Развитие памяти у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности развития памяти в дошкольном возрасте. Объект исследования: дошкольный возраст. Предмет исследования: процесс развития памяти в дошкольном возрасте. Гипотеза исследования: память у детей дошкольного возраста зависит от содержания процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
В ходе работы были решены следующие задачи: 1) описание характеристики памяти; 2) рассмотрение психических особенностей развития детей дошкольного возраста; 3) ознакомление с особенностями развития и формирования памяти в дошкольном возрасте; 4) проведение диагностических методик;

Содержание работы

Введение ........................................................................................ .........................3
Глава 1. Развитие памяти у детей дошкольного возраста ..................................5
Общее представление о памяти……………………………………….……..5
Виды памяти…………………………………………………………………..9
Психические особенности развития детей дошкольного возраста………12
Особенности развития памяти детей дошкольного возраста…………..…19
Глава 2. Учебно-исследовательская работа по развитию памяти у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..26
2.1 Методики диагностики развития памяти детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………….…26
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………….…32
Заключение ............................................................................................................35
Список литературы .............................................................................................. 37
Приложение……………………………………………………...……………….40

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 327.68 Кб (Скачать файл)

Время экспозиции стимульной картинки (приложение рис. 1А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку – приложение рис. 1Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов – ребенок узнал на картинке 5Б все девять изображений, показанных ему на картинке 5А, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов – ребенок узнал на картинке 5Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов – ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов – ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла – ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл – ребенок не узнал на картинке 5 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий

 8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий.

Методика №2  «Узнай фигуры»

Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается  у детей в онтогенезе одним  из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление  других видов памяти, в том числе  запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис. 2 Приложение , в сопровождении следующей инструкции: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку  предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - после того, как экспериментатор  убедился в том, что ребенок все  понял правильно, предоставляют  возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит  все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин  даже в том случае, если ребенок  к этому времени не справился  со всеми задачами.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился  со всеми задачами меньше чем  за 45 сек.

8-9 баллов - ребенок справился  со всеми задачами за время  от 45 до 50 сек.

6-7 баллов - ребенок справился  со всеми предложенными задачами  в течение периода времени  от 50 до 60 сек.

4-5 баллов - ребенок справился  со всеми задачами за время  от 60 до 70 сек.

2-3 балла - ребенок решил  все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл - ребенок решил  все задачи, затратив на это  более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

          10 баллов - очень высокий.

          8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

          2-3 балла - низкий.

          0-1  балл - очень низкий.

Методика № 3 «Запомни цифры»

Эта методика предназначена  для определения объема кратковременной  слуховой памяти ребенка. В задании  к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори"».

Далее экспериментатор последовательно  зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, с интервалом 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа и  состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка  его воспроизвести. Если ребенок  дважды ошибается в воспроизведении  ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического  эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно  воспроизведенного, и переходят  к зачитыванию рядов цифр, следующих  в противоположном порядке - убывающем.

В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен  полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок правильно  воспроизвел в среднем 9 цифр.

8-9 баллов - ребенок точно  воспроизвел в среднем 7-8 цифр.

6-7 баллов - ребенок безошибочно  смог воспроизвести в среднем  5-6 цифр.

4-5 баллов - ребенок в среднем  воспроизвел 4 цифры. 

2-3 балла - ребенок в  среднем воспроизвел 3 цифры. 

0-1 балл - ребенок в среднем  воспроизвел от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития

          10 баллов - очень высокий.

          8-9баллов - высокий.

          4-7 баллов - средний.

          2-3 балла - низкий.

         0-1 балл- очень низкий.

Методика №4  «Выучи слова»

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько  попыток выучить наизусть и безошибочно  воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его  прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор  отмечает количество слов, которое  ребенок во время данной попытки  вспомнил и назвал правильно, и вновь  зачитывает тот же самый ряд. И  так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения  ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (Приложение Г рис. 16), где по горизонтали указаны  последовательные попытки воспроизведения  ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел все  12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов - ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов - ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов - ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 7-6 слов.

2-3 балла - ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 балл - ребенок запомнил  и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

          10 баллов - очень высокий.

          8-9 баллов - высокий.

          4-7 баллов - средний.

    1. балла низкий.
    2. балл - очень низкий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ результатов  исследования

По итогам исследований можно  сказать, что память -  как один из уровней отражения окружающей действительности представляет собой  совокупность процессов, способствующих организации и сохранению прошлого опыта.

 

Ниже, в Таблицах №1, №2, №3, №4 представлены результаты проведенных исследований.

           Таблица 1.

Результаты  обследования кратковременной зрительной памяти по методике «Запомни рисунки»

Код ребенка

Количество узнанных рисунков

Время узнавания

Количество баллов

Выводы об уровне развития

1

8

46сек

9

Высокий

2

7

50сек

8

Высокий

3

9

40 сек

10

Очень высокий

4

4

68сек

5

Средний

5

6

55сек

7

Средний

6

6

55сек

7

Средний

7

2

80сек

2

Низкий

8

6

55сек

7

Средний

9

4

68сек

5

Средний

10

3

73сек

4

Средний


 

Таблица 2.

Результаты  методики «Узнай фигуры»

Код ребенка

Время решения

Количество баллов

Выводы об уровне развития

1

40 сек

10

Очень высокий

2

57 сек

6

Средний

3

60 сек

8

Высокий

4

45 сек

5

Средний

5

63 сек

5

Средний

6

66 сек

4

Средний

7

79 сек

3

Низкий

8

68 сек

4

Средний

9

50 сек

7

Средний

10

53 сек

7

Средний


 

Таблица 3.

Результаты  методики «Запомни цифры»

Код ребенка

Возпроизводимость цифр

Количество баллов

Выводы об уровне развития

1

8

9

Высокий

2

6

7

Средний

3

7

8

Высокий

4

4

5

Средний

5

5

6

Средний

6

6

7

Средний

7

3

3

Низкий

8

5

6

Средний

9

6

7

Средний

10

4

5

Средний


 

Таблица 4.

Результаты  методики «Выучи слова»

Код ребенка

Количество запомненных  слов

Оценка результата

Уровень развития

1

11 слов

9

Высокий

2

10 слов

8

Высокий

3

10 слов

8

Высокий

4

7 слов

5

Средний

5

8 слов

6

Средний

6

9 слов

7

Средний

7

5 слов

3

Низкий

8

7 слов

5

Средний

9

9 слов

7

Средний

10

7 слов

5

Средний


 

На основании проведенных исследований можно прийти к выводу, что у трех детей (код 1,2,3)  из 10 человек показатели свидетельствуют о наличии у них выраженных способностей и задатков развития памяти, у одного ребенка (код 7) выявлено серьезное отставание в развитии памяти и шесть детей (код 4,5,6,8,9,10) по уровню развитию памяти показатели находятся в норме, т.е. мало отличаются от большей части остальных детей их возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Память – одно из необходимых  условий для развития интеллектуальных способностей.

Дошкольному возрасту принадлежит  важная роль в общем развитии памяти человека. Впечатления, которые человек  получает об окружающем мире, оставляют  определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности  – воспроизводятся.

Вопрос о развитии памяти породил  большие споры в психологии. При  всей кажущейся очевидности и  несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного  возраста, не имеют классического  однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной  психологии нет столько споров, сколько  их имеется в теориях, объясняющих  проблему развития памяти.

При рассмотрении вопроса о психических  особенностях развития детей дошкольного  возраста было выявлено, что дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности  этого этапа проявляются в  прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Информация о работе Развитие памяти у дошкольников