Развитие межличностных отношений у младших школьников с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически обосновать, исследовать особенности развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, подобрать комплекс коррекционно – развивающих упражнений, направленных на развитие межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Теоретические основы изучения межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
1.1. Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста …………………………………………………..…………………… 4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом …………………………….. 8
1.3. Особенности межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом ………………………… 13
Выводы …………………………………………………………………………. 17
Глава 2. Развитие межличностных отношений у младших школьников с детским церебральным параличом
2.1. Организация исследования……………………………………………... 18
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………….. 19
2.3. Комплекс коррекционно – развивающих упражнений, направленных на развитие межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом ………………………... 20
Выводы ………………………………………………………………………... 24
Заключение …………………………………………………………………… 25
Список литературы …………………………………………………………... 27
Приложение 1 ………………………………………………………………… 29

Файлы: 1 файл

курсовая № 3.docx

— 87.00 Кб (Скачать файл)

К основному симптому ДЦП — двигательным расстройствам — в большой  части случаев присоединяются нарушения  психики, речи, зрения, слуха и др.

В младшем  школьном возрасте закладываются базовые  психологические основы для межличностного воздействия, коллективистских отношений. Трудности общения в данном возрасте обусловлены неудовлетворённостью межличностными отношениями со сверстниками, неадекватностью эмоциональных  реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблем.

Проблемы нарушения общения  ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также  велика и роль общения со сверстниками.

 

Глава 2. Развитие межличностных отношений у младших школьников с ДЦП

2.1. Организация исследования

     Эмпирическое исследование проводилось на базе образовательного учреждения «БОУ Омской области «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №301 VI вида»».

     Целью нашего исследования являлось  изучение особенностей развития  межличностных отношений младших  школьников с ДЦП.

     В ходе исследования нам необходимо  было решить следующие задачи:

  • подобрать выборку испытуемых соответствующих цели исследования;
  • подобрать диагностические методики исследования межличностных отношений младших школьников с ДЦП;
  • провести качественно-количественный анализ полученных результатов и интерпретировать их.

     Выборка для нашего исследования составила 9 человек, в возрасте от 8 до 9 лет. Все дети - ученики одного (2) класса. У всех детей имеются нарушения опорно-двигательного аппарата, ДЦП.

Вначале исследования было проведено знакомство с классом.

Следующим этапом было проведение диагностической методики «Мой класс» (Гильбух Ю.З.) и социометрического исследования.

Завершающим этапом стала обработка и интерпретация  результатов, полученных в ходе диагностик.

Обе методики проводились с каждым ребёнком индивидуально в один день. На проведение этих методик на одного ребёнка потребовалось от 20 до 30 минут.

     Опросник «Мой класс» (Гильбух Ю.З.)

     Данная методика позволяет диагностировать,  прежде всего, отношение отдельных  учеников к своему классу. Вместе  с тем она дает возможность  получить и обобщенную его  характеристику.

Методика  состоит из 15 вопросов, разделенных  на пять блоков. В каждом отдельном  блоке из трех вопросов: 1-й вопрос измеряет степень удовлетворенности  школьной жизнью, 2-й - степень конфликтности  в классе  и 3-й - степень сплоченности класса (см. приложение 1, таблица 1).

Социометрическое  исследование

     Определяет социометрический статус  школьника в классе и его  потребности в общении.

     Детям предоставляется список  учеников класса, в котором обучается  обследуемый и социометрическая  матрица: «Уроки».

     Завершающим этапом стала обработка  и интерпретация результатов,  полученных в ходе исследования.

     Процедура обследования проводилась  индивидуально, методики применялись  в разные дни (см. приложение 2, таблица 2).

2.2. Анализ результатов исследования

Опросник  «Мой класс» (Гильбух Ю.З.).

Дети  легко шли на контакт, многие с  удовольствием отвечали на вопросы, затруднений при ответах не наблюдалось  практически ни у кого, некоторые ребята долго обдумывали свои ответы. Большая часть детей (6 человек) отвечали тихо и неуверенно, были замкнуты.

Почти весь класс – 7 человек, долго думали над  ответами.

Все дети положительно ответили на вопрос, нравится ли им учиться в классе. На остальные  вопросы мнения расходились.

Половина  класса отметила 4 ребят, которых считает  конфликтными. Остальная половина класса дружна с этими ребятами. Одна девочка  отметила, что не хочет ни с кем  дружить, но так же отметила, что ей нравится ходить в школу. Оставшиеся ребята (8 человек) сказали, что она драчлива.

Двум детям очень понравилось отвечать на вопросы, во время проведения исследования они активно рассуждали о своих одноклассниках, с кем им больше всего нравится дружить, кто им нравится, кто не нравится.

Большая часть этого класса (7 человек)  отметили, что их класс не любит  веселиться, больше всего они любят  читать книги и смотреть телевизор.

Так же большая  часть класса (8 человек) отметили, что  двое ребят из всего класса несчастны.

В результате полученных данных мы обнаружили, что весь класс(9 человек) удовлетворены школьной жизнью, 7 детей сплочены с классом, но 4 человек конфликтны (рис.1).

    

Рис.1. Полученные данные по опроснику «Мой класс»

    Социометрическое исследование

Дети с удовольствием выполняли задания, не отвлекались, затруднений при ответах не было.

Четырём ребятам из класса понравилось выделять – кто им больше всего понравился, рассказывать про этих ребят подробнее, и к кому они относятся отрицательно.

Весь  класс отметил, что им нравится говорить друг другу правду, что они прислушиваются друг к другу.

Один  ребёнок отметил, что ей нравится учиться, но ей не нравятся ребята, которые  учатся с ней в классе, потому что они её «обижают».

     В результате исследования мной  было выявлено, что в классе есть 1 «лидер», 6 «предпочитаемых» учеников, «оттеснённых», 1 «отверженный». «Изолированных» и «отверженных» учеников в классе нет (рис.2).

Рис.2. Полученные данные по социометрическому  исследованию

 

 

 

2.3. Комплекс коррекционно – развивающих упражнений, направленных на развитие межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с детским церебральным параличом

На основе теоретического анализа данной проблемы, проведённой диагностической методики нами был подобран комплекс коррекционно-развивающих упражнений, который будет направлен на развитие межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с ДЦП.

Цель данных упражнений: коррекция межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с ДЦП.

Задачи:

- активность  в общении со сверстниками;

-формирование  положительного эмоционально климата  в межличностных отношениях со  сверстниками;

- развитие социально адекватного  поведения.

Перечень упражнений:

  • Здравствуй:

Группа садится в круг. Используется мяч для большого тенниса. Психолог ловит взгляд одного из детей и кидает ему мяч со словами: «Здравствуй! как тебя зовут?». Далее он дает инструкции о: «Выбери любого в группе, кто тебе интересен, помай его взгляд, перекинь ему мячик со словами, поздоровайся».

  • Как дела?

Психолог  по очереди (по кругу) задает один и  тот же вопрос участникам: "Как  дела?" Задача каждого участника  ответить на этот вопрос оригинально, то есть так, чтобы ответ не был  похож ни на один из уже прозвучавших вариантов.  Если ответ участника не оригинален, он выбывает из игры: встает со своего места и отходит в сторонку. Упражнение продолжается до тех пор, пока не останется один участник.  Если ответ дословно не повторяет другой ответ, но является его парафразом, или же близок по смыслу, это тоже считается повторением, и участник в таком случае выбывает.

В конце  проводится обсуждение:  А как вы обычно отвечаете на вопрос "Как дела?" в реальной жизни? Как можно расклассифицировать ответы?

  • Дальние коммуникации:

Все участники сидят в кругу. Каждый находит себе партнера по игре, сидящего напротив (желательно, чтобы  это не были друзья или хорошие  знакомые). В течение одной минуты, по сигналу психолога, партнеры стараются узнать друг о друге как можно больше. Вставать с места нельзя. Когда время заканчивается, партнеры презентуют друг друга, рассказывают о том, что узнали.

  • Рассказ охотника:

Первый участник начинает рассказ охотника и в любой момент может прервать свой рассказ и попросить другого продолжить и так до последнего участника. Задача психолога – постараться отслеживать динамику, чтобы рассказ получился интересным.

  • Паром:

Комната делится двумя линиями  на три части, центральная часть  река, две крайние - берега. Группа делится  на две команды, в каждой команде  примерно равное количество мальчиков  и девочек. Девочки не умеют плавать, и задача мальчиков – переправит их на другой берег. Если девочка во время переправы касается рукой или другой частью тела «воды», то есть центральной части пола, то команда начинает заново. Кто быстрее переправит своих девочек на другой берег.

  • День рождения:

Доброволец должен представить, что  у него сегодня день рождения. К  нему собираются в гости члены группы. Он надеется, что каждый из них принесет какой-то подарок и хорошее настроение. Пространство группы преобразуется в пространство комнаты или квартиры, у дверей которой доброволец-именинник и встречает своих гостей. Условием «входа» в эту воображаемую квартиру является произнесение поздравления имениннику и мотивированное вручение ему некоторого (воображаемого) подарка.

  • Ежики, ёжики: 

Психолог спрашивает у участников игры: «Кто дружнее: девочки или мальчики? Хотите узнать? В этом поможет Вам игра. Повторяем все вместе слова и движения:

Два прихлопа (хлопают),

Два притопа (топают),

Ёжики - ёжики (выполняют движение, напоминающее вкручивание лампочек).

Наковали - наковали (одним кулаком стучит по-другому),

Ножницы - ножницы (выполняют движения режущих ножниц),

Бег на месте, бег на месте (имитируют бег),

Зайчики - зайчики (изображают зайчиков, хлопающих ушами).

Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе...»

После этих слов девочки громко кричат: «Девочки!!!», - мальчики: «Мальчики!!!», - а затем кричат все вместе. Ведущий, подводя итоги игры, говорит о  том, что дружнее всего получилось тогда, когда кричали все вместе.

  • Следопыт:

Участники получают бланк со списком  вопросов, ведущий оговаривает время, предоставленное на выполнение задания, определяет условия, например:

  • психолог не помогает, классный руководитель не помогает (или наоборот включается в игру);
  • ответы должны быть точными, а не приблизительными;
  • во время уроков задания не выполняются;
  • каждый справляется самостоятельно (или, наоборот, работает группа, или способ организации работы вообще не оговаривается).

По окончании отпущенного на выполнение задания времени бланки с ответами обрабатываются психологом, подсчитываются баллы и объявляются победители: самые любознательные и дотошные.

Вопросы:

1. Назовите любимые цветы вашего классного руководителя?

2. У кого из работающих сегодня  охранников самый большой размер  обуви?

3. Сколько табуреток и лавок в столовой?

4. Сколько деревьев растет на пришкольном участке?

5. Есть ли в медицинском кабинете «фумитокс»?

6. В каком городе родился школьный врач?

7. Любимое занятие классного руководителя.

8. Какой вопрос оказался самым интересным?

  • Изобрази животное:

Начинается эта игра обычно с  фанта: его владелец должен изобразить животное, которое ему назовут, —  петух, котенок или собака. Следующих  подростков можно попросить уже  самостоятельно показывать какое-то животное. Так появляется медведь, змея, воробей, суслик, баран. Некоторых животных придется показывать в парах, русскую тройку — даже втроем.

  • Одеяло:

Участники делятся на две команды, располагаясь, друг напротив друга. Между  ними натянуто одеяло. С каждой команды  по одному человеку подсаживаются ближе  к одеялу. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее  назвал - забирает к себе в команду  игрока. Побеждает та команда, которая «перетянет» к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имён.

Информация о работе Развитие межличностных отношений у младших школьников с ДЦП