Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:00, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития памяти в дошкольном возрасте. Объект исследования: дошкольный возраст. Предмет исследования: процесс развития памяти в дошкольном возрасте. Гипотеза исследования: память у детей дошкольного возраста зависит от содержания процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
В ходе работы были решены следующие задачи: 1) описание характеристики памяти; 2) рассмотрение психических особенностей развития детей дошкольного возраста; 3) ознакомление с особенностями развития и формирования памяти в дошкольном возрасте; 4) проведение диагностических методик;
Введение ........................................................................................ .........................3
Глава 1. Развитие памяти у детей дошкольного возраста ..................................5
Общее представление о памяти……………………………………….……..5
Виды памяти…………………………………………………………………..9
Психические особенности развития детей дошкольного возраста………12
Особенности развития памяти детей дошкольного возраста…………..…19
Глава 2. Учебно-исследовательская работа по развитию памяти у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..26
2.1 Методики диагностики развития памяти детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………….…26
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………….…32
Заключение ............................................................................................................35
Список литературы .............................................................................................. 37
Приложение……………………………………………………...……………….40
Время экспозиции стимульной картинки (приложение рис. 1А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку – приложение рис. 1Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов
10 баллов – ребенок узнал на картинке 5Б все девять изображений, показанных ему на картинке 5А, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов – ребенок узнал на картинке 5Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов – ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов – ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла – ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1 балл – ребенок не узнал на картинке 5 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий.
Методика №2 «Узнай фигуры»
Эта методика - на узнавание.
Данный вид памяти появляется и развивается
у детей в онтогенезе одним
из первых. От развитости данного вида
существенно зависит
В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис. 2 Приложение , в сопровождении следующей инструкции: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».
Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.
Оценка результатов
10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.
8-9 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.
6-7 баллов - ребенок справился
со всеми предложенными
4-5 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.
2-3 балла - ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.
0-1 балл - ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Методика № 3 «Запомни цифры»
Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори"».
Далее экспериментатор
Если ошибка допущена, то
экспериментатор повторяет
В заключение определяется
объем кратковременной слуховой
памяти ребенка, который численно равен
полусумме максимального
Оценка результатов
10 баллов - ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.
8-9 баллов - ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр.
6-7 баллов - ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5-6 цифр.
4-5 баллов - ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.
2-3 балла - ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.
0-1 балл - ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл- очень низкий.
Методика №4 «Выучи слова»
С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (Приложение Г рис. 16), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
Оценка результатов
10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.
6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.
4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 7-6 слов.
2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.
0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2.2 Анализ результатов исследования
По итогам исследований можно сказать, что память - как один из уровней отражения окружающей действительности представляет собой совокупность процессов, способствующих организации и сохранению прошлого опыта.
Ниже, в Таблицах №1, №2, №3, №4 представлены результаты проведенных исследований.
Таблица 1.
Результаты обследования кратковременной зрительной памяти по методике «Запомни рисунки»
Код ребенка |
Количество узнанных рисунков |
Время узнавания |
Количество баллов |
Выводы об уровне развития |
1 |
8 |
46сек |
9 |
Высокий |
2 |
7 |
50сек |
8 |
Высокий |
3 |
9 |
40 сек |
10 |
Очень высокий |
4 |
4 |
68сек |
5 |
Средний |
5 |
6 |
55сек |
7 |
Средний |
6 |
6 |
55сек |
7 |
Средний |
7 |
2 |
80сек |
2 |
Низкий |
8 |
6 |
55сек |
7 |
Средний |
9 |
4 |
68сек |
5 |
Средний |
10 |
3 |
73сек |
4 |
Средний |
Таблица 2.
Результаты методики «Узнай фигуры»
Код ребенка |
Время решения |
Количество баллов |
Выводы об уровне развития |
1 |
40 сек |
10 |
Очень высокий |
2 |
57 сек |
6 |
Средний |
3 |
60 сек |
8 |
Высокий |
4 |
45 сек |
5 |
Средний |
5 |
63 сек |
5 |
Средний |
6 |
66 сек |
4 |
Средний |
7 |
79 сек |
3 |
Низкий |
8 |
68 сек |
4 |
Средний |
9 |
50 сек |
7 |
Средний |
10 |
53 сек |
7 |
Средний |
Таблица 3.
Результаты методики «Запомни цифры»
Код ребенка |
Возпроизводимость цифр |
Количество баллов |
Выводы об уровне развития |
1 |
8 |
9 |
Высокий |
2 |
6 |
7 |
Средний |
3 |
7 |
8 |
Высокий |
4 |
4 |
5 |
Средний |
5 |
5 |
6 |
Средний |
6 |
6 |
7 |
Средний |
7 |
3 |
3 |
Низкий |
8 |
5 |
6 |
Средний |
9 |
6 |
7 |
Средний |
10 |
4 |
5 |
Средний |
Таблица 4.
Результаты методики «Выучи слова»
Код ребенка |
Количество запомненных слов |
Оценка результата |
Уровень развития |
1 |
11 слов |
9 |
Высокий |
2 |
10 слов |
8 |
Высокий |
3 |
10 слов |
8 |
Высокий |
4 |
7 слов |
5 |
Средний |
5 |
8 слов |
6 |
Средний |
6 |
9 слов |
7 |
Средний |
7 |
5 слов |
3 |
Низкий |
8 |
7 слов |
5 |
Средний |
9 |
9 слов |
7 |
Средний |
10 |
7 слов |
5 |
Средний |
На основании проведенных исследований можно прийти к выводу, что у трех детей (код 1,2,3) из 10 человек показатели свидетельствуют о наличии у них выраженных способностей и задатков развития памяти, у одного ребенка (код 7) выявлено серьезное отставание в развитии памяти и шесть детей (код 4,5,6,8,9,10) по уровню развитию памяти показатели находятся в норме, т.е. мало отличаются от большей части остальных детей их возраста.
Заключение
Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
Дошкольному возрасту принадлежит
важная роль в общем развитии памяти
человека. Впечатления, которые человек
получает об окружающем мире, оставляют
определенный след, сохраняются, закрепляются,
а при необходимости и
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.
При рассмотрении вопроса о психических
особенностях развития детей дошкольного
возраста было выявлено, что дошкольный
возраст является периодом интенсивного
психического развития ребенка. Особенности
этого этапа проявляются в
прогрессивных изменениях во всех сферах,
начиная от совершенствования