Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:00, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития памяти в дошкольном возрасте. Объект исследования: дошкольный возраст. Предмет исследования: процесс развития памяти в дошкольном возрасте. Гипотеза исследования: память у детей дошкольного возраста зависит от содержания процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
В ходе работы были решены следующие задачи: 1) описание характеристики памяти; 2) рассмотрение психических особенностей развития детей дошкольного возраста; 3) ознакомление с особенностями развития и формирования памяти в дошкольном возрасте; 4) проведение диагностических методик;
Введение ........................................................................................ .........................3
Глава 1. Развитие памяти у детей дошкольного возраста ..................................5
Общее представление о памяти……………………………………….……..5
Виды памяти…………………………………………………………………..9
Психические особенности развития детей дошкольного возраста………12
Особенности развития памяти детей дошкольного возраста…………..…19
Глава 2. Учебно-исследовательская работа по развитию памяти у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..26
2.1 Методики диагностики развития памяти детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………….…26
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………….…32
Заключение ............................................................................................................35
Список литературы .............................................................................................. 37
Приложение……………………………………………………...……………….40
В ходе изучения вопроса об особенностях развития памяти дошкольника выяснилось, что память в дошкольном возрасте носит преимущественно непроизвольный характер. А к 5-6 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.
С помощью приведенных в курсовой работе методов диагностики можно получить качественные данные о степени развития памяти у ребенка дошкольного возраста.
Память представляет собой наиболее важный познавательный процесс способствующий всестороннему развитию личности ребенка.
Таким образом, была подтверждена гипотеза, выдвинутая во введении, о том, что память у детей дошкольного возраста зависит от содержания процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
1.Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. – М.: Владос, 2001. – 368 с.
2. Айзман Р. «Память
и внимание – компоненты
3. Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б.А. Бенедиктова. - Мн.: 1989.
4. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. «Что такое память и как она развивается» – www.logoburg.com
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – В 2 т. — Т. I. — М., 1989. — 302 с.
6. . Выготский Л.С. Собрание сочинений. – В 6-ти т.: Педагогика. - (академия пед. наук СССР). Т. 4: Детская психология. – 1984. – 432 с.
7. Блонский П.П. Память и мышление. – В кн. избр. псих. произв. – М.: Просв., 1964.
8. Кулагина И.Ю., Колюцкий
В.Н. Возрастная психология: Развитие
человека от рождения до
9. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. – М.: Просвещение., 1964.
10. Рогов Е.И. Р59 Настольная
книга практического психолога:
11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 5-е изд., Стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
12. Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до 7 лет. – М., 1960.- 328 с.
13. Запорожец А.В. З-12 Избранные психологические труды: В 2-х т. 1. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
14. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студ. пед. Институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Ительсон и др.; Под ред. Петровского А. В. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979: 288 с.
15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология:. – 4- е изд., стереотип. – М. Академия, 1999. – 336 с.
16. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/ Под. ред. Ю.М. Забродина. - М.: Прогресс, 1980.
17. Обухова Л.Ф. Детская психология:. – 2-е изд., стереотип.- М.: Тривола, 1996. – 360 с.
18. И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.
19. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведения: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – кн. 3: Общие основы психологии. – 688 с.
20. Обухова Л.Ф. Возрастная
психология. Учебное пособие. –
М.: Педагогическое общество
21. Жировина Л.Ф. Развиваем память детей// Ребенок в детском саду.- 2010.-№6- 29-38 с.
22. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М.: Просвещение, 1966.
23. Макселон Юзеф. Психология. – М.: Просвещение, 1998, – 425с.
24. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: 1994.
25. Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. - М.: 1988, 156с.
26. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.
27. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология. - М.: Тривола, 1995
28. Крылов А.А., Маничева
С.А. Практикум по общей,
29. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Изд. АПН РСФСР. - М.: 1961.
30. Ясперс Карл. Общая психопатология. - М.: Практика, 1997, - 218с.
31. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч.2, - М.: 1981
Рис.1
Рис.2