Развитие мышления у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 18:24, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить уровень развития различных видов мышления у младших школьников, провести диагностику уровня развития мышления и проанализировать результаты.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) охарактеризовать младший школьный возраст.
3) осуществить диагностику уровня развития мышления.
4) обработать результаты исследования.
5) сравнить уровни развития мышления успевающих и неуспевающих учеников.
6) разработать рекомендации по развитию мышления младших школьников.

Содержание работы

Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………….
1.1 Проблема развития мышления в трудах отечественных
и зарубежных психологов…………………………………………………….
1.2 Характеристика младшего школьного возраста……………………
1.3 Особенности мышления младших школьников…………………..
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика уровня развития мышления младших школьников
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления младших школьников
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Деятельность педагога психолога на развитие мышления в младшем школьном возрасте.docx

— 115.57 Кб (Скачать файл)

 

Рис.2. Показатели по методике «Четвёртый лишний».

По оси Х – порядковые номера детей

По оси У – количество баллов

 

При оценке уровня развития логического мышления все учащиеся показали высокие результаты. Ни один вопрос из методики не вызвал затруднений. Судя по результатам, у детей хорошо развиты способности к классификации и обобщению. Бланки ответов детей по данной методике приведены в приложении 3.

  1. Результаты исследования понятийного мышления при помощи методики «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах». Наглядная интерпретация результатов диагностики уровня развития понятийного мышления дана на рисунке 3.

 

Рис.3.Показатели по методике 3

По оси Х – порядковые номера детей

По оси У – количество баллов

 

В целом дети показали хороший  уровень развития понятийного мышления. 4 человека показали средние результаты, 6 человек показали высокие результаты. Один из учеников (№6) показал результаты, близкие к очень высокому уровню развития понятийного мышления.

Одной из задач исследования мы ставили сравнение уровня развития мышления успевающих и неуспевающих учеников. Приведём данные по успеваемости в таблице 1.

 

Таблица 1.

Средние показатели успеваемости учащихся 3 класса.

Фамилия и имя  ученика

Усреднённая оценка

1

Андреев Вова

3,7

2

Ерёмина Яна

4,7

3

Исмаилов Шархан

3

4

Карапетян Коля

4,2

5

Распопов Никита

4,7

6

Селезнёв Данила

5

7

Кобзев Андрей

4,4

8

Кобзев Максим

3,7

9

Чижиков Коля

4,7

10

Шаволина Полина

4,7


 

Для решения этой задачи необходимо поделить учащихся на 3 группы:

  1. Учащиеся, средняя оценка которых приближается к 5 (5 учеников).
  2. Учащиеся, средняя оценка которых приближается к 4 (4 ученика).
  3. Учащиеся, средняя оценка которых приближается к 3 (1 ученик).

Далее необходимо проследить, есть ли взаимосвязь между средней  оценкой и уровнем развития мышления.

Показатели развития мышления

I группа детей показала самые высокие результаты среди всех учеников. Это свидетельствует о средних, но близких к высоким, показателях развития мышления.

II группа в целом показала средний уровень развития мышления.

III группа детей показала самый низкий результат среди всех учеников. Это средний, но близкий к низкому, уровень развития мышления.

Сравнив показатели успеваемости с уровнем развития различных  видов мышления, можем сказать, что  успевающие дети имеют более высокий  уровень развития мышления, нежели неуспевающие.

В нашем исследовании общие  показатели развития мышления совпадают  с показателями уровня развития наглядно-образного  мышления.

Из этого следует, что  гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась, так как высокий уровень развития наглядно-образного мышления действительно способствует успешности в учебной деятельности.

 

2.3 Психолого-педагогические  рекомендации по развитию мышления  младших школьников

 

Все без исключения виды мышления необходимо развивать, начиная  с дошкольного возраста. Упражнения, которые применяются при этом, можно использовать и в младшем  школьном возрасте, только в более  сложной форме.

Можно предложить целый ряд  развивающих заданий, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в  целом, в том числе его творческой стороны.

К ним относятся: всевозможные головоломки, различные виды заданий  со спичками, с палочками (выложить фигуру из определённого числа спичек, переложить одну из них с тем, чтобы  получить другое изображение; соединить  несколько точек одной линией, не отрывая руки и др.).

Приведём простейшие задания  со спичками:

  1. составить 2 равных треугольника из 5 спичек;
  2. составить 2 равных квадрата из 7 спичек;
  3. составить 3 равных треугольника из 7 спичек.

Упражнения со спичками помогут  также развитию пространственного  мышления. С этой целью, кроме перечисленных, можно также использовать простейшие задания с бумагой и ножницами, условно называемые «одним разрезом»: каждую из нарисованных геометрических фигур можно превратить в квадрат, сделав только 1 разрез ножницами (по прямой линии).

Наряду с этим можно  использовать игры-головоломки, позволяющие  всесторонне развить функцию  мышления путём усложнения условий  задания (развивающие игры приведены  в приложении 4).

Большое значение имеет развитие словесно-логического мышления. Умение мыслить, выполнять умозаключения  без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определённым правилам –  необходимое условие успешного  усвоения учебного материала.

Главная цель работы по развитию логического отвлечённого мышления состоит в том, чтобы дети научились  делать выводы из тех суждений, которые  предлагаются в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиться содержанием  этих суждений, не привлекая других знаний.

С целью совершенствования  мыслительных операций рассматриваются  задачи логического характера:

умение делать заключение из двух суждений, в которых указываются  соотношения между первым и вторым объектами, вторым и третьим с  использованием свойства транзитивности некоторых отношений;

совершенствование умений сравнивать числа, выражения, текстовые задачи, глубоко осознавая смысл операции сравнения, продолжается работа по формированию умений делать обобщения и т.д. Для этого предлагаются задания:

  1. Отыскивание недостающей фигуры.
  2. Установление закономерности и продолжение ряда состоящего из геометрических фигур.
  3. Выполнение заданий на классификацию предметов, чисел, выражений.

Также можно вводить нестандартные  задачи, которые требуют повышенного  внимания к анализу условия и  построения цепочки взаимосвязанных  логических рассуждений.

В области развития образного  мышления усилия учителя должны быть сосредоточены на формировании у  детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать (примеры упражнений на развитие образного  мышления приведены в приложении 5).

 

Выводы по главе 2

 

  • Была проведена диагностика уровней развития различных видов мышления;
  • проведённый анализ результатов исследования показал, что у испытуемых средний уровень развития наглядно-образного мышления, высокий уровень развития логического и понятийного мышления;
  • подобранные методики являются диагностичными в плане изучения мышления детей младшего школьного возраста;
  • необходимо развивать все три вида мышления младших школьников: и наглядно-действенное, и наглядно-образное, и словесно-логическое.
  • были разработаны психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления в целом и отдельных его видов (рекомендации в работе представлены в виде различных упражнений и игр).

Заключение

 

Теоретический анализ источников по проблеме исследования показал, что  младший школьный возраст – период интенсивного интеллектуального развития. Ведущая деятельность ребёнка в  этот период – учебная. Новообразованием младшего школьного возраста является внутренний план действий, а также  идёт интенсивное развитие мышления. Мышление – это особого рода теоретическая  и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного  характера.

Мышление младшего школьника  отличается рядом особенностей:

– высокий темп его развития;

– структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах;

– активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а также начинает формироваться словесно-логическое.

Анализ результатов исследования по изучению мышления младших школьников показал, что у испытуемых средний  уровень развития наглядно-образного  мышления, высокий уровень развития словесно-логического и понятийного  мышления.

При сопоставлении показателей  успеваемости с уровнем развития различных видов мышления выяснилось, что успевающие дети имеют более  высокий уровень развития мышления, нежели неуспевающие.

При сравнении показателей  успеваемости с уровнем развития наглядно-образного мышления учащихся обнаружилась прямая связь между  ними: высокий уровень развития наглядно-образного  мышления способствует успешности в  учебной деятельности. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась  полностью.

По результатам исследования были разработаны психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления младших  школьников в целом и отдельных его видов. Разработанные рекомендации могут быть использованы как учителями, так и родителями младших школьников.

 

 

Библиография

 

1. Алексеева Л.Г., Воронин  А.Н.. Развитие и диагностика способностей. М., Наука, 1991 г.

2. Ануфриев А.Ф., Костромина  С.Н. Как преодолеть трудности  в обучении детей: Психодиагностические  таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., Ось  – 89, 2001.

3. Вохмянина. А.Е. Изучение мышления и интеллекта. Таблица Равена. Магнитогорск, 1985 г.

4. Гребцова Н.И. Развитие мышления учащихся // Начальная школа – 1994, №11

5. Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления // Начальная школа. 1985. №5

6. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., «Просвещение», «Владос». 1994.

7. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов-на/Д., Феникс, 2008.

8. Курс общей, возрастной и педагогической психологии: 2/под. ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1982.

9. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. М., Ось – 89, 2008.

10. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1985.

11. Мухина В.С. Возрастная  психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М., Академия, 1999.

12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. М., Владос, 2001. – Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.

13. Обухова Л.Ф. Детская  психология: теория, факты, проблемы. М., Тривола, 1995.

14. Пиаже Ж. Избранные  психологические труды. М., 1969.

15. Практикум по возрастной  психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. Спб., Речь, 2002.

16. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. М., Академия, 1999.

17. Психология младших  школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990.

18. Симановский А.Э. Развитие  творческого мышления детей: Популярное  пособие для родителей и педагогов.  Ярославль, Академия развития, 1996.

19. Шардаков В.С. Мышление школьников. М., Просвещение, 1963.

20. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., Педагогика, 1960.

21. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М., 1989.

 


Информация о работе Развитие мышления у детей младшего школьного возраста