Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 02:57, курсовая работа

Описание работы

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности
В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы [13].
На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления у детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Понятие логического мышления в психологии………………………………...7
Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….....9
Роль дидактических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...12
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………….14
2.2. Организация работы с использованием упражнений, серии дидактических игр, направленных на развитие логического мышления…...20
2.3. Эффективность эксперимента по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии развития 2.docx

— 1.05 Мб (Скачать файл)

«+» правильный ответ;                      «-» неправильный ответ;

Из таблицы № 1 видно, что в контрольной группе 1 ребенок обладает высоким уровнем овладения логическими операциями, что составляет 20%; три ребенка – средним уровнем (60%) и один ребенок – низким уровнем (20%). В экспериментальной группе высокий уровень овладения логическими операциями имеет один ребенок (20%); средний уровень – два ребенка (40%) и низкий уровень – два ребенка (20%).

Таблица № 2.  Анализ  результатов по методике «Нелепицы». (Констатирующий этап)

№.

Группа

Фамилия имя ребёнка

Возраст

Ответы детей

Уровень

Контрольная

выбрал

объяснил

1.

 

Зимин Паша

5 лет 3 мес.

+

+/-

средний

2.

 

Колышева Катя

5 лет 7 мес.

+

+/+

высокий

3.

 

Ефремов Ваня

5 лет 2 мес.

+

+/-

средний

4.

 

Головина Даша

5 лет 1 мес.

+

+/-

средний

5.

 

Свинин Дима

5 лет 5 мес.

-

-/-

низкий

№.

Группа

Фамилия имя ребёнка

Возраст

Ответы детей

Уровень

Экспериментальная

выбрал

объяснил

1.

 

Устименко Максим

5 лет 3 мес.

+

+/+

высокий

2.

 

Воробьёва Вика

5 лет 6 мес.

-

-/-

низкий

3.

 

Морозов Стёпа

5 лет 5 мес.

+

+/-

средний

4.

 

Егорова Аня

5 лет 5 мес.

+

+/-

средний

5.

 

Периастров Артём

5лет 2 мес.

-

-/-

низкий


«+» - правильный ответ;

«-» - неправильный ответ;

«+/-» - неполный ответ.

Из  таблицы видно, что в контрольной  группе высокий уровень у одного ребенка (20%); средний – три ребенка (60%) и низкий уровень – один ребенок (20%). В экспериментальной группе: высокий уровень – 1 ребенок (20%); средний – два ребенка (40%) и низкий уровень – два ребенка (40%).

 Мы  видим, что очень редко встречаются  дети с высоким уровнем развития  логического мышления, которые умеют  сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы и объяснять  свое решение. В основном дети  со средним уровнем – это  дети, которые умеют сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, но допускают ошибки или затрудняются  объяснить свой ответ. Также наблюдаются  дети  с низким уровнем развития  логического мышления – это  дети, которые не умеют анализировать, сравнивать, обобщать и приходить  к определенному выводу.

 Таким  образом, исследовав уровень  логического  мышления у детей  старшего  дошкольного возраста, мы видим, что из десяти  детей высоким  уровнем обладают два ребёнка (20%); средним уровнем – пять (50%) и низким уровнем – три ребёнка (30%). В основном дети со средним  уровнем развития логического  мышления. Для повышения уровня  развития логического мышления  у детей старшего дошкольного  возраста специально разработан комплекс игр и упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Организация  работы с использованием  упражнений, серии дидактических  игр, направленных  на развитие  логического мышления

Мышление является одним из  основных процессов, без которого  нельзя обойтись. С помощью логического  мышления  человек приходит к  выводу, делает сравнения, анализирует.  Поэтому нужно как можно раньше  начать развивать у детей логическое  мышление. Повлиять на развитие логического мышления можно специальными упражнениями и сериями дидактических игр.

Нами был проанализирован ряд дидактических игр. Мы отобрали те, в которых содержатся мыслительные задачи, с целью развития этого вида мышления.  Предложили  их детям из экспериментальной группы.

Были предложены такие игры: «Скажи наоборот», «Бывает не бывает», «Логические концовки», «Найди отличия», «Кто скорее соберёт», «Исключение лишнего», «Разложи картинки в свои конверты», «Раскрась мячи в нужный цвет» и логические задачи (см. приложения 2, 3, 4. 5, 6, 7, 8, 9, 10) [3, 7, 8, 20].

Таким образом, мы разработали и провели серию дидактических игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Эффективность эксперимента по  развитию логического мышления  у детей старшего дошкольного возраста

 После  использования серии дидактических  игр и упражнений. Мы провели  контрольный эксперимент с целью  выявления эффективности использования  серии дидактических игр и  упражнений. На последнем контрольном этапе Мы использовали те же самые методики «Нелепицы» и «Изучение уровня овладения логическими операциями», что и на первом констатирующем этапе.   

 Таблица 3. Анализ результатов по методике «Изучение уровня овладениями логическими операциями» (контрольный этап)

№.

Группа

Фамилия имя ребёнка

Возраст

Ответы детей

Уровень

Контрольная

выбрал

объяснил

1.

 

Зимин Паша

5 лет 3 мес.

+

-

средний

2.

 

Колышева Катя

5лет 7 мес.

+

+

высокий

3.

 

Ефремов Ваня

5 лет 2 мес.

+

-

средний

4.

 

Головина Даша

5 лет 1 мес.

+

-

средний

5.

 

Свинин Дима

5 лет 6 мес.

-

-

средний

Группа

Фамилия имя ребёнка

Возраст

Ответы

детей

Уровень

Экспериментальная

выбрал

объяснил

1.

 

Устименко Максим

5 лет 3 мес.

+

+

высокий

2.

 

Воробьёва Вика

5 лет 6 мес.

+

-

средний

3.

 

Морозов Стёпа

5 лет 5 мес.

+

+

высокий

4.

 

Егорова Аня

5 лет 5 мес.

+

-

средний

5.

 

Периастров Артём

5 лет 2 мес.

+

-

средний


«+» правильный ответ;               «-» неправильный ответ.

Из  таблицы 3 видно, что в контрольной  группе высокий уровень овладения  логическими операциями имеет один ребенок (20%); средний уровень –  четыре ребенка (80%); В экспериментальной  группе два ребенка имеют высокий  уровень (40%) и три ребенка – средний (60%).

Таблица 4. Анализ результатов по методике «Нелепицы» (контрольный этап)

№.

Группа

Фамилия имя ребёнка

Возраст

Ответы детей

Уровень

Контрольная

выбрал

объяснил

1.

 

Зимин Паша

5 лет 3 мес.

+

+/-

средний

2.

 

Колышева Катя

5 лет 7 мес.

+

+/+

высокий

3.

 

Ефремов Ваня

5 лет 2 мес.

+

+/-

средний

4.

 

Головина Даша

5 лет 1 мес.

+

+/+

средний

5.

 

Свинин Дима

5 лет 6 мес.

+

+/-

средний

№.

Группа

Фамилия имя ребёнка

Возраст

Ответы детей

Уровень

Экспериментальная

выбрал

объяснил

   

Устименко Максим

5 лет 3мес.

+

+/+

высокий

   

Воробьёва Вика

5 лет 6 мес.

+

+/-

средний

   

Морозов Стёпа

5 лет 5 мес.

+

+/+

высокий

   

Егорова Аня

5 лет 5 мес.

+

+/-

средний

   

Периастров Артём

5 лет 2 мес.

+

+/-

средний


«+» - правильный  ответ;

«-» - неправильный  ответ;

«+/-» - неполный ответ.

Из  таблицы 4. видно, что в контрольной  группе развитие логического мышления на высоком уровне у одного ребенка (20%); на среднем уровне – четыре ребенка (80%). В экспериментальной группе высокий уровень - два ребенка (40%); средний уровень – три ребенка (60%).

Сравнивая результаты методик  констатирующего и контрольного  этапа мы можем сделать вывод,  что уровень развития логического  мышления у детей старшего  дошкольного возраста стал выше  с использованием серии дидактических  игр и упражнений.

Таким образом,  можно сделать  вывод о том, что серия дидактических  игр и упражнений способствует  повышению уровня развития логического  мышления у детей старшего  дошкольного возраста, т.е. наша  гипотеза доказана. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

 Предварительно  выдвинутая нами гипотеза: развитие логического  мышления у детей  в ДОУ будет  эффективнее, если систематически использовать комплекс (или серию) дидактических  игр и упражнений,  направленных на его развитие в практике ДОУ, нашла свое разрешение в практической работе с детьми.

Действительно, дидактические игры способствуют развитию логического мышления у детей  старшего дошкольного возраста. Доказательство гипотезы  осуществлялось через  разрешение поставленных задач:

  1. Проанализировать историю и  современное состояние проблемы  развития логического мышления  у детей старшего дошкольного  возраста с помощью дидактических  игр.

  2. Выявить уровень развития логического  мышления у детей старшего  дошкольного возраста.

  3. Разработать комплекс дидактических  игр и упражнений для развития  логического мышления у дошкольников  и проверить его эффективность.

 Мы  рассмотрели понятие логического мышления в психологии.

      Логическое  мышление – это  умение оперировать  словами и  понимать логику рассуждения. Выполняя  такие операции, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и  обобщение, и процессы: суждение, умозаключения, определение понятий, индукция и  дедукция.

  Рассмотрели  особенности развития логического  мышления у детей старшего  дошкольного  возраста. Наиболее  существенной особенностью развития  логического мышления в  старшем  дошкольном возрасте является, то, что его первое обобщение связано с действием. И переход от наглядно-образного мышления к логическому определяется появлением условной внутренней позиции. А развитие логического мышления происходит в шесть этапов.

Разработали серию дидактических игр и  упражнений, развивающих логическое мышление: дети самостоятельно приходят к выводу, анализируя и сравнивая предметы.

Анализ проведенного нами исследования подтвердил выдвинутую гипотезу и позволил сделать выводы, что использование дидактических игр в работе с дошкольниками дает более высокие результаты при соблюдении следующих условий:

Информация о работе Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр