Развитие мышления у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 18:24, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить уровень развития различных видов мышления у младших школьников, провести диагностику уровня развития мышления и проанализировать результаты.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) охарактеризовать младший школьный возраст.
3) осуществить диагностику уровня развития мышления.
4) обработать результаты исследования.
5) сравнить уровни развития мышления успевающих и неуспевающих учеников.
6) разработать рекомендации по развитию мышления младших школьников.

Содержание работы

Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………….
1.1 Проблема развития мышления в трудах отечественных
и зарубежных психологов…………………………………………………….
1.2 Характеристика младшего школьного возраста……………………
1.3 Особенности мышления младших школьников…………………..
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика уровня развития мышления младших школьников
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления младших школьников
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Деятельность педагога психолога на развитие мышления в младшем школьном возрасте.docx

— 115.57 Кб (Скачать файл)

В дальнейших работах, среди которых  широкой известностью пользуются исследования А. Валлона и Ж. Пиаже, было экспериментально показано, что словесно-логическое мышление развивается из практических интеллектуальных операций путем их «интериоризации», т. е. путем перехода прежде внешних предметных действий в действия внутренние, умственные, совершающегося в условиях общения ребенка с окружающими и в связи с успехом его речевого развития.

Большой вклад в теорию онтогенетического  развития мышления внесли исследования Л.С. Выготского и его школы, посвященные проблеме активного формирования мыслительных процессов. Значение этих исследований состоит в том, что развитие мышления рассматривается не как идущее само собой под влиянием накопленных знаний и их систематизации, а как процесс усвоения ребенком общественно-исторически выработанных действий и операций. Так как это усвоение имеет строго закономерный характер, то управляя им, можно активно и планомерно формировать у учащихся необходимые мыслительные процессы - программировать их развитие (П.Я. Гальперин, 1968 г.).

Новый аспект в изучении мышления внесли задачи, возникшие в связи  с усложнением техники производства, что потребовало исследовать  мышление, оперирующее наглядными механическими  отношениями.

Реальные законы человеческого  мышления изучаются и моделируются в социологии, биологии, медицине, кибернетике. Так, социология занимается описанием  наличных общественных представлений, способов осмысления реальности и их связей с конкретными культурно-историческими  условиями жизни и деятельности людей. Для биологических наук мышление выступает как свойство высокоорганизованной материи, функция человеческого  мозга, а изучение мыслительных процессов  означает поиск их объективно-телесных коррелятов, а также соответствующих  им морфологических и физиологических  систем. В кибернетике мышление определяется как один из процессов обработки  информации, объяснение основных механизмов которого связано с возможностью моделировать их в программах ЭВМ.

О.К. Тихомиров считает, что психология изучает развитие мышления конкретного  человека в его реальной жизни  и деятельности. Опираясь на общее определение мышления в философии и решение ее основного вопроса об отношении сознания к бытию, психология рассматривает конкретные виды мыслительной практики, не сводимые полностью к формально-логическим нормам, законам общественного сознания, физиологическим и другим телесным механизмам мыслительных процессов, их отображению в моделях искусственного интеллекта. Тем самым, объектом психологии мышления является реальный человек, интеллект которого неотделим от его мотивов, эмоций, установок, всей истории его индивидуального развития.

Разнообразие феноменологии мышления требует его разных психологических  определений. В попытке описать  эту феноменологию в целом, психология использует определение мышления в  широком смысле: это активная познавательная деятельность субъекта, неоходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. При решении более специальных исследовательских задач, при изучении конкретных психологических механизмов высших познавательных процессов мышление определяют в узком смысле - как процесс решения задач (О.К. Тихомиров, 1969 г.).

Задача мышления, по мнению С.Л. Рубинштейна, заключается в том, чтобы выявить  существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив  их от случайных совпадений по смежности  в той или иной частной ситуации.

Выявляя необходимые, существенные связи, переходя от случайного к необходимому, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Связи, основанные на случайном стечении частных обстоятельств, ограниченных пространством и временем, могут носить лишь единичный характер. Но то, что существенно связано, необходимо окажется общим при многообразных изменениях несущественных обстоятельств; раскрывая существенные связи, мышление поэтому обобщает.

Всякое мышление совершается в  обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление - это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности.

Мышление как познавательная теоретическая  деятельность теснейшим образом  связано с действием. Человек  познает действительность, воздействуя  на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием  или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования  мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в  действии и в действии выявляется.

Будучи связано с деятельностью, теоретическое мышление само процесс, переход от единичного к общему и  от общего к единичному, от явления  к сущности и от сущности к явлению. Реальное мышление - это движение мысли. Оно может быть правильно понято лишь в единстве деятельности и ее продукта, процесса и его содержания, мышления и мысли.

Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более  или менее существенных объективных  связей и отношений.

Понятийное содержание мышления складывается в процессе исторического развития научного знания на основе развития общественной практики. Его развитие является историческим процессом, подчиненным историческим закономерностям (С.Л. Рубинштейн, 1958 г.).

Мыслительный процесс обычно включает в себя, в единстве и взаимопроникновении  с понятиями, во-первых, более или  менее обобщенные образы-представления. Не только отвлеченное значение слова, но и наглядный образ может быть носителем смыслового содержания, значения и выполнять более или менее существенные функции в мыслительном процессе, потому что образ является не замкнутой в себе данностью сознания, а семантическим образованием, обозначающим предмет. Мы поэтому можем мыслить не только отвлеченными понятиями, но и образами, как это с особой очевидностью доказывает существование метафор и вообще художественное мышление. Хотя теоретически в целях анализа можно и нужно различать абстрактное теоретическое мышление и мышление наглядно-образное, и они в действительности отличаются друг от друга по тому, что - понятие или образ - является в них преобладающим, однако в реальном мыслительном процессе обычно в какой-то мере включаются и отвлеченное понятие, данное в форме слова, и образ.

Образ как образ предмета имеет  семантическое содержание. Каждый воспринимаемый или представляемый нами образ фигурирует обычно в связи с определенным значением, выраженным в слове: он обозначает предмет. Когда мы наглядно, образно  что-либо воспринимаем, мы осознаем предмет; наглядно-чувственное содержание относится  нами к предмету, который мы посредством  него воспринимаем. Это семантическое  содержание является общим знаменателем для образа и слова-понятия; их семантическая  общность преодолевает обычное противопоставление логически-понятийного и образно-чувственного, включая и одно и другое как  необходимые звенья в реальный мыслительный процесс.

Наличие проблемной ситуации, с которой  начинается мыслительный процесс, всегда направленный на разрешение какой-нибудь задачи, свидетельствует о том, что  исходная ситуация дана в представлении  субъекта неадекватно, в случайном  аспекте, в несущественных связях. Для  того чтобы в результате мыслительного  процесса разрешить задачу, нужно  прийти к более адекватному познанию (по С.Л. Рубинштейну, 2001 г.).

К такому все более адекватному  познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса.

Таковыми являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления - «опосредования», т. е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений.

Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тожество и  различия. Выявляя тожество одних  и различия других вещей, сравнение  приводит к их классификации. Сравнение  является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются  путем сравнения. Это вместе с  тем и элементарная форма познания. Тожество и различие, основные категории  рассудочного познания, выступают сначала  как внешние отношения. Более  глубокое познание требует раскрытия  внутренних связей, закономерностей  и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного  процесса или видами мыслительных операций - прежде всего анализом и синтезом.

Анализ - это мысленное расчленение  предмета, явления, ситуации и выявление  составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем  явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто  даны нам в восприятии. Синтез восстанавливает  расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.

Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее  расплывчатого представления о  предмете к понятию, в котором  анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи  целого.

В содержании научного знания, в логическом содержании мышления анализ и синтез неразрывно взаимосвязаны. В плане  логики, которая рассматривает объективное  содержание мышления в отношении  его истинности, анализ и синтез, поэтому непрерывно переходят друг в друга. Попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механистическому сведению целого к сумме частей. Точно также невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов, которые выделяет анализ.

Господство анализа либо синтеза  на том или ином этапе мыслительного  процесса может быть обусловлено, прежде всего, характером материала. Если материал, исходные данные проблемы неясны, их содержание нечетко, тогда на первых этапах неизбежно  более или менее длительное время  в мыслительном процессе будет преобладать  анализ. Если, наоборот, к началу мыслительного  процесса все данные выступают перед  мыслью с достаточной отчетливостью, тогда мысль сразу пойдет по преимуществу по пути синтеза.

В самом складе некоторых людей  наблюдается преимущественная склонность - у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают по преимуществу аналитические  умы, главная сила которых в точности и четкости - в анализе, и другие, по преимуществу синтетические, особая сила которых - в широте синтеза. Однако и при этом речь идет лишь об относительном  преобладании одной из этих сторон мыслительной деятельности; у подлинно больших умов, создающих что-либо действительно ценное в области  научной мысли, обычно анализ и синтез все же более или менее уравновешивают друг друга.

Анализ и синтез не исчерпывают  собой всех сторон мышления. Существеннейшими его сторонами являются абстракция и обобщение.

Абстракция - это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления  или предмета, в каком-нибудь отношении  существенного, и отвлечении от остальных.

Абстракция, как и другие мыслительные операции, зарождается сначала в  плане действия. Абстракция в действии, предшествующая мысленному отвлечению, естественно возникает в практике, поскольку действие неизбежно отвлекается от целого ряда свойств предметов, выделяя в них, прежде всего те, которые имеют более или менее непосредственное отношение к потребностям человека, - способность вещей служить средством питания и т. п., вообще то, что существенно для практического действия. Примитивная чувственная абстракция отвлекает от одних чувственных свойств предмета или явления, выделяя другие чувственные же свойства или качества его. Так, рассматривая какие-нибудь предметы, я могу выделить их форму, отвлекшись от их цвета, или, наоборот, выделить их цвет, отвлекшись от их формы. В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все ее стороны. Поэтому примитивная чувственная абстракция, выражающаяся в отвлечении одних чувственных сторон действительности от других, совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним. Такая - изолирующая - абстракция теснейшим образом связана с вниманием, и притом даже непроизвольным, поскольку при этом выделяется то содержание, на котором сосредотачивается внимание. Примитивная чувственная абстракция зарождается как результат избирательной функции внимания, теснейшим образом связанной с организацией действия.

Переходя к абстрактному, которое раскрывается через отношения конкретных вещей, мысль не отрывается от конкретного, а неизбежно снова к нему возвращается. При этом возврат к конкретному, от которого мысль оттолкнулась на своем пути к абстрактному, всегда связан с обогащением познаний. Отталкиваясь от конкретного и возвращаясь к нему через абстрактное, познание мысленно реконструирует конкретное во все большей полноте его содержания как сращение многообразных абстрактных определений. Всякий процесс происходит в этом двойном движении мысли.

Информация о работе Развитие мышления у детей младшего школьного возраста