Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 02:57, курсовая работа
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности
В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы [13].
На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления у детей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Понятие логического мышления в психологии………………………………...7
Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….....9
Роль дидактических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...12
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………….14
2.2. Организация работы с использованием упражнений, серии дидактических игр, направленных на развитие логического мышления…...20
2.3. Эффективность эксперимента по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26
«+» правильный ответ; «-» неправильный ответ;
Из таблицы № 1 видно, что в контрольной группе 1 ребенок обладает высоким уровнем овладения логическими операциями, что составляет 20%; три ребенка – средним уровнем (60%) и один ребенок – низким уровнем (20%). В экспериментальной группе высокий уровень овладения логическими операциями имеет один ребенок (20%); средний уровень – два ребенка (40%) и низкий уровень – два ребенка (20%).
Таблица № 2. Анализ результатов по методике «Нелепицы». (Констатирующий этап)
№. |
Группа |
Фамилия имя ребёнка |
Возраст |
Ответы детей |
Уровень | |
Контрольная | ||||||
выбрал |
объяснил | |||||
1. |
Зимин Паша |
5 лет 3 мес. |
+ |
+/- |
средний | |
2. |
Колышева Катя |
5 лет 7 мес. |
+ |
+/+ |
высокий | |
3. |
Ефремов Ваня |
5 лет 2 мес. |
+ |
+/- |
средний | |
4. |
Головина Даша |
5 лет 1 мес. |
+ |
+/- |
средний | |
5. |
Свинин Дима |
5 лет 5 мес. |
- |
-/- |
низкий | |
№. |
Группа |
Фамилия имя ребёнка |
Возраст |
Ответы детей |
Уровень | |
Экспериментальная |
выбрал |
объяснил | ||||
1. |
Устименко Максим |
5 лет 3 мес. |
+ |
+/+ |
высокий | |
2. |
Воробьёва Вика |
5 лет 6 мес. |
- |
-/- |
низкий | |
3. |
Морозов Стёпа |
5 лет 5 мес. |
+ |
+/- |
средний | |
4. |
Егорова Аня |
5 лет 5 мес. |
+ |
+/- |
средний | |
5. |
Периастров Артём |
5лет 2 мес. |
- |
-/- |
низкий |
«+» - правильный ответ;
«-» - неправильный ответ;
«+/-» - неполный ответ.
Из таблицы видно, что в контрольной группе высокий уровень у одного ребенка (20%); средний – три ребенка (60%) и низкий уровень – один ребенок (20%). В экспериментальной группе: высокий уровень – 1 ребенок (20%); средний – два ребенка (40%) и низкий уровень – два ребенка (40%).
Мы
видим, что очень редко встречаются
дети с высоким уровнем
Таким образом, исследовав уровень логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, мы видим, что из десяти детей высоким уровнем обладают два ребёнка (20%); средним уровнем – пять (50%) и низким уровнем – три ребёнка (30%). В основном дети со средним уровнем развития логического мышления. Для повышения уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста специально разработан комплекс игр и упражнений.
2.2. Организация работы с использованием упражнений, серии дидактических игр, направленных на развитие логического мышления
Мышление является одним из основных процессов, без которого нельзя обойтись. С помощью логического мышления человек приходит к выводу, делает сравнения, анализирует. Поэтому нужно как можно раньше начать развивать у детей логическое мышление. Повлиять на развитие логического мышления можно специальными упражнениями и сериями дидактических игр.
Нами был проанализирован ряд дидактических игр. Мы отобрали те, в которых содержатся мыслительные задачи, с целью развития этого вида мышления. Предложили их детям из экспериментальной группы.
Были предложены такие игры: «Скажи наоборот», «Бывает не бывает», «Логические концовки», «Найди отличия», «Кто скорее соберёт», «Исключение лишнего», «Разложи картинки в свои конверты», «Раскрась мячи в нужный цвет» и логические задачи (см. приложения 2, 3, 4. 5, 6, 7, 8, 9, 10) [3, 7, 8, 20].
Таким образом, мы разработали и провели серию дидактических игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
2.3. Эффективность эксперимента по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
После
использования серии
Таблица 3. Анализ результатов по методике «Изучение уровня овладениями логическими операциями» (контрольный этап)
№. |
Группа |
Фамилия имя ребёнка |
Возраст |
Ответы детей |
Уровень | |
Контрольная | ||||||
выбрал |
объяснил | |||||
1. |
Зимин Паша |
5 лет 3 мес. |
+ |
- |
средний | |
2. |
Колышева Катя |
5лет 7 мес. |
+ |
+ |
высокий | |
3. |
Ефремов Ваня |
5 лет 2 мес. |
+ |
- |
средний | |
4. |
Головина Даша |
5 лет 1 мес. |
+ |
- |
средний | |
5. |
Свинин Дима |
5 лет 6 мес. |
- |
- |
средний | |
№ |
Группа |
Фамилия имя ребёнка |
Возраст |
Ответы |
детей |
Уровень |
Экспериментальная |
выбрал |
объяснил | ||||
1. |
Устименко Максим |
5 лет 3 мес. |
+ |
+ |
высокий | |
2. |
Воробьёва Вика |
5 лет 6 мес. |
+ |
- |
средний | |
3. |
Морозов Стёпа |
5 лет 5 мес. |
+ |
+ |
высокий | |
4. |
Егорова Аня |
5 лет 5 мес. |
+ |
- |
средний | |
5. |
Периастров Артём |
5 лет 2 мес. |
+ |
- |
средний |
«+» правильный ответ; «-» неправильный ответ.
Из таблицы 3 видно, что в контрольной группе высокий уровень овладения логическими операциями имеет один ребенок (20%); средний уровень – четыре ребенка (80%); В экспериментальной группе два ребенка имеют высокий уровень (40%) и три ребенка – средний (60%).
Таблица 4. Анализ результатов по методике «Нелепицы» (контрольный этап)
№. |
Группа |
Фамилия имя ребёнка |
Возраст |
Ответы детей |
Уровень | ||
Контрольная | |||||||
выбрал |
объяснил | ||||||
1. |
Зимин Паша |
5 лет 3 мес. |
+ |
+/- |
средний | ||
2. |
Колышева Катя |
5 лет 7 мес. |
+ |
+/+ |
высокий | ||
3. |
Ефремов Ваня |
5 лет 2 мес. |
+ |
+/- |
средний | ||
4. |
Головина Даша |
5 лет 1 мес. |
+ |
+/+ |
средний | ||
5. |
Свинин Дима |
5 лет 6 мес. |
+ |
+/- |
средний | ||
№. |
Группа |
Фамилия имя ребёнка |
Возраст |
Ответы детей |
Уровень | ||
Экспериментальная |
выбрал |
объяснил | |||||
Устименко Максим |
5 лет 3мес. |
+ |
+/+ |
высокий | |||
Воробьёва Вика |
5 лет 6 мес. |
+ |
+/- |
средний | |||
Морозов Стёпа |
5 лет 5 мес. |
+ |
+/+ |
высокий | |||
Егорова Аня |
5 лет 5 мес. |
+ |
+/- |
средний | |||
Периастров Артём |
5 лет 2 мес. |
+ |
+/- |
средний |
«+» - правильный ответ;
«-» - неправильный ответ;
«+/-» - неполный ответ.
Из таблицы 4. видно, что в контрольной группе развитие логического мышления на высоком уровне у одного ребенка (20%); на среднем уровне – четыре ребенка (80%). В экспериментальной группе высокий уровень - два ребенка (40%); средний уровень – три ребенка (60%).
Сравнивая результаты методик констатирующего и контрольного этапа мы можем сделать вывод, что уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста стал выше с использованием серии дидактических игр и упражнений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что серия дидактических игр и упражнений способствует повышению уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, т.е. наша гипотеза доказана.
Предварительно выдвинутая нами гипотеза: развитие логического мышления у детей в ДОУ будет эффективнее, если систематически использовать комплекс (или серию) дидактических игр и упражнений, направленных на его развитие в практике ДОУ, нашла свое разрешение в практической работе с детьми.
Действительно, дидактические игры способствуют развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Доказательство гипотезы осуществлялось через разрешение поставленных задач:
1. Проанализировать историю и современное состояние проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
2. Выявить уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс дидактических игр и упражнений для развития логического мышления у дошкольников и проверить его эффективность.
Мы рассмотрели понятие логического мышления в психологии.
Логическое мышление – это умение оперировать словами и понимать логику рассуждения. Выполняя такие операции, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, и процессы: суждение, умозаключения, определение понятий, индукция и дедукция.
Рассмотрели
особенности развития
Разработали серию дидактических игр и упражнений, развивающих логическое мышление: дети самостоятельно приходят к выводу, анализируя и сравнивая предметы.
Анализ проведенного нами исследования подтвердил выдвинутую гипотезу и позволил сделать выводы, что использование дидактических игр в работе с дошкольниками дает более высокие результаты при соблюдении следующих условий: