Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 02:57, курсовая работа
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности
В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы [13].
На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления у детей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Понятие логического мышления в психологии………………………………...7
Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….....9
Роль дидактических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...12
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………….14
2.2. Организация работы с использованием упражнений, серии дидактических игр, направленных на развитие логического мышления…...20
2.3. Эффективность эксперимента по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26
Таким образом, развитие логического мышления происходит в две стадии: на первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется самостоятельно.
Большое
влияние на развитие
Н. Н. Поддъяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста:
1. Ребенок
еще не в состоянии действовать
в уме, но уже способен с
помощью рук, манипулируя вещами,
решать задачи в наглядно-
2. В
процессе решения задачи ребенком
уже включена речь, но она используется
им только для называния предметов,
с которыми он манипулирует
в наглядно – действенном
плане. Ребенком уже может быть
выражен и сформулирован
3. Задача
решается в образном плане
через манипулирование представлениями
объектов. Здесь осознаются и
могут быть словесно обозначены
способы выполнения действий, направленных
на преобразование ситуации с
целью найти решение
4. Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе – память и опыт, накопленный в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.
5.
Задача решается в плане
6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами [13].
Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить выработанные человеком понятия, то есть знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах [5].
По мере формирования логического мышления ребенок все больше научается осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает свободно переходить от единичного через особенное к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них, от одного определения сущности, к все более глубокому его определению и приходит ко все более глубокому познанию действительности, к пониманию взаимосвязи ее различных моментов, сторон, ее сущности. Точнее ребенок не столько все глубже познает действительность, по мере того как углубляется его познавательное проникновение в действительность [17].
Наиболее существенной особенностью развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте является то, что его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит «действуя». А так же ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личностного опыта или наблюдений за другими людьми [16].
1.3. Роль
дидактических игр в развитии
логического мышления детей
Логическое мышление в старшем дошкольном возрасте можно развивать с помощью различных комплексов упражнений, серии занятий дидактических игр, которые являются одним из самых эффективных способов развития логического мышления.
Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности.
Дидактическая игра – это специально создаваемая и приспособляемая для целей обучения игра [4].
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой, а система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. [11].
Дидактическая игра позволяет шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает в практике воспитания детей все большее значение. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности и правилам, организации и взаимоотношения детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. [19].
Ко всем дидактическим играм применяются следующие требования
1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания.
2. В
дидактической игре
3.
Дидактизм в игре должен
Для практики дошкольного воспитания очень важно развивающее воздействие дидактических игр: развитие воображения, навыков поведения в соответствии с правилами, логического мышления и т.д. [19].
Сущность
дидактической игры
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у детей происходит накопление чувственного опыта.
Сенсорное
развитие ребенка в
Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях, которые составляют содержание игры [20].
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Практическая актуальность исследования обусловлена тем, что развитие наглядно-образного мышления как основы для формирования логического мышления, необходимо для последующей деятельности ребенка в период учебной деятельности в школе, в будущем для развития полноценного логического мышления. Поскольку эффективность цели проверяется и подтверждается в результате практической деятельности, нами определена цель опытно-экспериментальной работы – спроектировать и апробировать работу по формированию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
1. Проанализировать историю и
современное состояние
2. Выявить уровень развития
3. Разработать комплекс
Опытно-экспериментальное исследование проводилась на базе частного детского сада «Формен» ЮВАО г. Москвы. Исследование проводилось с октября по декабрь 2014 года. В эксперименте участвовало 10 детей старшей группы. Возраст детей был приблизительно одинаковый.
Основным
методом исследования являлся
психолого-педагогический эксперимент.
Он включал три этапа: В ходе
проведения опытно-
На первом этапе был осуществлен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня сформированности мышления у детей старшей группы. Результаты этой работы были использованы для подбора содержания занятий «логикой», способных формировать логическое мышление.
На втором этапе был осуществлен формирующий эксперимент в ходе, которого была проведена апробация серий игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления детей.
Третий этап – контрольный эксперимент, был связан с перепроверкой уровня сформированности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методики: «Изучение уровня овладения логическими операциями» и «Нелепицы» [7,19].
Методика «Изучение уровня овладения логическими операциями».
Цель:
изучить уровень овладения
Материал для исследования: подготовить восемь геометрических фигурок, различающихся по форме, цвету и величине (квадраты и круги, большие и маленькие, красные и синие).
Проведение
исследования. Эксперимент проводят
индивидуально с детьми пяти
лет. Перед ребёнком в произвольной
последовательности
Обработка данных: выделяют три уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста логическими операциями.
Высокий уровень. Ребенок выбирает фигурку по трем параметрам либо при первом предъявлении, либо при двух последующих предъявлениях подряд и четко объясняет свой выбор («Потому, что это квадрат, а это кружок, этот красный, а этот синий, этот большой, а этот маленький»).
Средний уровень. Ребёнок выполняет задания сам или с незначительной помощью взрослого, но затрудняется объяснить выбор фигурки.
Низкий уровень. Ребенок не справляется с заданием.
Методика « Нелепицы »
Цель:
изучить представление детей
об окружающем мире и о
Примечание: обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время выполнения три минуты.
Обработка данных:
Высокий уровень – ребенок назвал все нелепости и объяснил, как на самом деле должно быть.
Средний уровень – назвал все нелепицы, но объяснил только половину из них.
Низкий уровень ребенок назвал, все нелепицы, но не объяснил. Почему это неправильно.
Таблица № 1 Анализ результатов констатирующего этапа по методике «Изучение уровня овладения логическими операциями». (констатирующий этап)
№ |
Группа |
Фамилия имя ребёнка |
Возраст |
Ответы детей |
Уровень | |
Контрольная | ||||||
выбрал |
объяснил | |||||
1. |
Зимин Паша |
5лет 3мес |
+ |
- |
средний | |
2. |
Колышева Катя |
5лет 7 мес. |
+ |
+ |
высокий | |
3. |
Ефремов Ваня |
5 лет 2 мес. |
+ |
- |
средний | |
4. |
Головина Даша |
5 лет 1 мес. |
+ |
- |
средний | |
5. |
Свинин Дима |
5 лет 5 мес. |
- |
- |
низкий |
№ |
Группа |
Фамилия имя ребёнка |
Возраст |
Ответы детей |
Уровень | |
Экспериментальная | ||||||
выбрал |
объяснил | |||||
1. |
Устименко Максим |
5 лет 3 мес. |
+ |
+ |
высокий | |
2. |
Воробьёва Вика |
5 лет 6 мес. |
- |
- |
низкий | |
3. |
Морозов Стёпа |
5 лет 5 мес. |
+ |
- |
средний | |
4. |
Егорова Аня |
5 лет 5 мес. |
+ |
- |
средний | |
5. |
Периастров Артём |
5 лет 2 мес. |
- |
- |
низкий |