Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:00, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития памяти в дошкольном возрасте. Объект исследования: дошкольный возраст. Предмет исследования: процесс развития памяти в дошкольном возрасте. Гипотеза исследования: память у детей дошкольного возраста зависит от содержания процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
В ходе работы были решены следующие задачи: 1) описание характеристики памяти; 2) рассмотрение психических особенностей развития детей дошкольного возраста; 3) ознакомление с особенностями развития и формирования памяти в дошкольном возрасте; 4) проведение диагностических методик;
Введение ........................................................................................ .........................3
Глава 1. Развитие памяти у детей дошкольного возраста ..................................5
Общее представление о памяти……………………………………….……..5
Виды памяти…………………………………………………………………..9
Психические особенности развития детей дошкольного возраста………12
Особенности развития памяти детей дошкольного возраста…………..…19
Глава 2. Учебно-исследовательская работа по развитию памяти у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..26
2.1 Методики диагностики развития памяти детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………….…26
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………….…32
Заключение ............................................................................................................35
Список литературы .............................................................................................. 37
Приложение……………………………………………………...……………….40
Содержание
Введение ..............................
Глава 1. Развитие памяти у
детей дошкольного возраста ..............................
Глава 2. Учебно-исследовательская
работа по развитию памяти у детей
дошкольного возраста…………………………………………………………
2.1 Методики диагностики
развития памяти детей
2.2 Анализ результатов
исследования……………………………………….…
Заключение ..............................
Список литературы ..............................
Приложение……………………………………………………
Введение
Память - самая долговечная
из наших способностей. В старости
мы помним события детства
Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. «Без памяти, - писал С.У. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»[1].
В психологии вопрос о путях
развития детской памяти долгое время
казался очень неясным, почти
загадочным. Ребёнок-дошкольник усваивает
сравнительно большое количество материала,
которым он в дальнейшем в состоянии
пользоваться. Л.Н.Толстой даже утверждал
- со свойственной ему любовью к
парадоксу, - что он за всю свою дальнейшую
жизнь не научился столь многому,
как за первые четыре года своей
жизни. Но характер этого учения впервые
годы жизни и в школьном возрасте
различный; различна и мотивация, и
организация процесса. У дошкольника
это непроизвольный процесс усвоения.
Поглощённый настоящим, ребёнок
впервые годы жизни не исходит
из сознательного намерения
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития памяти ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Таким образом, исследование памяти дошкольников одна из важных психолого-педагогических проблем. Это определило выбор темы исследование памяти дошкольника.
Цель исследования: изучить особенности развития памяти в дошкольном возрасте.
Объект исследования: дошкольный возраст
Предмет исследования: процесс развития памяти в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: память у детей дошкольного возраста зависит от содержания процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
В ходе работы были решены следующие задачи: 1) описание характеристики памяти; 2) рассмотрение психических особенностей развития детей дошкольного возраста; 3) ознакомление с особенностями развития и формирования памяти в дошкольном возрасте; 4) проведение диагностических методик;
Осуществление цели и выполнение
задач возможно благодаря методам
работы, которые мы выбрали: 1) теоретический
анализ психолого-педагогической литературы;
2) обобщение педагогического
Глава 1. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
1.1 Общее представление о памяти
Память является важнейшей
характеристикой психической
Нарушения памяти характерны для многих психических расстройств. Любые достаточно заметные изменения памяти позволяют говорить о потере психического здоровья. Благодаря памяти человек и животные легко ориентируются в окружающей среде, адаптируются к ней и избегают действий, способных нанести вред своему здоровью.
Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают, они оставляют след (энграмму), сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся [3].
Память – это основа способностей человека, без нее невозможно приобретение знаний, формирование умений и навыков. Память можно определить как совокупность процессов фиксации, хранения и последующего воспроизведения информации, полученной индивидом на протяжении его развития.
Учебная деятельность предъявляет
все более высокие требования
к памяти учащихся. В личностно
ориентированном образовании
Развитие внимания у детей
происходит в процессе обучения и
воспитания. Решающее значение имеет
формирование интересов и приучение
к систематическому труду. Важным средством
воспитания произвольного внимания
служит вся организация учебной
деятельности школьника. Необходимо, чтобы
ученик сознавал значение обучения и
роль внимания в учебном процессе,
чтобы у него возникал интерес
не только к самой деятельности,
но и к ее результатам. Правильная
организация урока, предусматривающая
вовлечение в учебный процесс
всех учащихся, способствует воспитанию
внимания. При этом надо помнить, что
отвлечение внимания появляется на фоне
утомления, возникающего от трудной
или однообразной работы. Потому в
ходе урока нужно менять виды деятельности,
но делать это не слишком часто, так
как частые смены могут привести
к неустойчивости внимания. И обязательно
следует учитывать
Память лежит в основе
способностей человека, является условием
научения, приобретения знаний, формирования
умений и навыков. Без памяти невозможно
нормальное функционирование ни личности,
ни общества. Благодаря своей памяти,
ее совершенствованию человек
Память можно определить
как способность к получению,
хранению и воспроизведению жизненного
опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные
и приобретенные механизмы
Память есть у всех живых
существ, но наиболее высокого уровня
своего развития она достигает у
человека. Такими мнемическими возможностями,
какими обладает он, не располагает
никакое другое живое существо в
мире. У дочеловеческих организмов
есть только два вида памяти: генетическая
и механическая. Первая проявляется
в передаче генетическим путем из
поколения в поколение жизненно
необходимых биологических, психологических
и поведенческих свойств. Вторая
выступает в форме способности
к научению, к приобретению жизненного
опыта, который иначе, как в самом
организме, нигде сохраняться не
может и исчезает вместе с его
уходом из жизни. Возможности для
запоминания у животных ограничены
их органическим устройством, они могут
помнить и воспроизводить лишь то,
что непосредственно может быть
приобретено методом условно-
У человека есть речь как
мощное средство запоминания, способ хранения
информации в виде текстов и разного
рода технических записей. Ему нет
необходимости полагаться только на
свои органические возможности, так
как главные средства совершенствования
памяти и хранения необходимой информации
находятся вне его и
Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.
1.2 Виды памяти
Виды памяти: различают в зависимости от того, что запоминается (образная, словесно-логическая, двигательная (моторная) и эмоциональная), как запоминается (произвольная и непроизвольная) и насколько долго помниться (кратковременная, долговременная и скользящая).
Образная память - это
запоминание, сохранение и воспроизведение
образов ранее воспринимавшихся
предметов и явлений
Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков и т.д.). Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте.
Эмоциональная память - память на пережитые чувства. Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определённых условиях - человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее страх [24].
Произвольная и непроизвольная
память - различаются в зависимости
от степени волевой регуляции, от
цели и способов запоминания и
воспроизведения. Если не ставить специальной
цели запомнить и припомнить тот
или иной материал и последний
запоминается как бы сам собой, без
применения специальных приёмов, без
волевых усилий, то это память непроизвольная.
Если ставят специальную цель запомнить,
применяют соответствующие
В зависимости от временной установки человеческую память подразделяют: непосредственную, кратковременную, долговременную, скользящую.
Непосредственная (сенсорная)
память - это память автоматическая,
в которой «одно впечатление
мгновенно сменяется следующим»