Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 17:51, курсовая работа
Цель: теоретически обосновать, исследовать особенности развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, подобрать комплекс коррекционно – развивающих упражнений, направленных на развитие межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом.
Введение ……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Теоретические основы изучения межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
1.1. Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста …………………………………………………..…………………… 4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом …………………………….. 8
1.3. Особенности межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом ………………………… 13
Выводы …………………………………………………………………………. 17
Глава 2. Развитие межличностных отношений у младших школьников с детским церебральным параличом
2.1. Организация исследования……………………………………………... 18
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………….. 19
2.3. Комплекс коррекционно – развивающих упражнений, направленных на развитие межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом ………………………... 20
Выводы ………………………………………………………………………... 24
Заключение …………………………………………………………………… 25
Список литературы …………………………………………………………... 27
Приложение 1 ………………………………………………………………… 29
Выводы
Проведённое нами исследование с помощью наблюдения и опросника «Мой класс» по проблеме межличностных отношений младших школьников с ДЦП показало, что дети удовлетворены школьной жизнью, неконфликтны, все ученики сплочены с классом. Так же в классе есть явные лидеры, но отверженных детей не наблюдалось. «Изолированных» учеников нет. Двое учеников данного класса остаются отстранёнными, многие не проявляют активности в общении с одноклассниками.
Так же нами было выявлено, что дети данного класса мало играют друг с другом, что не совсем соответствует данному возрастному этапу.
Результаты, проведённого нами диагностирования у младших школьников с ДЦП, позволяют констатировать то, что у них нарушены межличностные отношения друг с другом. Следовательно, возникает необходимость в проведении коррекционно-развивающей работе с учащимися, направленной на развитие межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с ДЦП.
В виду полученных нами данных мы составили комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие межличностных отношений со сверстниками младших школьников с ДЦП, которые будут проводиться в виде игры.
Заключение
В первой главе нашей работы был проведён теоретический анализ психологической литературы по проблеме межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с ДЦП.
Проблематика межличностных отношений у младших школьников с ДЦП – одна из наиболее актуальных в специальной психологии. Существуют определенные концепции, характеризующие этот вопрос. Межличностные отношения имеют классификации, рассматриваются в статике и динамике, а также включают в себя много вопросов, получивших самостоятельное обширное изучение (например, вопросы межличностного восприятия, общения и др.).
В младшем
школьном возрасте закладываются базовые
психологические основы для межличностного
воздействия, коллективистских отношений.
Трудности общения в данном возрасте
обусловлены
Во второй части были проведены наблюдения за общением детей внутри класса и проведена диагностическая методика «Мой класс». Так же был подобран комплекс упражнений, направленный на развитие межличностных отношений со сверстниками младших школьников с ДЦП.
В результате полученных данных мы смогли отметить, что дети данного класса адекватно общаются внутри своего класса и идут на контакт. Нужно отметить, что не все дети принимают участие в деятельности класса, в игровых моментах, в общении. так же нами отмечено, что дети данного класса мало играют на переменах и в свободное от уроков время.
Итак, по проблеме межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ДЦП, были решены поставленные задачи и достигнута цель данной работы.
Список литературы
Приложение 1
Опросник «Мой класс» (Гильбух Ю.З.)
Может использоваться во II - VII классах.
Методика состоит из 15 вопросов, разделенных на пять блоков. В каждом отдельном блоке из трех вопросов: 1-й вопрос измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью, 2-й - степень конфликтности в классе (как она осознается отдельными учениками и классом в целом) и 3-й - степень сплоченности класса (опять-таки - по тому, как это качество отражается в сознании учащихся).
Указанные вопросы предъявляются на бланке, имеющем следующую форму:
Суммы баллов:
степень удовлетворенности (У) — 10;
степень конфликтности (К) — 9;
степень сплоченности (С) — 12.
Заполнение анкеты учащимися в среднем занимает 5—10 минут.
При ее предъявлении классу дается следующая инструкция (устная):
«Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким является ваш класс. Обведите кружком слово «Да», если вы согласны с этим утверждением, и слово «Нет», если не согласны с этим утверждением.
Не забудьте подписать свое имя и фамилию вверху на обратной стороне анкеты»
Правила проставления баллов (в колонке «Для учителя»):
Вопросы, рядом с которыми в колонке «Для учителя» отсутствует символ «о» (обратный), оцениваются баллом «3» при ответе «Да» и баллом «1» при ответе «Нет». Вопросы с символом «о» оцениваются в обратном соотношении (т.е. при ответе «Да» — балл 1, а при ответе «Нет» — балл 3.
По вопросам, оставшимся без ответа, или с ответами, которые даны с нарушением правил, выставляется балл 2.
Для получения оценки по данному параметру оценки по пяти относящимся к нему вопросам суммируются. Например, общая оценка по удовлетворенности получается путем суммировании оценок по вопросам 1, 4, 7, 10, 13.
В приведенном выше примере показано, каким образом получены общие оценки: 10 — для удовлетворенности, 9 — для конфликтности, 12 — для сплоченности.
Данная методика позволяет диагностировать, прежде всего, отношение отдельных учеников к своему классу. Вместе с тем она дает возможность получить и обобщенную его характеристику. Для этого по каждому из трех параметров выводится средний балл (по формуле вычисления среднего арифметического).
Таблица 1
Бланк опросника «Мой класс»
Помни, что ты характеризуешь свой нынешний класс, каким он есть сегодня |
Обведи кружочком свой ответ |
Для учителя | |
1. Ребятам нравится учиться в нашем классе |
да |
нет |
|
2. Дети в классе всегда дерутся друг с другом |
да |
нет |
|
3. В нашем классе каждый ученик — мой друг |
да |
нет |
|
4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы |
да |
нет |
О |
5. Некоторые дети о нашем классе являются середнячками |
да |
нет |
|
6. С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу |
да |
нет |
О |
7. Ребята нашего класса с |
да |
нет |
|
8. Многие дети в нашем классе любят драться |
да |
нет |
|
9. Все ученики в нашем классе — друзья |
да |
нет |
О |
10. Некоторые ученики не любят свой класс |
да |
нет | |
11. Отдельные ученики всегда |
да |
нет |
|
12. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу |
да |
нет |
|
13. Наш класс веселый |
да |
нет |
|
14. Дети в нашем классе много ссорятся |
да |
нет |
|
15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья |
да |
нет |
Приложение 2, таблица 2
№ |
Кто выбирает (список класса) |
Кого выбирают |
Сделанные выборы |
Всего | |||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
(+) |
(-) |
|||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Антон Саша Ульяна Маша Ангелина Ваня Алёна Маргарита Илья |
+
- + +
+ |
+ +
+ +
|
+ + - - + + |
+
- + + + |
-
-
-
|
+ +
|
+
-
+ |
+
|
+
-
|
3 3 2 3
2 4 3 2 |
1
1
3 4 2
|
4 3 3 3 3 6 6 3 2 | ||||||
Полученные выборы |
|
|
|||||||||||||||||
∑(+) |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
1 |
1 |
|||||||||||
∑ (-) |
1 |
2 |
1 |
4 |
2 |
1 |
|||||||||||||
Всего |
5 |
4 |
6 |
5 |
4 |
2 |
4 |
1 |
2 |
33 |
Информация о работе Развитие межличностных отношений у младших школьников с ДЦП