Развитие межличностных отношений у младших школьников с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически обосновать, исследовать особенности развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, подобрать комплекс коррекционно – развивающих упражнений, направленных на развитие межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Теоретические основы изучения межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
1.1. Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста …………………………………………………..…………………… 4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом …………………………….. 8
1.3. Особенности межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом ………………………… 13
Выводы …………………………………………………………………………. 17
Глава 2. Развитие межличностных отношений у младших школьников с детским церебральным параличом
2.1. Организация исследования……………………………………………... 18
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………….. 19
2.3. Комплекс коррекционно – развивающих упражнений, направленных на развитие межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом ………………………... 20
Выводы ………………………………………………………………………... 24
Заключение …………………………………………………………………… 25
Список литературы …………………………………………………………... 27
Приложение 1 ………………………………………………………………… 29

Файлы: 1 файл

курсовая № 3.docx

— 87.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение  ……………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Теоретические  основы изучения межличностных отношений  со сверстниками у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом

1.1. Развитие  межличностных отношений у детей младшего школьного возраста …………………………………………………..…………………… 4

1.2. Психолого-педагогическая  характеристика детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом …………………………….. 8

1.3. Особенности  межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом ………………………… 13

Выводы …………………………………………………………………………. 17

Глава 2. Развитие межличностных отношений у младших школьников с детским церебральным параличом

2.1. Организация  исследования……………………………………………... 18

2.2. Анализ  результатов исследования …………………………………….. 19

2.3. Комплекс коррекционно – развивающих упражнений, направленных на развитие межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом ………………………... 20

Выводы ………………………………………………………………………... 24

Заключение …………………………………………………………………… 25

Список литературы …………………………………………………………... 27

Приложение 1 ………………………………………………………………… 29

 

 

 

Введение

     Каждый человек занимает  в обществе вполне определенное  место и, следовательно, всегда  находится в соответствующих  отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека  появляется возможность понять  себя и других людей, оценить  их чувства и действия, а это,  в свою очередь, реализовать  себя и свои возможности в  жизни и занять собственное  место в обществе. Следовательно, общение - важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.

     Общение играет особую  роль в психическом развитии  детей. Развитие психики ребенка  - это процесс, происходящий путем  присвоения им общественно-исторического  опыта человечества, реального общения  с взрослыми - носителями этого  опыта.

     Для ребенка с нарушением  опорно-двигательного аппарата обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научиться жить в нем.

     В настоящее время  интерес к проблеме помощи  детям с детским церебральным параличом значительно возрос. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются их потенциальные возможности к интеграции в общество.

     Все перечисленные  факторы ставят перед учеными  и практиками, работающими в области  специальной психологии, задачу обеспечить коррекционный процесс этой категории детей соответствующими методическими материалами, поэтому выбранная тема является актуальной на современном этапе.

          Цель: теоретически обосновать, исследовать особенности развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, подобрать комплекс коррекционно – развивающих упражнений, направленных на развитие межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом.

Объект: межличностные отношения у младших школьников со сверстниками.

Предмет: комплекс коррекционно – развивающих упражнений, направленный на развития межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с ДЦП.

Гипотеза: мы предполагаем, что процесс развития межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с ДЦП будет эффективным, если использовать комплекс занятий, направленный на:

- активность  в общении со сверстниками;

-формирование  положительного эмоционально климата  в межличностных отношениях со  сверстниками;

- развитие  социально адекватного поведения.

В курсовой работе будут решены следующие задачи исследования:

  1. Изучить научную литературу по проблеме исследования, описать особенности развития межличностных отношений у младших школьников и их сверстников с ДЦП.
  2. Выявить особенности и уровни межличностных отношений у младших школьников с ДЦП.
  3. Составить комплекс коррекционно – развивающих упражнений, направленный на развитие межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом.

В работе будут  использованы следующие методы:

- Теоретический – анализ литературы.

- Эмпирический – опросник Гильбуха О.З. «Мой класс»; социометрическое исследование.

 

Глава 1. Теоретические основы изучения межличностных отношений со сверстниками детей младшего школьного возраста с ДЦП.

1.1. Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

Межличностные отношения людей – это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и  другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них  участвующих.

Н.Н. Обозов считает, что межличностные отношения  – это взаимная готовность субъектов  к определенному типу взаимодействия [12].

Межличностные отношения детей  складываются не только благодаря механизмам межличностного взаимодействия, но и  межличностной перцепции и коммуникации. Их проявление можно заметить, прежде всего, в общении.

Ребенок живет, растет и развивается  в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные  отношения, отражающие взаимосвязи  участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных  отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют  общие закономерности их становления  и развития.

Первая из них отражает обусловленность  природы межличностных отношений  тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе.

Вторая характеристика межличностных  отношений - это их зависимость от совместной деятельности, которая в  любую историческую эпоху опосредствует  развитие межличностных отношений  в группе, определяет их строение.

Третья особенность межличностных  отношений заключается в их уровневой  природе - сколько-нибудь сложившаяся  группа имеет определенный уровень  развития, от которого зависит наличие  или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.

Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей  особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно - исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике детской группы [9].

В детских группах могут быть выделены функционально - ролевые, эмоционально - оценочные и личностно - смысловые  отношения между сверстниками.

Функционально - ролевые отношения. Эти отношения зафиксированы  в специфичных для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной, продуктивной, игровой) и разворачиваются  в ходе усвоения ребенком норм и  способов действия в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны  взрослого. Взрослый санкционирует  те или иные образцы поведения. Функционально - ролевые отношения, проявляющиеся  в игровой деятельности, в значительной степени самостоятельны и свободны от непосредственного контроля со стороны  взрослого;

Основная функция эмоционально - оценочных отношений в детской  группе - осуществление коррекции  поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь  выступают эмоциональные предпочтения - симпатии, антипатии, дружеские привязанности  и т.д. Они возникают в онтогенезе довольно рано, и формирование этого  типа отношений либо обусловлено  чисто внешними моментами восприятия (например, ребенку нравятся кудрявые девочки), либо опосредствовано оценкой взрослого, либо прошлым опытом общения с этим ребенком - негативным или позитивным. Эмоционально - оценочные отношения являются регуляторами в ситуациях возможных конфликтов при распределении ролей в игре. Каждый ребенок, претендуя на значимую роль в игре, сталкивается с подобными стремлениями других детей. В этой ситуации могут стихийно возникнуть первые проявления требования справедливости во взаимоотношениях - ориентация на норму очередности при распределении престижных ролей, наград и отличий, которая, как предполагают дети, должна строго соблюдаться. В детской группе осуществляется взаимная коррекция поведения в соответствии с усвоенными социальными нормами. Если ребенок следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают "жалобы" взрослому, продиктованные желанием подтвердить норму.

Личностно - смысловые отношения - это взаимосвязи в группе, при  которых мотив одного ребенка  приобретает для других сверстников  личностный смысл. При этом участники  совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка, как свои собственные мотивы, ради которых они, принимая различные  социальные роли, действуют. Личностно - смысловые отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда  ребенок во взаимоотношениях с окружающими  берет на себя реально роль взрослого  и действует согласно ей. Это может  обнаружиться в критических ситуациях.

Младшее школьное детство - это период, когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии характерны:

- доминирующая роль семьи в  удовлетворении материальных, коммуникативных,  эмоциональных потребностей ребенка;

- доминирующая роль школы в  формировании и развитии социально-познавательных  интересов;

- возрастание способности ребенка  противостоять отрицательным влияниям  среды при сохранении главных  защитных функций за семьей  и школой [6].

Начало школьного возраста определяется важным внешним обстоятельством - поступлением в школу. К этому периоду ребенок  уже многого достиг в межличностных  отношениях: он ориентируется в семейно-родственных  отношениях; он имеет навыки самообладания; может подчинить себя обстоятельствам - т.е. имеет прочный фундамент  для построения отношения со взрослыми и сверстниками. Существенным достижением в развитии личности является преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу». У него достаточно развиты рефлексивные способности, которые теперь он использует для приобретения новых знаний и навыков. Кроме этого, учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления, а также создает новые условия для личностного развития [26].

Школа предъявляет к ребенку  новые требования в отношении  общения - оно становиться «школой  социальных отношений». Открывая разные стили он пробует их, а затем и выбирает некоторые из них.

С поступлением ребенка в школу  происходит новый значительный шаг  в развитии общения и в усложнении системы взаимоотношений. Он определяется, во-первых, тем, что существенно расширяется  круг общения и в него вовлекается  множество новых людей. Со всеми  этими людьми у ребенка устанавливаются  определенные, как правило, различные, отношения. Во-вторых, в связи с  изменением внешней и внутренней позиции младшего школьника расширяется  тематика его общения с людьми. В круг общения включаются вопросы, соотносимые с учебной и трудовой деятельностью [28].

Таким образом, для межличностных  отношений в младшем школьном возрасте характерно:

- функционально-ролевые отношения  постепенно сменяются эмоционально-оценочными - осуществление коррекции поведения  сверстника в соответствии с  принятыми нормами совместной  деятельности;

- на условие формирования взаимооценок выступает учебная деятельность и оценка учителя;

- доминирующими основаниями для  оценок друг друга являются  ролевые, а не личностные характеристики  сверстника.

Таким образом, можно отметить, что младшие школьники формируют в себе стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости. В младшем школьном возрасте складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ДЦП

При ДЦП  можно говорить об особом виде психического дизонтогенеза: о дефицитарном развитии. Нарушения развития отдельных психических функций тормозят психическое развитие в целом. Дефицитарность моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы [1]. Рассмотрим психическое развитие и развитие эмоционально-волевой сферы подробнее.

Внимание детей с ДЦП характеризуется  рядом патологических особенностей. Отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Младшие школьники с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. Отмечаются также трудности в переключении внимания, застревание на отдельных элементах, что связано с инертностью психической деятельности.

Информация о работе Развитие межличностных отношений у младших школьников с ДЦП