Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 02:57, курсовая работа

Описание работы

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности
В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы [13].
На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления у детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Понятие логического мышления в психологии………………………………...7
Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….....9
Роль дидактических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...12
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………….14
2.2. Организация работы с использованием упражнений, серии дидактических игр, направленных на развитие логического мышления…...20
2.3. Эффективность эксперимента по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии развития 2.docx

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Таким образом, развитие логического мышления происходит в две стадии: на первой, начиная с 5 лет, преобразование одной  внутренней позиции в другую совершается  естественным образом или с посторонней  помощью, а на второй осуществляется самостоятельно.

  Большое  влияние на развитие логического  мышления оказывает речь, которой  ребенок пользуется при действительном, так при образном решении задач на всех уровнях развития [18].

Н. Н. Поддъяков специально изучал, как  идет у детей  дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого  процесса от младшего до старшего дошкольного возраста:

1. Ребенок  еще не в состоянии  действовать  в уме, но уже  способен с  помощью рук, манипулируя  вещами, решать задачи в наглядно-действенном  плане, преобразуя соответствующим  образом проблемную ситуацию.

2. В  процессе решения задачи  ребенком  уже включена речь, но  она используется  им только  для называния предметов, с  которыми он манипулирует  в  наглядно – действенном  плане. Ребенком уже может быть  выражен и сформулирован результат  выполненного практического действия.

3. Задача  решается в образном  плане  через манипулирование  представлениями  объектов. Здесь  осознаются и  могут быть словесно  обозначены  способы выполнения действий, направленных  на преобразование ситуации с  целью найти решение поставленной  задачи. Возникает элементарная  форма рассуждения вслух не  отдельного еще от выполнения  реального практического действия, но уже направленного на теоретическое  выяснение способа преобразования  ситуации или условий задачи.

4. Задача  решается ребенком по  заранее  составленному, продуманному  и внутренне  представленному  плану. В его  основе – память  и опыт, накопленный  в процессе  предыдущих попыток  решения подобного рода задач.

  5. Задача решается в плане действий  в уме с последующим выполнением  той же самой задачи в наглядно  – действенном плане с целью  подкрепить наглядный в уме  ответ и далее сформулировать  его словами.

  6. Решение задачи осуществляется  только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами [13].

 Для  того, чтобы слово стало употребляться  как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить выработанные человеком понятия, то есть знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах [5].

 По  мере формирования логического мышления ребенок все больше научается осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает свободно переходить от единичного через  особенное к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к  существенному в них, от одного определения сущности, к все более глубокому его определению и приходит ко все более глубокому познанию действительности, к пониманию взаимосвязи ее различных моментов, сторон, ее сущности. Точнее ребенок не столько все глубже познает действительность, по мере  того как углубляется его познавательное проникновение в  действительность [17].

Наиболее  существенной особенностью развития логического  мышления в старшем дошкольном возрасте является то, что его первые обобщения  связаны с действием. Ребенок  мыслит «действуя». А так же ребенок  мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личностного опыта или наблюдений за другими людьми [16].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Роль  дидактических игр в развитии  логического мышления детей старшего  дошкольного возраста

 Логическое  мышление в старшем дошкольном возрасте можно развивать с помощью  различных комплексов упражнений, серии  занятий дидактических игр, которые  являются одним из самых эффективных  способов развития логического мышления.

Дидактическая игра является одним из видов игровой  деятельности.

Дидактическая игра – это специально создаваемая  и приспособляемая для целей  обучения игра [4].

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой, а система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. [11].

Дидактическая игра позволяет шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах  интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает в практике воспитания детей все большее значение. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности и правилам, организации и взаимоотношения детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. [19].

Ко  всем дидактическим играм применяются следующие требования 

1. Каждая  дидактическая игра должна  давать  упражнения полезные для  умственного  развития детей и  их воспитания.

2. В  дидактической игре обязательно  наличие задачи, решение которой  требует умственного усилия преодоления  некоторых трудностей.

  3. Дидактизм в игре должен сочетаться  с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизирует  умственную деятельность, облегчает  выполнение задачи [11].

Для практики дошкольного воспитания очень  важно развивающее воздействие дидактических игр: развитие воображения, навыков поведения в соответствии с правилами, логического мышления и т.д. [19].

  Сущность  дидактической игры заключается  в том, что дети решают умственные  задачи, предложенные им в занимательной  игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные  трудности. Ребенок воспринимает  умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную  активность.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания. В  играх с игрушками, разными предметами, с картинками у детей происходит накопление чувственного опыта.

  Сенсорное  развитие ребенка в дидактической  игре происходит в неразрывной  связи  с развитием у него  логического  мышления и умения  выражать свои мысли  в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки  предметов, устанавливать сходство  и различие, обобщать,  делать  выводы.

 Таким образом, развивается способность  к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях, которые составляют содержание игры [20].

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Диагностика  уровня развития логического  мышления у детей старшего  дошкольного возраста 

Практическая актуальность исследования обусловлена тем, что развитие наглядно-образного мышления как основы для формирования логического мышления, необходимо для последующей деятельности ребенка в период учебной деятельности в школе, в будущем для развития полноценного логического мышления. Поскольку эффективность цели проверяется и подтверждается в результате практической деятельности, нами определена цель опытно-экспериментальной работы – спроектировать и апробировать работу по формированию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

          1. Проанализировать историю и  современное состояние проблемы  развития логического мышления  у детей старшего дошкольного  возраста с помощью дидактических  игр.

      2. Выявить уровень развития логического  мышления у детей старшего  дошкольного возраста.

      3. Разработать комплекс дидактических  игр и упражнений для развития  логического мышления у дошкольников  и проверить его эффективность.

Опытно-экспериментальное исследование проводилась на базе частного детского сада «Формен» ЮВАО г. Москвы. Исследование проводилось с октября по декабрь 2014 года. В эксперименте участвовало 10 детей   старшей группы. Возраст детей был приблизительно одинаковый.

 Основным  методом исследования  являлся  психолого-педагогический  эксперимент. Он включал три этапа: В ходе  проведения опытно-экспериментальной  работы нами были выделены три этапа.

На первом этапе был осуществлен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня сформированности мышления у детей старшей группы. Результаты этой работы были использованы для подбора содержания занятий «логикой», способных формировать логическое мышление.

На втором этапе был осуществлен формирующий эксперимент в ходе, которого была проведена апробация серий игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления детей.

Третий этап – контрольный эксперимент, был связан с перепроверкой уровня сформированности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методики: «Изучение уровня овладения логическими операциями» и «Нелепицы» [7,19].

Методика  «Изучение уровня овладения логическими  операциями».

  Цель: изучить уровень овладения логическими  операциями.

Материал для  исследования: подготовить восемь  геометрических фигурок, различающихся  по форме, цвету и величине (квадраты и круги, большие и маленькие, красные и синие).

 Проведение  исследования. Эксперимент проводят  индивидуально с детьми пяти  лет. Перед ребёнком в произвольной  последовательности раскладывают  ряд из восьми геометрических  фигур, предлагают посмотреть, какие  это фигуры, и сказать, чем  отличаются  друг от друга эти фигурки  квадратные и круглые, красные  и синие, большие и маленькие. Затем вынимают из ряда любую  фигуру и предлагают ребенку  найти самую непохожую на эту. Если ребёнок колеблется, то инструкцию  повторяют, интонационно подчеркивая  слова, «самую непохожую». После  того как малыш сделал выбор, указанную фигуру или фигурку  вынимают из ряда, кладут рядом  с фигуркой – образом и спрашивают, почему он думает, что эти фигурки  самые непохожие. Если ребенок  ошибается, то все фигурки кладут  на свои места и задание  повторяется.

Обработка данных: выделяют три уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста логическими операциями.

Высокий уровень. Ребенок выбирает фигурку по трем параметрам либо при первом предъявлении, либо при двух последующих предъявлениях  подряд и четко объясняет свой выбор («Потому, что это квадрат, а это кружок, этот красный, а этот синий, этот большой, а этот маленький»).

Средний уровень. Ребёнок выполняет задания сам или с незначительной помощью взрослого, но затрудняется объяснить выбор фигурки.

Низкий уровень. Ребенок не справляется с заданием.

 Методика  « Нелепицы »

 Цель: изучить представление детей  об окружающем мире и о логических  связях и отношениях, существующих  между ними; определение умения  детей рассуждать логически и  грамматически правильно выражать  свою мысль; проведение исследования. Вначале ребенку показывают картинку [прил. 1.]. Во время рассматривания  картинки ребенок  получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту  картинку и скажи всё ли  здесь находится на своём месте  или неправильно нарисовано. Если  что-нибудь покажется не на  своем месте или неправильно  нарисовано, то укажи на это  и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно  быть».

Примечание: обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время выполнения три минуты.

Обработка данных:

Высокий уровень – ребенок назвал все нелепости и объяснил, как на самом деле должно быть.

Средний уровень – назвал все нелепицы, но объяснил только половину из них.

Низкий уровень  ребенок назвал, все  нелепицы, но не объяснил. Почему это  неправильно.

 Таблица № 1 Анализ  результатов констатирующего этапа  по методике «Изучение уровня овладения логическими операциями». (констатирующий этап)

Группа

Фамилия имя ребёнка

Возраст

Ответы детей

Уровень

Контрольная

выбрал

объяснил

1.

 

Зимин Паша

5лет 3мес

+

-

средний

2.

 

Колышева Катя

5лет 7 мес.

+

+

высокий

3.

 

Ефремов Ваня

5 лет 2 мес.

+

-

средний

4.

 

Головина

Даша

5 лет 1 мес.

+

-

средний

5.

 

Свинин Дима

5 лет 5 мес.

-

-

низкий


 

Группа

Фамилия имя ребёнка

Возраст

Ответы детей

Уровень

Экспериментальная

выбрал

объяснил

1.

 

Устименко Максим

5 лет 3 мес.

+

+

высокий

2.

 

Воробьёва Вика

5 лет  6 мес.

-

-

низкий

3.

 

Морозов Стёпа

5 лет 5 мес.

+

-

средний

4.

 

Егорова Аня

5 лет 5 мес.

+

-

средний

5.

 

Периастров Артём

5 лет 2 мес.

-

-

низкий

Информация о работе Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр