Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 18:24, дипломная работа
Цель данной работы – выявить уровень развития различных видов мышления у младших школьников, провести диагностику уровня развития мышления и проанализировать результаты.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) охарактеризовать младший школьный возраст.
3) осуществить диагностику уровня развития мышления.
4) обработать результаты исследования.
5) сравнить уровни развития мышления успевающих и неуспевающих учеников.
6) разработать рекомендации по развитию мышления младших школьников.
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………….
1.1 Проблема развития мышления в трудах отечественных
и зарубежных психологов…………………………………………………….
1.2 Характеристика младшего школьного возраста……………………
1.3 Особенности мышления младших школьников…………………..
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика уровня развития мышления младших школьников
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления младших школьников
Заключение
Библиографический список
В дальнейших работах, среди которых широкой известностью пользуются исследования А. Валлона и Ж. Пиаже, было экспериментально показано, что словесно-логическое мышление развивается из практических интеллектуальных операций путем их «интериоризации», т. е. путем перехода прежде внешних предметных действий в действия внутренние, умственные, совершающегося в условиях общения ребенка с окружающими и в связи с успехом его речевого развития.
Большой вклад в теорию онтогенетического развития мышления внесли исследования Л.С. Выготского и его школы, посвященные проблеме активного формирования мыслительных процессов. Значение этих исследований состоит в том, что развитие мышления рассматривается не как идущее само собой под влиянием накопленных знаний и их систематизации, а как процесс усвоения ребенком общественно-исторически выработанных действий и операций. Так как это усвоение имеет строго закономерный характер, то управляя им, можно активно и планомерно формировать у учащихся необходимые мыслительные процессы - программировать их развитие (П.Я. Гальперин, 1968 г.).
Новый аспект в изучении мышления
внесли задачи, возникшие в связи
с усложнением техники
Реальные законы человеческого
мышления изучаются и моделируются
в социологии, биологии, медицине, кибернетике.
Так, социология занимается описанием
наличных общественных представлений,
способов осмысления реальности и их
связей с конкретными культурно-
О.К. Тихомиров считает, что психология изучает развитие мышления конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. Опираясь на общее определение мышления в философии и решение ее основного вопроса об отношении сознания к бытию, психология рассматривает конкретные виды мыслительной практики, не сводимые полностью к формально-логическим нормам, законам общественного сознания, физиологическим и другим телесным механизмам мыслительных процессов, их отображению в моделях искусственного интеллекта. Тем самым, объектом психологии мышления является реальный человек, интеллект которого неотделим от его мотивов, эмоций, установок, всей истории его индивидуального развития.
Разнообразие феноменологии
Задача мышления, по мнению С.Л. Рубинштейна, заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации.
Выявляя необходимые, существенные связи, переходя от случайного к необходимому, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Связи, основанные на случайном стечении частных обстоятельств, ограниченных пространством и временем, могут носить лишь единичный характер. Но то, что существенно связано, необходимо окажется общим при многообразных изменениях несущественных обстоятельств; раскрывая существенные связи, мышление поэтому обобщает.
Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление - это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности.
Мышление как познавательная теоретическая
деятельность теснейшим образом
связано с действием. Человек
познает действительность, воздействуя
на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление
не просто сопровождается действием
или действие - мышлением; действие
- это первичная форма
Будучи связано с
Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений.
Понятийное содержание мышления складывается в процессе исторического развития научного знания на основе развития общественной практики. Его развитие является историческим процессом, подчиненным историческим закономерностям (С.Л. Рубинштейн, 1958 г.).
Мыслительный процесс обычно включает в себя, в единстве и взаимопроникновении с понятиями, во-первых, более или менее обобщенные образы-представления. Не только отвлеченное значение слова, но и наглядный образ может быть носителем смыслового содержания, значения и выполнять более или менее существенные функции в мыслительном процессе, потому что образ является не замкнутой в себе данностью сознания, а семантическим образованием, обозначающим предмет. Мы поэтому можем мыслить не только отвлеченными понятиями, но и образами, как это с особой очевидностью доказывает существование метафор и вообще художественное мышление. Хотя теоретически в целях анализа можно и нужно различать абстрактное теоретическое мышление и мышление наглядно-образное, и они в действительности отличаются друг от друга по тому, что - понятие или образ - является в них преобладающим, однако в реальном мыслительном процессе обычно в какой-то мере включаются и отвлеченное понятие, данное в форме слова, и образ.
Образ как образ предмета имеет
семантическое содержание. Каждый воспринимаемый
или представляемый нами образ фигурирует
обычно в связи с определенным
значением, выраженным в слове: он обозначает
предмет. Когда мы наглядно, образно
что-либо воспринимаем, мы осознаем предмет;
наглядно-чувственное
Наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда направленный на разрешение какой-нибудь задачи, свидетельствует о том, что исходная ситуация дана в представлении субъекта неадекватно, в случайном аспекте, в несущественных связях. Для того чтобы в результате мыслительного процесса разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию (по С.Л. Рубинштейну, 2001 г.).
К такому все более адекватному познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса.
Таковыми являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления - «опосредования», т. е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений.
Сравнение, сопоставляя вещи, явления,
их свойства, вскрывает тожество и
различия. Выявляя тожество одних
и различия других вещей, сравнение
приводит к их классификации. Сравнение
является часто первичной формой
познания: вещи сначала познаются
путем сравнения. Это вместе с
тем и элементарная форма познания.
Тожество и различие, основные категории
рассудочного познания, выступают сначала
как внешние отношения. Более
глубокое познание требует раскрытия
внутренних связей, закономерностей
и существенных свойств. Это осуществляется
другими сторонами
Анализ - это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.
Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.
В содержании научного знания, в логическом
содержании мышления анализ и синтез
неразрывно взаимосвязаны. В плане
логики, которая рассматривает
Господство анализа либо синтеза на том или ином этапе мыслительного процесса может быть обусловлено, прежде всего, характером материала. Если материал, исходные данные проблемы неясны, их содержание нечетко, тогда на первых этапах неизбежно более или менее длительное время в мыслительном процессе будет преобладать анализ. Если, наоборот, к началу мыслительного процесса все данные выступают перед мыслью с достаточной отчетливостью, тогда мысль сразу пойдет по преимуществу по пути синтеза.
В самом складе некоторых людей наблюдается преимущественная склонность - у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают по преимуществу аналитические умы, главная сила которых в точности и четкости - в анализе, и другие, по преимуществу синтетические, особая сила которых - в широте синтеза. Однако и при этом речь идет лишь об относительном преобладании одной из этих сторон мыслительной деятельности; у подлинно больших умов, создающих что-либо действительно ценное в области научной мысли, обычно анализ и синтез все же более или менее уравновешивают друг друга.
Анализ и синтез не исчерпывают собой всех сторон мышления. Существеннейшими его сторонами являются абстракция и обобщение.
Абстракция - это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечении от остальных.
Абстракция, как и другие мыслительные
операции, зарождается сначала в
плане действия. Абстракция в действии,
предшествующая мысленному отвлечению,
естественно возникает в
Переходя к абстрактному, которое раскрывается через отношения конкретных вещей, мысль не отрывается от конкретного, а неизбежно снова к нему возвращается. При этом возврат к конкретному, от которого мысль оттолкнулась на своем пути к абстрактному, всегда связан с обогащением познаний. Отталкиваясь от конкретного и возвращаясь к нему через абстрактное, познание мысленно реконструирует конкретное во все большей полноте его содержания как сращение многообразных абстрактных определений. Всякий процесс происходит в этом двойном движении мысли.
Информация о работе Развитие мышления у детей младшего школьного возраста