Развитие межличностных отношений у младших школьников с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически обосновать, исследовать особенности развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, подобрать комплекс коррекционно – развивающих упражнений, направленных на развитие межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Теоретические основы изучения межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
1.1. Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста …………………………………………………..…………………… 4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом …………………………….. 8
1.3. Особенности межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом ………………………… 13
Выводы …………………………………………………………………………. 17
Глава 2. Развитие межличностных отношений у младших школьников с детским церебральным параличом
2.1. Организация исследования……………………………………………... 18
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………….. 19
2.3. Комплекс коррекционно – развивающих упражнений, направленных на развитие межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом ………………………... 20
Выводы ………………………………………………………………………... 24
Заключение …………………………………………………………………… 25
Список литературы …………………………………………………………... 27
Приложение 1 ………………………………………………………………… 29

Файлы: 1 файл

курсовая № 3.docx

— 87.00 Кб (Скачать файл)

 

Выводы

     Проведённое  нами исследование с помощью  наблюдения и опросника «Мой класс» по проблеме межличностных отношений младших школьников с ДЦП показало, что дети удовлетворены школьной жизнью, неконфликтны, все ученики сплочены с классом. Так же в классе есть явные лидеры, но отверженных детей не наблюдалось. «Изолированных» учеников нет. Двое учеников данного класса остаются отстранёнными, многие не проявляют активности в общении с одноклассниками.

Так же нами было выявлено, что  дети данного класса мало играют друг с другом, что не совсем соответствует  данному возрастному этапу.

Результаты, проведённого нами диагностирования у младших школьников с ДЦП, позволяют констатировать то, что у них нарушены межличностные отношения друг с другом. Следовательно, возникает необходимость в проведении коррекционно-развивающей работе с учащимися, направленной на развитие межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с ДЦП.

В виду полученных нами данных мы составили комплекс коррекционно-развивающих  упражнений, направленных на развитие межличностных отношений со сверстниками младших школьников с ДЦП, которые будут проводиться в виде игры.

      

Заключение

В первой главе нашей работы был проведён теоретический анализ психологической литературы по проблеме межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с ДЦП.

Проблематика  межличностных отношений у младших школьников с ДЦП – одна из наиболее актуальных в специальной психологии. Существуют определенные концепции, характеризующие этот вопрос. Межличностные отношения имеют классификации, рассматриваются в статике и динамике, а также включают в себя много вопросов, получивших самостоятельное обширное изучение (например, вопросы межличностного восприятия, общения и др.).

В младшем  школьном возрасте закладываются базовые  психологические основы для межличностного воздействия, коллективистских отношений. Трудности общения в данном возрасте обусловлены неудовлетворённостью межличностными отношениями со сверстниками, неадекватностью эмоциональных  реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблем. Так как на эти трудности накладывается двигательный дефект, то у младших школьников с ДЦП проявление данных проблем происходит в крайней степени. Делая вывод, можно сказать, что дети данной категории нуждаются в коррекционном вмешательстве по проблеме межличностных отношений со сверстниками младших школьников с ДЦП.

Во второй части были  проведены наблюдения за общением детей внутри класса и проведена диагностическая методика «Мой класс». Так же был подобран комплекс упражнений, направленный на развитие межличностных отношений со сверстниками младших школьников с ДЦП.

В результате полученных данных мы смогли отметить, что дети данного класса адекватно общаются внутри своего класса и идут на контакт. Нужно отметить, что не все дети принимают участие в деятельности класса, в игровых моментах, в общении. так же нами отмечено, что дети данного класса мало играют на переменах и в свободное от уроков время.

Итак, по проблеме межличностных отношений  детей младшего школьного возраста с ДЦП, были решены поставленные задачи и достигнута цель данной работы.

 

Список литературы

  1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
  2. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. тр. / А.А. Бодалев — М., 1983. – 265с..
  3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Издательство «Союз», 2004. - 143 с.
  4. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии /Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654с.
  5. Власова Т.А. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ Под ред. Т.А.Власовой. - М., 2000.
  6. Гришанова, И.А. Возможности формирования коммуникативной успешности у обучаемых в условиях учебного общения: Образование и наука без границ: материалы II междунар. науч.-практ. конф / И. А. Гришанова. - Днепропетровск: Наука и образование, 2006. - 432с.
  7. Егидес А.П. Психологическая концепция конфликтного общения / Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 52-62.
  8. Жукова И.С. Если ваш ребенок отстает в развитии / И.С. Жукова, Е.М. Масткова - М.,2002 – 316с.
  9. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский – Минск: Изд-во БГУ, 2009. –284с
  10. Коломинский Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997.
  11. Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте / И.Ю. Левченко. - М.,1991. – 160с.
  12. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. — М., 1979. – 101с.
  13. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина - . М.: Академия, 1997. - 384с.
  14. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества / В. С. Мухина. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 294с.
  15. Мухина, В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста. Возрастная и педагогическая психология / В.С. Мухина; под редакцией А.В. Петровского. М.: Просвещение. - 1973. - 400 с.
  16. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев: Наука. 2006. –191с.
  17. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология/ Л. Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 282с.
  18. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности / В.Б. Ольшанский. – М.: Просвещение. 2008. –339с.
  19. Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» – М., Педагогика, 1977 - 160с.
  20. Руденский, Е.В. Социальная психология: Курс лекций / Е. В. Руденская. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 224с.
  21. Рапацевич Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич - Мн. : «Современное слово», 2001.- 928с.
  22. Смирнова Е.О. Исследование общения школьников со сверстниками / Е. О. Смирнова, Т.В. Гуськова. Вопросы психологии. — 1985. — №11. — С. 167-175. 
  23. Феоктистова, В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей / В. А. Феоктистова . - С-Пб.: Речь, 2005. - 128 с.
  24. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. – 2е изд., - М.: Владос, 2001. – 512с.

 

Приложение 1

Опросник «Мой класс» (Гильбух Ю.З.)

Может использоваться во II - VII классах.

Методика  состоит из 15 вопросов, разделенных  на пять блоков. В каждом отдельном  блоке из трех вопросов: 1-й вопрос измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью, 2-й - степень конфликтности в классе (как она осознается отдельными учениками и классом в целом) и 3-й - степень сплоченности класса (опять-таки - по тому, как это качество отражается в сознании учащихся).

Указанные вопросы предъявляются на бланке, имеющем следующую форму:

Суммы баллов:

степень удовлетворенности (У) — 10;

степень конфликтности (К) — 9;

степень сплоченности (С) — 12.

Заполнение  анкеты учащимися в среднем занимает 5—10 минут. 

При ее предъявлении классу дается следующая инструкция (устная):

«Вопросы  этой анкеты направлены на то, чтобы  установить, каким является ваш класс. Обведите кружком слово «Да», если вы согласны с этим утверждением, и  слово «Нет», если не согласны с этим утверждением.

Не забудьте подписать свое имя и фамилию  вверху на обратной стороне анкеты»

Правила проставления баллов (в колонке  «Для учителя»):

Вопросы, рядом с которыми в колонке  «Для учителя» отсутствует символ «о» (обратный), оцениваются баллом «3»  при ответе «Да» и баллом «1» при  ответе «Нет». Вопросы с символом «о» оцениваются в обратном соотношении (т.е. при ответе «Да» — балл 1, а  при ответе «Нет» — балл 3.

По вопросам, оставшимся без ответа, или с ответами, которые даны с нарушением правил, выставляется балл 2.

Для получения оценки по данному параметру оценки по пяти относящимся к нему вопросам суммируются. Например, общая оценка по удовлетворенности получается путем суммировании оценок по вопросам 1, 4, 7, 10, 13.

В приведенном  выше примере показано, каким образом  получены общие оценки: 10 — для  удовлетворенности, 9 — для конфликтности, 12 — для сплоченности.

Данная  методика позволяет диагностировать, прежде всего, отношение отдельных учеников к своему классу. Вместе с тем она дает возможность получить и обобщенную его характеристику. Для этого по каждому из трех параметров выводится средний балл (по формуле вычисления среднего арифметического).

Таблица 1

Бланк опросника «Мой класс»

Помни, что ты характеризуешь свой нынешний класс, каким он есть сегодня

Обведи кружочком свой ответ

Для учителя

1. Ребятам нравится учиться в  нашем классе

да

нет

 

2. Дети в классе всегда дерутся  друг с другом

да

нет

 

3. В нашем классе каждый ученик  — мой друг

да

нет

 

4. Некоторые ученики в нашем  классе несчастливы

да

нет

О

5. Некоторые дети о нашем классе  являются середнячками

да

нет

 

6. С некоторыми детьми в нашем  классе я не дружу

да

нет

О

7. Ребята нашего класса с удовольствием  ходят в школу

да

нет

 

8. Многие дети в нашем классе  любят драться

да

нет

 

9. Все ученики в нашем классе  — друзья

да

нет

О

10. Некоторые ученики не любят  свой класс

да

нет

11. Отдельные ученики всегда стремятся  настоять на своем

да

нет

 

12. Все ученики в нашем классе  хорошо относятся друг к другу

да

нет

 

13. Наш класс веселый

да

нет

 

14. Дети в нашем классе много  ссорятся

да

нет

 

15. Дети в нашем классе любят  друг друга как друзья

да

нет

 

 

 

 

 

Приложение 2, таблица 2

Кто выбирает (список класса)

Кого выбирают

Сделанные выборы

Всего

   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

(+)

(-)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Антон

Саша

Ульяна

Маша

Ангелина

Ваня

Алёна

Маргарита

Илья 

 

+

 

 

-

+

+

 

+

+

+

 

 

 

+

+

 

 

 

+

+

-

-

+

+

 

 

+

 

 

-

+

+

+

-

 

-

 

 

-

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

-

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

-

 

 

 

3

3

2

3

 

2

4

3

2

1

 

1

 

3

4

2

 

4

3

3

3

3

6

6

3

2

 
 

Полученные выборы

 

 

   

 

 
                   

∑(+)

4

4

4

4

 

2

2

1

 

1

     

∑ (-)

1

 

2

1

4

 

2

 

1

     

Всего

5

4

6

5

4

2

4

1

2

   

33


 

 

 


Информация о работе Развитие межличностных отношений у младших школьников с ДЦП