Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 02:57, курсовая работа

Описание работы

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности
В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы [13].
На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления у детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Понятие логического мышления в психологии………………………………...7
Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….....9
Роль дидактических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...12
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………….14
2.2. Организация работы с использованием упражнений, серии дидактических игр, направленных на развитие логического мышления…...20
2.3. Эффективность эксперимента по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии развития 2.docx

— 1.05 Мб (Скачать файл)

______                                                                   _____ _____________

(подпись)                                                                      (дата)                                            

    МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. Ю. ВИТТЕ

Факультет: Управления.

Кафедра: Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин.

Специальность: Психолого-педагогическое образование.

                                      КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:  Психология развития.

Тема: «Развитие  логического мышления у детей  старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр».

Выполнила студентка: I курса заочной формы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Капитонова Дарья Викторовна.

Руководитель работы:  Доцент кафедры Психологии, педагогики и социально - гуманитарных дисциплин Гатиатуллина Эльвира Ринатовна.

К защите.

Работа защищена с оценкой.

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Москва 2015г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Понятие  логического мышления в психологии………………………………...7

Особенности развития логического мышления у  детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….....9

 Роль  дидактических игр в  развитии  логического мышления  детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...12

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Диагностика  уровня развития логического  мышления у детей старшего  дошкольного возраста  ………………………………………………………….14

2.2. Организация  работы с использованием упражнений, серии дидактических игр, направленных  на развитие логического мышления…...20

2.3. Эффективность эксперимента по  развитию логического мышления  у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………………26

Приложения………………………………………………………………….......28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            ВВЕДЕНИЕ

            Мышление является высшим познавательным  процессом. Оно  представляет собой  порождение нового знания, активную  форму творческого  отражения  и преобразования человеком  действительности

 В  мышлении на основе сенсорной  информации делаются определенные  теоретические и практические выводы  [13].

 На  современном этапе развития общества  ценятся люди с высоким  интеллектуальным  потенциалом. Система образования  одной из приоритетных задач  ставит развитие мышления у  детей.

 Мышление - это особого рода теоретическая  и практическая деятельность, предлагающая  систему включенных в нее действий  и операции ориентировочно-исследовательского, познавательного  и преобразовательного характера [13].

 Развитие  мышления ребенка необходимо  изучать  в его отношении к  чувственному познанию, к языку, к практике. Ребенок мыслит, действуя  с предметами и воспринимая  предметы.

В познавательную деятельность ребенка  очень рано включается речь. С включением речи у детей начинает развиваться  и логическое мышление. В  связи  с этим одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является развитие логического мышления. Логическое мышление – это умение оперировать словами и понимать логику рассуждений [14].

Переход к логическому мышлению определяется появлением условной внутренней позиции.

  Развитие  логического мышления у детей  происходит как минимум в два  этапа. На первом из них ребенок  усваивает  значения слов, относящихся  к предметам  и действиям, научается  пользоваться ими при решении  задач. А на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения и усваиваются правила логики рассуждений [9].

  Именно  этот вид мышления  позволяет  установить наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы  и общества в целом. Благодаря  этому виду мышления, ребенку  удается наиболее абстрактно  решать мыслительные задачи. Самой  важной особенностью мышления  ребенка в старшем дошкольном  возрасте является способность  видеть относительность той или  иной логической системы и  избегать противоречий, связанных  с относительностью системы отсчета. Конечно, поведение ребенка логично  в любом возрасте, но логические  противоречия возникают на стыке  разновозрастных систем логики [9].   

Проблемами  психологии мышления занимались такие ученые как П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъяков др.

  В  книге  «Психология» Ж. Пиаже «Концепция  детского интеллекта и этапов  его  становления», заметил, что нелогичность  детских рассуждений при сравнении, например, величины и качества  предметов – свидетельствуют  о том, что даже к концу дошкольного  возраста, то есть к возрасту  около 6 лет, многие дети еще совершенно  не владеют логикой [13].

  П. Я. Гальперин в книге «Психология  человека: от рождения до смерти»  пишет, что развитие мышления  ребенка на ранних этапах его  развития непосредственно связано  с предметной деятельностью, манипулированием  предметами и т.д. И процесс  формирования умственных действий имеет четыре этапа []16].

Объективно  существует противоречие между необходимостью развития логического мышления у  детей старшего дошкольного возраста и неготовностью воспитателей способствовать этому процессу. Это противоречие обозначило проблему в исследовании: выявление эффективных средств развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

На  основе противоречия и проблемы исследования возникает тема исследования «Развитие  логического мышления у детей  старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр».

Цель исследования: теоретически обосновать и практически  доказать значение дидактических игр  в развитии логического мышления у детей старшего возраста.

 Объект  исследования: процесс развития мышления у детей старшего дошкольного  возраста.

 Предмет исследования: влияние дидактических игр на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: развитие логического мышления у  детей в ДОУ  будет эффективнее, если систематически использовать комплекс (или серию) дидактических игр и упражнений, направленных на его развитие в практике ДОУ.

     Задачи: 

       1. Проанализировать историю и  современное  состояние проблемы  развития  логического мышления  у детей  старшего дошкольного  возраста  с помощью дидактических  игр.

       2. Выявить уровень развития логического  мышления у детей старшего  дошкольного возраста.

       3. Разработать комплекс дидактических  игр и упражнений для развития  логического мышления у дошкольников  и проверить его эффективность.

       Методологической  основой исследования: являются труды Н. Н. Поддъякова о мышлении дошкольника и П. Я. Гальперина[13].

       Выбор того или иного метода  исследования всегда определяется  предметом и  задачами конкретного  исследования. Наиболее широко применяются  следующие методы:

методы: анализ литературы, психолого-педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности, статьи. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Экспериментальное исследование проводилась на базе частного детского сада «Формен» ЮВАО г. Москвы. Исследование проводилось с октября по декабрь 2014 года. В нём приняли участие на различных  этапах эксперимента 10 детей пятилетнего возраста.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в определение особенностей влияния дидактических игр на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в рамках практической деятельности специалистов-педагогов, психологов в рамках деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Новизна исследования заключается в том, что:

1. Определены  важнейшие  педагогические условия  продуктивности дидактических игр  в работе с дошкольниками (интегрированность  компонентов,      разнообразие      видов      и      форм      организации; учет  особенностей дидактических игр).

2.    Наряду    с    традиционными    общепедагогическими  принципами (такими, как систематичность, учет возрастных  и индивидуальных особенностей)   рассмотрен   также   такой   инновационный   принцип проведения   игр   с   дошкольниками,   как   повторность,   сущность  которого   определяется   процессом   погружения   ребят   в   игровую деятельность.

Структура и объём курсовой работы:  введение, двух глав, списка использованной литературы, объем курсовой работы составляет     страниц.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

    1. Понятие  логического мышления в психологии

 Одним  из способов формирования глубоких  знаний и высокой познавательной  активности в старшем дошкольном  возрасте является развитие логического  мышления.

 Логическое  мышление – умение оперировать  словами  и понимать логику рассуждений [14].

Логическое  мышление – мышление при помощи рассуждений [2]. Рассуждать  – это значит связывать между  собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решать мыслительную задачу. В процессе рассуждения мы используем понятия о предметах, явлениях, свойствах и отношениях. Понятия – это значения употребляемых нами слов. Понятие – средство логического мышления, а способами их использования при решении мыслительных задач служат рассуждения, выполняемые по определенным правилам. Эти правила изучает особая наука – логика. Поэтому виды рассуждений называются логическими процессами и логическими формами мышления, а само мышление логическим [2].

Так же логическое мышление – это такое  мышление, пользуясь которым ребенок  в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в  уме, непосредственно не имея дела с  опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях  [14].

   В структуре  логического мышления  можно выделить следующие логические  операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция  и обобщение. Сравнение вскрывает  тождество и различие вещей. Результатом  сравнения может стать классификация. А более глубокое проникновение  в суть вещей требует раскрытия  их внутренних связей, закономерностей  и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

Абстракция  – это выделение какой-либо стороны  или аспекта явления, которое  в действительности как самостоятельные  не существуют.

Абстрагирование выполняется для более тщательного  их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа  и синтеза.

Обобщение выступает как соединение существенного  и связывание его с классом  предметов и явлений [5].

Кроме рассмотренных  операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выдающая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция – это способы производства умозаключений. Отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных [5].

 На  основе всех операций и процессов  изменяются образы, которыми ребенок  старшего дошкольного возраста  оперирует, изменяются и действия, которыми пользуется ребенок. Они  приобретают обобщенный характер, так же как и многие его представления [18].

Таким образом, логическое мышление – это  умение оперировать словами и  понимать логику рассуждений. Выполняет такие операции, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, и процессы: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция [18].

    1. Особенности развития логического мышления у  детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время доказано, что  логическое мышление является наиболее поздним продуктом исторического  развития мышления и что переход от наглядного к абстрактному [15].

   Логическое  мышление начинает  развиваться в  дошкольном возрасте. Когда при переходе от первой  ко второй половине дошкольного  детства внутренняя позиция как  возрастное новообразование становится  условной. Следствием превращения  внутренней позиции в условную, выступает отрыв от  конкретной  действительности, раздвоение деятельности  на саму деятельность и ее  внутренний план. Внутренний, или  умственный план, план деятельности  преобразует ее в планируемую и оцениваемую. Образность, как таковая, отходит на задний план, уступая место словесной регуляции поведения. А проблема связности и противоречивости суждений  выступает здесь на первый план. В связи с этим данный вид мышления называют логическим [9].

Информация о работе Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр