Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 17:51, курсовая работа
Цель: теоретически обосновать, исследовать особенности развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, подобрать комплекс коррекционно – развивающих упражнений, направленных на развитие межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом.
Введение ……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Теоретические основы изучения межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
1.1. Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста …………………………………………………..…………………… 4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом …………………………….. 8
1.3. Особенности межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом ………………………… 13
Выводы …………………………………………………………………………. 17
Глава 2. Развитие межличностных отношений у младших школьников с детским церебральным параличом
2.1. Организация исследования……………………………………………... 18
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………….. 19
2.3. Комплекс коррекционно – развивающих упражнений, направленных на развитие межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом ………………………... 20
Выводы ………………………………………………………………………... 24
Заключение …………………………………………………………………… 25
Список литературы …………………………………………………………... 27
Приложение 1 ………………………………………………………………… 29
Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания. Бывает, что ребенок не в состоянии целенаправленно выполнять даже элементарные действия. Отмечается слабость активного произвольного внимания. При нарушениях активного произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта - сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации.
Восприятие младших школьников с ДЦП существенно отличается от восприятия нормально развивающихся детей, и здесь можно говорить и о количественном отставании от возрастных нормативов, и о качественном своеобразии в формировании данной психической функции.
У младших школьников с ДЦП имеет место своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. У ребенка с ДЦП на оптический и звуковой раздражитель возникает притормаживание общих движений. При этом отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции, т.е. поворот головы в сторону источника звука или света [19].
У детей представленной категории нарушение зрительного восприятия затрудняет узнавание усложненных вариантов предметных изображений (перечеркнутых, наложенных друг на друга, "зашумленных" и др.). Существенные трудности наблюдаются в восприятии конфликтных составных фигур (например, утки и зайца). У младших школьников с ДЦП долго сохраняется зрительный след от предыдущего изображения, что мешает дальнейшему восприятию. Наблюдается нечеткость восприятия картинок: одну и ту же картинку со знакомым предметом дети могут "узнавать" по-разному. Многие не умеют найти нужную картинку или узнать ее, не умеют найти нужную деталь на картинке или в натуре. Это мешает осмыслению сюжетных картин. Возникают затруднения в написании цифр и букв: изображения могут быть зеркальными либо перевернутыми, ребенок плохо ориентируется на строке или в клетках тетради.
У некоторых детей с ДЦП
Слабое ощущение своих движений
и затруднения в ходе осуществления
действий с предметами являются причинами
недостаточности активного
Восприятие пространства является
необходимым условием ориентировки
человека в окружающем мире. При
всех видах ДЦП наблюдается
Затруднения в различении пространственных
отношений, правильные объяснения и
ошибочное воспроизведение
Практическая дифференцировка
пространственных отношений и употребление
адекватных словесных обозначений
в большинстве случаев у детей
с ДЦП имеет ситуативный
Двигательная память, т.е. запоминание, сохранение, воспроизведение движений, развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма своеобразно. Это обусловлено тяжестью двигательной патологии при ДЦП.
У некоторых детей с ДЦП
Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ДЦП, как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении.
Двигательные нарушения у ребенка с ДЦП не дают ему возможности полноценно освоить все многообразие наглядно-действенных задач, которые нормально двигающийся малыш решает почти ежечасно в повседневной жизни. Ребенок с ДЦП лишен возможности двигаться, либо такая возможность ограничена. Следовательно, наглядно-действенное мышление будет формироваться с большим опозданием и весьма своеобразно. Таким образом, познание окружающего мира в активной деятельности нарушается.
Наглядно-образное мышление обычно формируется на основе наглядно-действенного мышления и чувственного опыта (ощущения и восприятие). При ДЦП оба этих компонента значительно нарушены в своем развитии, поэтому данный вид мышления формируется позже нормативных сроков и имеет ряд специфических особенностей.
Развитие словесно-логического мышления начинается с формирования обобщенного значения слов и развития словесного обобщения. Этот этап в развитии мышления у детей с ДЦП существенно страдает. Задержка в развитии словесно-логического мышления у детей с ДЦП проявляется в том, что дети с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей. Наблюдается задержка в формировании обобщающих понятий и форм (классификация предметов, выделение четвертого лишнего, осмысление простого рассказа и др.). Обычно задержка в развитии логического мышления сочетается с низким уровнем сформированности познавательных интересов, с преобладанием игровых мотивов. Недоразвитие абстрактного мышления проявляется, прежде всего, в усвоении счета [4].
Мелодико-интонационная
Эмоционально-волевые
Таким образом, у детей с ДЦП
наблюдается специфическое
1.3.
Особенности межличностных
Речь как основное средство общения развивается через движение и в социальном контакте, и ее основа закладывается еще на первом году жизни ребенка. Когда у ребенка при ДЦП имеются отклонения сенсомоторной сферы, управления мимикой лица и жестами, кинестетического восприятия, контроля за дыханием и передвижением, артикуляции, звукопроизношения, исчезает возможность самостоятельно реализовывать себя в окружающем мире. Все это оказывает непосредственное влияние на развитие коммуникативной деятельности и психическое развитие в целом.
У детей с ДЦП функция общения развивается неравномерно, в отличие от здоровых детей.
В отличие от здоровых сверстников, младшие школьники с ДЦП ведут себя пассивно и не проявляют особого желания к сотрудничеству со взрослым. Они не стремятся по собственной инициативе к общению, но при настойчивом побуждении и поддержке устанавливают контакты. При обращении к ним дети обмениваются впечатлениями и периодически ищут поддержки и внимания взрослого. Экспрессивно-мимической речью, в отличие от здоровых детей пользуются крайне редко, чаще употребляют жесты.
Потребность в общении у детей
с ДЦП выражена менее интенсивно.
Это можно объяснить как
Дети с церебральным параличом в школьном возрасте обычно менее многословны, и их ответы менее разнообразны.
Выделяют пять типов коммуникативных нарушений при ДЦП:
— связанных с нарушением движений;
— связанных с нарушением мозга;
— из-за длительной госпитализации;
— из-за социально-эмоциональных проблем;
— в связи с физическим дефектом.
Когда ребенок с двигательными нарушениями пытается начать разговор, ему приходится сталкиваться с разными сложностями. Кроме того, ему сложно зачастую установить контакт, так как нередко его взгляды, движения, слова бывают неверно поняты. После неудач в контактах у детей с ДЦП редко появляется желание инициативы.
К основным трудностям в отношениях младших школьников со сверстниками с ДЦП относятся следующие:
1. Проблемы
в восприятии и понимании
2. Проблемы
в использовании средств
3. Проблемы в межличностных отношениях, связанные с особенностями личности детей, проявляющиеся в инфантильном поведения, излишней привязчивости к окружающим людям, стремлении к физическому контакту – поглаживаниям, не смотря на то, что ребенок уже достиг младшего школьного возраста [5].
Младшие школьники с ДЦП мало разговаривают между собой, недостаточно пользуются речью даже во время игры. Они не всегда внимательно слушают собеседника, поэтому часто отвечают невпопад или оставляют вопрос без ответа. Общение с взрослыми и сверстниками протекает вяло, без должной активности [15].
Для младших школьников с ДЦП характерна сниженная потребность в общении и совместной деятельности со сверстниками, отсутствие интереса к личностной сфере окружающих, их переживаниям, чувствам, действиям и поступкам. У младших школьников с ДЦП преобладает в основном нейтральное отношение к другим. Характерна выраженная направленность на себя, свои чувства, переживания. Это отличает их от здоровых сверстников, для которых характерны зависимость самоотношения от мнения значимых других, стремление к причастности групповым тенденциям, к сотрудничеству, к проявлению дружелюбия по отношению к окружающим людям.
В связи
со специфическими особенностями нарушений
в когнитивной деятельности у
младших школьников с ДЦП можно
предположить, что у них возникают
существенные затруднения в восприятии
эмоциональных состояний
Двигательные нарушения влияют
и на невербальное общение. Если руками
невозможно делать понятные жесты, передача
сообщений усложняется. Навыки невербального
общения будут развиваться
Таким образом, существенные отклонения, наблюдающиеся в психической, личностной сфере, слабое развитие волевых процессов, проявляющееся в снижении потребности в общении, в специфичных реакциях на внешние впечатления, неумении противостоять воле другого человека и речевые нарушения предопределяют специфику отношений детей церебральным параличом с окружающими.
Выводы
Подводя итог по первой главе можно сказать, что межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивающими их эмоциональную содержательность.
Информация о работе Развитие межличностных отношений у младших школьников с ДЦП