Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 02:57, курсовая работа

Описание работы

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности
В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы [13].
На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления у детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Понятие логического мышления в психологии………………………………...7
Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….....9
Роль дидактических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...12
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………….14
2.2. Организация работы с использованием упражнений, серии дидактических игр, направленных на развитие логического мышления…...20
2.3. Эффективность эксперимента по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии развития 2.docx

— 1.05 Мб (Скачать файл)

   1. Грамотное оснащение педагогического  процесса;

   2. Учет особенностей дидактических  игр;

   3. Интегрирование структуры, вида, форм  дидактических игр;

   4. Компетентность педагогов;

   5.  Связь дошкольного учреждения  с семьей.

     Также были разработаны рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей дошкольников (см. приложение 11, 12).

 

 

 

                       

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е. Агаева Формирование элементов логического  мышления: старший дошкольный возраст  // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 1. - с. 38-4

2. Ю. А. Афонькина,  Г. А. Урунтаева. Практикум по дошкольной психологии. - М.:  Академия,  2000  - 304 с.

3. Е. Бортникова. Чудо - обучайка: Математика, моторика, логика – Екатеринбург.  Литур, 2009. – 48 с.

4. Педагогический  энциклопедический словарь/ Под.  общ. ред. Б. М. Бим - Бэд - М.: Академия, 2002. – 306 с.

5. Л. А.  Венгер, В. С. Мухина. Психология: Учеб, пособие для учащихся пед. уч-щ // -  М.: Просвещение, 1988. – 336 с.

6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред.  М.А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 304 с.

7. Е. В. Доценко. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях, - Изд-во: Волгоград Учитель, 2012. – 297 с.

8. О. Н. Земцова. Умные книжки. Задачки для ума. Развиваем мышление. 5-6 лет – М.: Махаон, 2007. – 18 с.

9. Детская  психология: / / Под ред. Я. Л. Коломенского,  Е. А. Панько. – Минск: Изд-во Университетское, 1988. – 398 с.

10. А. Г. Маслаков. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 518 с.

11. Д. В. Менджерицкая. Воспитание о детской игре. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

12. С. Мисуна. Развиваем логическое мышление //Дошкольное  воспитание.-2005 - № 8 -  48-52 с.

13. Р. С. Немов. Психология. В 3-х кн. Кн. 1,. Общие  основы психологии. -  М.: Владос,  2000  - 575 с.

14. Р. С.  Немов.  Психология. В 2-х кн. Кн. 2.  Психология образования  -  М.: Просвещение: Владос, 1994  - 496 с.

15. А.  В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Психологический словарь -  М.: Просвещение, 1990 -  494 с.

16. Психология  человека от рождения до смерти. // Под ред. А. А.  Реана.- СПб.:  Прайм  - Еврознак, 2002 – 656 с.

 17. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. // - СПб.: Питер,

2001-720 с.

 18. В. А.  Смирнова. Вопросы мышления детей: Питер, 1962 . – 245 с. Ленингр.  гос. пединститут. Учебные записки  т. 233

19.  А. И. Сорокина. Дидактические игры в детском саду. -  М.: Просвещение, 1997. – 95 с.

20. М.  Султанова. Весёлые домашние задания для детей. – М.: Хатбер-М, 2005. – 20 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наглядное пособия к методике «Нелепицы»

 

 

 

                           

 

 

 

                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дидактическая игра «Скажи наоборот». У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого. Мы из этой игры взяли второй вариант

Без опоры на картинки.

Пирожное сладкое, а лекарство …, Ночью темно, а днем …, У волка хвост длинный, а у зайца …, Хлеб мягкий, а сухарь …, Чай горячий, а лед …, Летом жарко, а зимой….,  головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Дидактическая игра  «Бывает – не бывает». Дети стоят или сидят в кругу. Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

Ситуации: Кошка варит кашу. Папа ушел на работу. Поезд летит по небу. Человек вьет гнездо. Собака хочет есть. Почтальон принес письмо. Зайчик пошел в школу. Яблоко соленое. Бегемот залез на дерево. Шапочка резиновая. Дом пошел гулять. Туфли стеклянные. На березе выросли шишки. Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле варится чашка. Кошка гуляет по крыше. Собака гуляет по крыше. Лодка плывет по небу. Девочка рисует домик. Домик рисует девочку. Ночью светит солнце. Зимой идет снег. Зимой гремит гром. Рыба поет песни. Корова жует траву. Мальчик виляет хвостом. Хвост бежит за собакой. Кошка бежит за мышкой. Петух играет на скрипке. Ветер качает деревья. Деревья водят хоровод. Писатели пишут книги. Строитель строит дом. Шнурки идут за ботинками. Мама готовит обед. Птичка поет песенки. Водитель водит троллейбус. Вода горячая.

    

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Дидактическая игра «Логические концовки». Детям предлагается задания: если стол выше стула, то стул ... (ниже стола), если сестра старше брата, то брат ... (младше сестры), если мальчик старше девочки, то девочка..., если река уже моря, то море..., если велосипед едет медленнее машины, то машина едет..., если червяк короче удава, то удав..., если в стакан налили воду, то … и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 ПРИЛОЖЕНИЕ  5

Дидактическая игра «Найди отличия»

Описание игры Игра состоит из 5 картинок, на которых изображены различные персонажи из мультфильмов по – двое, изображение одного из которых имеет дополнительные детали.

Детям предлагается возможность угадать, кто это и из какого мультфильма этот персонаж. Затем взрослый предлагает её описать, и рассмотреть вторую часть иллюстрации. При рассматривании второй части иллюстрации надо найти отличия и определить, чем они отличаются и какого цвета отличия.

Методические приёмы:

Основной приём – рассматривание иллюстраций, беседа.

Варианты проведения игры:

Вариант № 1 (интеграция с образовательной областью «Социализация»)

Взрослый показывает ребёнку иллюстрацию и предлагает её рассмотреть, описать, затем предлагает рассмотреть вторую часть иллюстрации.

При рассматривании второй части иллюстрации предлагает ребёнку найти    отличия и определить, чем они отличаются.

Вопросы:

- Кто  нарисован на картинке?

- Из  какой сказки (мультфильма) этот  герой?

-  Какой он, добрый или злой?

- Кто  нарисован на другой картинке?

- Они  разные или одинаковые?

- Чем  похожи?

- Чем  они отличаются?

- Какая  история приключилась с Буратино?

- Сможешь  рассказать?

-  А, с кем львёнок пел песню?

- Сможешь  вспомнить эту песню? О чём  эта песня?

- А, кого  из этих героев ты пригласил  бы на свой день рождения?

Вариант № 2 (интеграция с образовательной областью «Познание». «Формирование элементарных математических представлений»)

Ребёнку предлагается рассмотреть две на первый взгляд похожие картинки отметить в них все отличающиеся элементы рисунка.

Вопросы:

- Кто  нарисован на картинке?

- Из  какой сказки (мультфильма) этот  герой?

- Кто  нарисован на другой картинке?

- Они  разные или одинаковые?

- Чем  они отличаются?

- Сосчитай  сколько отличий.

- На  какой картинке отличий больше? Насколько больше, насколько меньше?

- Какого  цвета отличия?

(Какого  цвета облако, солнышко, бабочка, сколько  шариков и какого они цвета? Какого цвета дракончик несёт карандаш?)

- Какая  картинка тебе больше понравилась?

- Какая  картинка интереснее?

-А, чем  она тебе понравилась?

 

 

 

    

 

 

 

 

 

                                    ПРИЛОЖЕНИЕ  6

Дидактическая игра "Кто скорее соберет.  

Дидактическая задача. Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.   

 Ход  игры. Обращаясь к детям, воспитатель  напоминает им о том, что они  уже знают многие овощи и  фрукты.

- А  сейчас будем соревноваться - чья  бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает  на картинку "яблоко") надо собирать  фрукты, а в эту (где нарисован  огурец) - овощи. Кто считает, что  они собрали все, поднимает вот  так корзину. Все мы потом проверили, не забыли ли они что-нибудь  в саду или на огороде.

 Овощи  и фрукты воспитатель вместе  с детьми раскладывает на полу (или на участке). Выбирают две  бригады: овощеводов и садоводов (по 2-3 человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и  фрукты в соответствующие корзинки. Чья бригада первой подняла  корзинку, та и выигрывает (надо  проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). Указывают команду-победительницу. Затем выбирают другие команды, и игра продолжается. В конце можно устроить соревнование команд-победительниц, выявить самых быстрых, находчивых ребят, вручить им приз.                                                                                            

Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии со значком на корзинке (на одной приклеена картинка "яблоко", на другой - «огурец"). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и не ошибётся.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

 

     

 

 

                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Дидактическая игра «Исключение лишнего»

В ходе игры детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 ПРИЛОЖЕНИЕ  8

Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты».  У каждого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить картинки в конверты, выбрав принцип группировки (самостоятельно или по заданию воспитателя) по форме, цвету, величине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

                              ПРИЛОЖЕНИЕ  9

Дидактическая игра «Раскрась мячи в нужный цвет»

Первый мячик раскрась красным и синим карандашами. Второй мячик — красным и зелёным. Последний мячик раскрась так, чтобы он не был похож на предыдущие, но используй только те карандаши, которыми ты раскрашивал предыдущие мячики.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 10                    

Логические  задачи.

• У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок? (Три.)

• Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик? (Груша.)

• На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей лежит на столе? (На столе лежат только фрукты.)

• На столе – четыре груши. Одну из них разрезали пополам. Сколько груш на столе? (Четыре.)

• Летели четыре утки. Охотник выстрелил и не попал. Сколько уток осталось? (Ни одной, все улетели.)

• Летела стая гусей: два впереди, два позади, один впереди. Сколько было гусей? (Три.).

• От чего плавают утки? (От берега.)

• На одном берегу цыплята, на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова? (Утята, цыплята не умеют плавать.)

• У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (Пять.)

• Чего больше в квартире; стульев или мебели? Что может быть как горячим, так и холодным? ( Утюг, холодильник, плита.)

• На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан. Сколько стаканов осталось на столе? (Три.)

• Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные ведра без дна. А у девочек - маленькие, зеленые. Кто больше соберет грибов? (Девочки.)

• Сколько грибов можно вырастить из семян ели? (Из семян ели нельзя вырастить грибы.)

• Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идут в лес? (Две девочки.)

• Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». - «Нет, это красная». - «А почему она белая?». - Потому что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине.)

• У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок? (Три.)

• Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (Груша.)

• На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей лежит на столе? (На столе лежат только фрукты.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Рекомендации родителям.

    1. Правильно     оборудовать    дома    уголок    игрушек    для    выявления индивидуального  интереса ребенка.

    2. Знать  какие игрушки подходят  для каждого  возраста и  как  с ними знакомить детей. Что  дарить ребенку и как это  делать.

Информация о работе Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр