Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 02:57, курсовая работа
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности
В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы [13].
На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления у детей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Понятие логического мышления в психологии………………………………...7
Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….....9
Роль дидактических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...12
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………….14
2.2. Организация работы с использованием упражнений, серии дидактических игр, направленных на развитие логического мышления…...20
2.3. Эффективность эксперимента по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26
______
(подпись)
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. Ю. ВИТТЕ
Факультет: Управления.
Кафедра: Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин.
Специальность: Психолого-педагогическое образование.
по дисциплине: Психология развития.
Тема: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр».
Выполнила студентка: I курса заочной формы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Капитонова Дарья Викторовна.
Руководитель работы: Доцент кафедры Психологии, педагогики и социально - гуманитарных дисциплин Гатиатуллина Эльвира Ринатовна.
К защите.
Работа защищена с оценкой.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Понятие логического мышления в психологии………………………………...7
Особенности развития логического мышления
у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
Роль дидактических игр в
развитии логического мышления
детей старшего дошкольного
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………….14
2.2. Организация работы с использованием упражнений, серии дидактических игр, направленных на развитие логического мышления…...20
2.3. Эффективность эксперимента по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………21
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Мышление является высшим
В
мышлении на основе сенсорной
информации делаются
На
современном этапе развития
Мышление
- это особого рода
Развитие мышления ребенка необходимо изучать в его отношении к чувственному познанию, к языку, к практике. Ребенок мыслит, действуя с предметами и воспринимая предметы.
В познавательную деятельность ребенка очень рано включается речь. С включением речи у детей начинает развиваться и логическое мышление. В связи с этим одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является развитие логического мышления. Логическое мышление – это умение оперировать словами и понимать логику рассуждений [14].
Переход к логическому мышлению определяется появлением условной внутренней позиции.
Развитие логического мышления у детей происходит как минимум в два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач. А на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения и усваиваются правила логики рассуждений [9].
Именно
этот вид мышления позволяет
установить наиболее общие
Проблемами психологии мышления занимались такие ученые как П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъяков др.
В
книге «Психология» Ж. Пиаже «Концепция
детского интеллекта и этапов
его становления», заметил, что нелогичность
детских рассуждений при
П.
Я. Гальперин в книге «Психология
человека: от рождения до смерти»
пишет, что развитие мышления
ребенка на ранних этапах его
развития непосредственно
Объективно существует противоречие между необходимостью развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста и неготовностью воспитателей способствовать этому процессу. Это противоречие обозначило проблему в исследовании: выявление эффективных средств развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
На основе противоречия и проблемы исследования возникает тема исследования «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать значение дидактических игр в развитии логического мышления у детей старшего возраста.
Объект исследования: процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние дидактических игр на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие логического мышления у детей в ДОУ будет эффективнее, если систематически использовать комплекс (или серию) дидактических игр и упражнений, направленных на его развитие в практике ДОУ.
Задачи:
1. Проанализировать историю и современное состояние проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
2. Выявить уровень развития
3. Разработать комплекс
Методологической основой исследования: являются труды Н. Н. Поддъякова о мышлении дошкольника и П. Я. Гальперина[13].
Выбор того или иного метода
исследования всегда
методы: анализ литературы, психолого-педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности, статьи. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Экспериментальное исследование проводилась на базе частного детского сада «Формен» ЮВАО г. Москвы. Исследование проводилось с октября по декабрь 2014 года. В нём приняли участие на различных этапах эксперимента 10 детей пятилетнего возраста.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в определение особенностей влияния дидактических игр на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в рамках практической деятельности специалистов-педагогов, психологов в рамках деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Новизна исследования заключается в том, что:
1. Определены
важнейшие педагогические условия
продуктивности дидактических
2.
Наряду с традиционными
общепедагогическими принципами (такими,
как систематичность, учет возрастных
и индивидуальных особенностей)
Структура и объём курсовой работы: введение, двух глав, списка использованной литературы, объем курсовой работы составляет страниц.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Одним
из способов формирования
Логическое мышление – умение оперировать словами и понимать логику рассуждений [14].
Логическое мышление – мышление при помощи рассуждений [2]. Рассуждать – это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решать мыслительную задачу. В процессе рассуждения мы используем понятия о предметах, явлениях, свойствах и отношениях. Понятия – это значения употребляемых нами слов. Понятие – средство логического мышления, а способами их использования при решении мыслительных задач служат рассуждения, выполняемые по определенным правилам. Эти правила изучает особая наука – логика. Поэтому виды рассуждений называются логическими процессами и логическими формами мышления, а само мышление логическим [2].
Так же логическое мышление – это такое мышление, пользуясь которым ребенок в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях [14].
В структуре логического мышления
можно выделить следующие
Абстракция – это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельные не существуют.
Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза.
Обобщение выступает как соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений [5].
Кроме рассмотренных операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выдающая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция – это способы производства умозаключений. Отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных [5].
На
основе всех операций и
Таким образом, логическое мышление – это умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Выполняет такие операции, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, и процессы: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция [18].
В настоящее время доказано, что логическое мышление является наиболее поздним продуктом исторического развития мышления и что переход от наглядного к абстрактному [15].
Логическое мышление начинает
развиваться в дошкольном возрасте.
Когда при переходе от первой
ко второй половине