этим, что не успевает всмотреться в своих товарищей. Стремление привлечь внимание сверстника к себе и чувствительность к его отношению к себе приобретает в это время максимальную яркость и выступает в форме специфического феномена, названного М.И. Лисиной, феноменом «невидимого зеркала». В сверстнике в это время дошкольник видит в основном себя (его отношение к себе) и видит пристрастно: только положительное; позже он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки. «Невидимость» сверстника в дошкольном возрасте совершенно особая – она сочетается с ревнивым интересом, ко всему, что тот делает. После 4-х лет дети часто спрашивают, каковы были успехи их товарищей; просят скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. Эту манеру поведения дошкольников называют соревнованием или склонностью к конкуренции, желанием утвердить себя в своих лучших качествах и утвердиться в них. Ситуативное - деловое общение сверстников благоприятствуют развитию основ личности и самосознания, а так же любознательности, смелости, оптимизма, активности, творческого и самобытного начала в самом широком смысле слова. Неблагополучие в сфере общения мешает этим важнейшим процессам: дети становятся пассивными, замкнутыми, держатся недоброжелательно.
У некоторых детей к концу дошкольного возраста складывается новая форма общения, которую можно назвать внеситуативной - деловой. Как и на предыдущем этапе, сотрудничество носит практический, деловой характер – развертывается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра заметно изменяется. На смену играм с сюжетами и ролями приходит игры с правилами. Для старших дошкольников это как бы упражнение в отношениях с другими людьми: помогают осознавать свои обязанности, выступающие тут в виде всеобщих правил. В игре, взяв на себя какую-нибудь роль, ребенок тут же берет на себя и соответствующие роли, правила. Во всякой сюжетной игре есть скрытое или явное правило. Обязанности по отношению к другим – это то, что ребенок считает нужным исполнять исходя из роли. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых берут на себя другие участник игры. Роль сюжетной игры как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются этой ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры [25].
Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игры. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся много образнее. Усложнение содержания игры ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий. На шестом году жизни интересы детей становятся более определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета и роли. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело. Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными. Детей объединяется в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.
По свидетельству А.П. Усовой к старшему дошкольному возрасту усложняются формы взаимодействия детей в совместной ролевой игре: от механического взаимодействия к взаимодействию на основе содержания игры, когда детей объединяет и заставляет действовать согласованное понимание общего замысла игры. Детей объединяет в игре общая цель, общие переживания и интересы, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски . Развитие коллективного игрового творчества приводит к более сложным взаимоотношениям детей. Содержание игр требует проявления дружеских чувств, внимания к окружающим. Игру недаром называют школой реальных отношений. Таким образом, в процессе игрового общения у детей возникают общие цели, переживания и интересы, развивается чувство ответственности за общее дело.
Глава 2. Эмпирическое исследование развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр
2.1. Уровень развития коммуникативн
Для определения уровня развития детей старшего дошкольного возраста мы провели:
1. Беседу с детьми старшего дошкольного возраста.
Цели: Выявить игровые интересы детей в детском саду и дома, любимые сюжеты и роли детей, любимые игрушки детей.
2. Наблюдения за самостоятельной и организационной игровой деятельностью.
Цель: Выяснить: каким видам игр и сюжетам дети отдают предпочтение, какой игровой материал используют. Обратить внимание на разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов, на игровые умения и игровые интересы детей.
3.Беседа с родителями
Цель: обратить внимание на содержание, продолжительность и самостоятельность детских игр в семье; выяснить поддерживают ли игровые интересы детей родители, характер игрового взаимодействия с домашними игрушками.
4.Диагностика
на определение игровых умений
детей старшего дошкольного
Цель: выяснить умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевые взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменений традиционного хода игры, способность применять измененный сюжет, предпочтение игровых ситуаций.
Вопросы для беседы с ребенком
1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста.
2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?
3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?
4.У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).
5.Ты сам придумаешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?
При анализе ответов детей обращали внимание
- на
игровые интересы и
- на любимые сюжеты и роли;
- на любимые игрушки.
Прежде, чем начать изучать игровые интересы детей, установили с ребенком эмоциональный контакт, вызывали желание общаться.
Для этой цели использовали игровые приемы.
1.В группу внесли плачущего Пятачка. Ребенок, естественно, интересуется, что случилось. И тогда поросенок рассказывает печальную историю о том, что злая ведьма превратила его любимого друга Вини-Пуха, который шел к нему в гости с конфетами, в камень, так как он съел все ее запасы меда, сгущенного молока и варенья. А расколдовать его можно только в том случае, если очень добрый, хороший и послушный ребенок ответит на вопросы. Конечно, ребенок говорит, что он таким и является и сможет помочь расколдовать Вини. Пятачок задает вопросы, ребенок на них с удовольствием отвечает. Как только дошкольник заканчивает, появляется счастливый Вини-Пух с конфетами, благодарит ребенка и угощает его сладостями.
2. Подходим к ребенку в удобный момент с игрушкой в руках и рассказываем историю: когда мне было столько же лет, сколько и тебе, я очень любили играть, и моей любимой игрушкой был этот медвежонок (может быть использована любимая игрушка). Он необычный медвежонок, его подарила мне бабушка, а ей прабабушка и ему уже целых 100 лет. Он умеет разговаривать и может рассказать тебе много интересных историй. Хочешь с ним познакомиться? - Да. Привет! Как тебя зовут, мишка?
- Здравствуй! Меня зовут Тедди. А тебя? (за медведя отвечает воспитатель, двигая игрушкой, как будто она живая).
Потом медвежонок задает предусмотренные вопросы, а ребенок отвечает на них. В процессе беседы Тедди тоже рассказывает о своих любимых игрушках и играх, но только после того, как ребенок расскажет о своих.
Эту игровую ситуацию мы использовали в качестве начала диагностической беседы, чтобы настроить ребенка на диалог, добиваясь эмоционального контакта с ним.
Аспекты наблюдения:
- Игровые
интересы (игровые сюжеты и роли,
которым отдается предпочтение)
- Разнообразие, стабильность и динамичность игровых сюжетов;
-Игровой материал, используемый ребенком( игрушки, игровые атрибуты);
Зависимость применения игровых умений от игровых интересов;
- Характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.
Таблица 1
Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью старших дошкольников
Имя ребенка |
Виды игр (сюжетные игры - которым отдаёт предпочтение ребёнок). |
Игровой материал (игрушки, игровые атрибуты) |
Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов |
Зависимость применения игровых умений от игровых интересов |
Лера |
Игры с правилами (дидактические игры и подвижные игры , творческие игры ( театрализованные игры) |
Скакалки, обручи, костюмы. |
Разнообразные игры, играет регулярно, сюжет имеет смысл. |
Игровые умения не совпадают с интересами. |
Женя |
Творческим (режиссерским),п/и малой подвижности |
Мелкие игрушки, роботы – трансформеры,мячи, динозавры. |
Игры однообразные, играет редко. |
Игровые умения совпадают с интересами |
Илья |
Творческие (строительные, режиссерские), п/и малой подв., д/и. |
Строительный материал, мелкие игрушки, кольцеброс, мячи, машины. |
Регулярно играет, игры однообразные, сюжет динамичный |
Игровые умения совпадают интересами |
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.Часто ли Ваш ребенок играет дома? В какие игры чаще всего? Предлагаете ли вы ребенку поиграть в конкретную игру, настаиваете ли вы, если он не высказывает особого желания? Каким образом Вы это делаете? Как выбираются Вами игры для ребенка?
2. Как часто Вы предлагаете ребенку новый для него игровой сюжет, или он сам его предлагает? Откуда на ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребенка?
3.Знаете ли Вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку?
4.Вы
самостоятельно выбираете
5.Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно?
6.Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся Вам?
При обработке результатов особо обращали внимание на содержание, продолжительность и самостоятельность детских игр в семье; дети играют в одни и те же игры дома, и в детском саду или нет; поддерживают ли игровые интересы детей родители; характер игрового взаимодействия с домашними игрушками.
Нами была проведена диагностика игровых умений детей старшего дошкольного возраста.
Для диагностики была использована методика Н.Ф. Комаровой.
При диагностике учитывался мотивированный аспект, то есть предпочтение ребенком игровой деятельности, и уровень овладения сюжетно - ролевой игрой. Уровень развития игровой деятельности выявлялся в процессе наблюдения за свободной деятельностью группы детей. Интерес ребенка к игре диагностируется по результатам выборов, которые он должен был сделать после предъявления ему нескольких картинок, изображающих игровые и учебные ситуации. Предпочтение игровых ситуаций свидетельствует об интересе к игре; предпочтительный выбор учебных ситуаций говорит о стремлении ребенка к учебным типам деятельности.
В ходе наблюдения отмечаются наличие сюжетно-ролевой игры, ее сюжет, содержание, решение игровых задач, взаимодействие детей в игре и самостоятельность.
Для анализа игры нужно выделить показатели, по которым он будет осуществляться. Известно, что ученые пользуются разными единицами анализа игры. Так, Е.В. Зворыгина выделила игровую задачу. Она дала определение: «Игровая задача – это система условий, в которой задается мнимая цель, понятная ребенку по его жизненному опыту, направленная на воспроизведение действительности игровыми способами и средствами»[Зворыгина Е.В.]
Исследование, проведенные Н.Ф. Комаровой и другими показали, что с помощью игровой задачи можно разносторонне анализировать игру, поэтому при разработке диагностического листа она тоже использовалась для анализа игры [10].