Развитие памяти у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности развития памяти в дошкольном возрасте. Объект исследования: дошкольный возраст. Предмет исследования: процесс развития памяти в дошкольном возрасте. Гипотеза исследования: память у детей дошкольного возраста зависит от содержания процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
В ходе работы были решены следующие задачи: 1) описание характеристики памяти; 2) рассмотрение психических особенностей развития детей дошкольного возраста; 3) ознакомление с особенностями развития и формирования памяти в дошкольном возрасте; 4) проведение диагностических методик;

Содержание работы

Введение ........................................................................................ .........................3
Глава 1. Развитие памяти у детей дошкольного возраста ..................................5
Общее представление о памяти……………………………………….……..5
Виды памяти…………………………………………………………………..9
Психические особенности развития детей дошкольного возраста………12
Особенности развития памяти детей дошкольного возраста…………..…19
Глава 2. Учебно-исследовательская работа по развитию памяти у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..26
2.1 Методики диагностики развития памяти детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………….…26
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………….…32
Заключение ............................................................................................................35
Список литературы .............................................................................................. 37
Приложение……………………………………………………...……………….40

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 327.68 Кб (Скачать файл)

   

 

 

 

 

                

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение ........................................................................................ .........................3

Глава 1. Развитие памяти у  детей дошкольного возраста ..................................5

    1. Общее представление о памяти……………………………………….……..5
    2. Виды памяти…………………………………………………………………..9
    3. Психические особенности развития детей дошкольного возраста………12
    4. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста…………..…19

Глава 2. Учебно-исследовательская  работа по развитию памяти у детей  дошкольного  возраста…………………………………………………………..26

2.1 Методики диагностики  развития памяти детей дошкольного  возраста ………………………………………………………………………………….…26

2.2 Анализ результатов  исследования……………………………………….…32

Заключение ............................................................................................................35

Список литературы .............................................................................................. 37

Приложение……………………………………………………...……………….40

                                

 

 

 

 

 

Введение

Память - самая долговечная  из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые  черты лица, имя, морской или горный пейзаж.

Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем  или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. «Без памяти, - писал С.У. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое  было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»[1].

В психологии вопрос о путях  развития детской памяти долгое время  казался очень неясным, почти  загадочным. Ребёнок-дошкольник усваивает  сравнительно большое количество материала, которым он в дальнейшем в состоянии  пользоваться.  Л.Н.Толстой даже утверждал - со свойственной ему любовью к  парадоксу, - что он за всю свою дальнейшую жизнь не научился столь многому, как за первые четыре года своей  жизни. Но характер этого учения впервые  годы жизни и в школьном возрасте различный; различна и мотивация, и  организация процесса. У дошкольника  это непроизвольный процесс усвоения. Поглощённый настоящим, ребёнок  впервые годы жизни не исходит  из сознательного намерения заучить  определённый материал для будущего. Ему не свойственна также и  сознательная организованная работа над  этим усвоением - расчленение материала, повторение и пр.; ребёнок не в  состоянии ещё так свободно трактовать свой материал; он запоминает, поскольку  материал сам как бы оседает в  нём. Конечно, и у ребёнка это  не чисто пассивный процесс; но запечатление - не цель, а непроизвольный продукт  активности ребёнка: он повторяет привлекающее его действие или требует повторения заинтересовавшего его рассказа не для того, чтобы его запомнить, а потому, что ему это интересно, и в результате он запоминает. Запоминание  строится в основном на базе игры, как  основного типа деятельности.

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития памяти ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так  как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент  физического, психического и нравственного  здоровья.

Таким образом, исследование памяти дошкольников одна из важных психолого-педагогических проблем. Это определило выбор темы исследование памяти дошкольника.

Цель исследования: изучить  особенности развития памяти в дошкольном возрасте.

 Объект исследования: дошкольный возраст

Предмет исследования: процесс развития памяти в дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования: память у детей дошкольного возраста зависит от содержания процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

В ходе работы были решены следующие  задачи: 1) описание характеристики памяти; 2) рассмотрение психических особенностей развития детей дошкольного возраста; 3) ознакомление с особенностями  развития и формирования памяти в  дошкольном возрасте;  4) проведение диагностических методик;

Осуществление цели и выполнение задач возможно благодаря методам  работы, которые мы выбрали: 1) теоретический  анализ психолого-педагогической литературы; 2) обобщение педагогического опыта; 3) наблюдение; 4) беседа.

 

Глава 1. Развитие памяти у  детей дошкольного возраста

1.1 Общее представление  о памяти

Память является важнейшей  характеристикой психической жизни  человека, она обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Протекание любого, даже самого элементарного, действия, обязательно предполагает удержание каждого его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению»  невозможно было бы развитие человека. Это придает изучению механизмов памяти не только большой естественнонаучный, но и глубокий философский смысл. Не случайно проблема памяти во все  времена интересовала как ученых-естественников, врачей, психологов, так и философов [2].

Нарушения памяти характерны для многих психических расстройств. Любые достаточно заметные изменения  памяти позволяют говорить о потере психического здоровья. Благодаря памяти человек и животные легко ориентируются  в окружающей среде, адаптируются к  ней и избегают действий, способных  нанести вред своему здоровью.

Образы внешнего мира, возникающие  в коре головного мозга, не исчезают, они оставляют след (энграмму), сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся [3].

Память – это основа способностей человека, без нее невозможно приобретение знаний, формирование умений и навыков. Память можно определить как совокупность процессов фиксации, хранения и последующего воспроизведения  информации, полученной индивидом на протяжении его развития.

Учебная деятельность предъявляет  все более высокие требования к памяти учащихся. В личностно  ориентированном образовании педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и, конечно  же, знать механизмы возможных  нарушений и методы их коррекции. Память развивается в результате выполнения различных задач, а ее совершенствование у учащихся происходит по мере овладения методами запоминания  и воспроизведения. Количественная сторона памяти во многом зависит от внимания [4].

Развитие внимания у детей  происходит в процессе обучения и  воспитания. Решающее значение имеет  формирование интересов и приучение  к систематическому труду. Важным средством  воспитания произвольного внимания служит вся организация учебной  деятельности школьника. Необходимо, чтобы  ученик сознавал значение обучения и  роль внимания в учебном процессе, чтобы у него возникал интерес  не только к самой деятельности, но и к ее результатам. Правильная организация урока, предусматривающая  вовлечение в учебный процесс  всех учащихся, способствует воспитанию внимания. При этом надо помнить, что  отвлечение внимания появляется на фоне утомления, возникающего от трудной  или однообразной работы. Потому в  ходе урока нужно менять виды деятельности, но делать это не слишком часто, так  как частые смены могут привести к неустойчивости внимания. И обязательно  следует учитывать индивидуальные особенности учащихся и состояние их здоровья [5].

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился  из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения  есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый  в процессе индивидуальной жизни  опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства  в подходящих условиях живые организмы  не смогли бы адаптироваться к текущим  быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить и оно бы безвозвратно утрачивалось [6].

Память есть у всех живых  существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у  человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает  никакое другое живое существо в  мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется  в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических  и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности  к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом  организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его  уходом из жизни. Возможности для  запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут  помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно-рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств  [7].

У человека есть речь как  мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного  рода технических записей. Ему нет  необходимости полагаться только на свои органические возможности, так  как главные средства совершенствования  памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии  совершенствовать эти средства практически  бесконечно, не меняя своей собственной  природы. У человека, наконец, есть три  вида памяти, гораздо, более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым  контролем запоминания, вторая —  с употреблением логики, третья —  с использованием разнообразных  средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов  материальной и духовной культуры [8].

Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие  в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и  результатам, но и по тому, что у  разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят  и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это  индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный  и оперативный виды памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды памяти

Виды памяти: различают  в зависимости от того, что запоминается (образная, словесно-логическая, двигательная (моторная) и эмоциональная), как  запоминается (произвольная и непроизвольная) и насколько долго помниться (кратковременная, долговременная и скользящая).

Образная память - это  запоминание, сохранение и воспроизведение  образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти - зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая память наиболее отчётливо  проявляется у всех людей, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно  с различными видами профессиональной деятельности или наблюдается у  людей, лишённых зрения и слуха. Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или  иных слов и выражений. Поэтому этот вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим. Этот вид  памяти специфически человеческий.

Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и  воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки  и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков и т.д.). Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте.

Эмоциональная память - память на пережитые чувства. Положительные  или отрицательные чувства, пережитые  человеком, не исчезают бесследно, а  запоминаются и воспроизводятся  им при определённых условиях - человек  вновь радуется, вспомнив радостное  событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее страх [24].

Произвольная и непроизвольная память - различаются в зависимости  от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и  воспроизведения. Если не ставить специальной  цели запомнить и припомнить тот  или иной материал и последний  запоминается как бы сам собой, без  применения специальных приёмов, без  волевых усилий, то это память непроизвольная. Если ставят специальную цель запомнить, применяют соответствующие мнемические  приёмы, производят волевые усилия, то это память произвольная [25].

В зависимости от временной  установки человеческую память подразделяют: непосредственную, кратковременную, долговременную, скользящую.

Непосредственная (сенсорная) память - это память автоматическая, в которой «одно впечатление  мгновенно сменяется следующим». Примером такого процесса служит печатание  на машинке: как только буква напечатана, человек тут же забывает её, чтобы  перейти к следующей.

Информация о работе Развитие памяти у дошкольников