Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:00, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития памяти в дошкольном возрасте. Объект исследования: дошкольный возраст. Предмет исследования: процесс развития памяти в дошкольном возрасте. Гипотеза исследования: память у детей дошкольного возраста зависит от содержания процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
В ходе работы были решены следующие задачи: 1) описание характеристики памяти; 2) рассмотрение психических особенностей развития детей дошкольного возраста; 3) ознакомление с особенностями развития и формирования памяти в дошкольном возрасте; 4) проведение диагностических методик;
Введение ........................................................................................ .........................3
Глава 1. Развитие памяти у детей дошкольного возраста ..................................5
Общее представление о памяти……………………………………….……..5
Виды памяти…………………………………………………………………..9
Психические особенности развития детей дошкольного возраста………12
Особенности развития памяти детей дошкольного возраста…………..…19
Глава 2. Учебно-исследовательская работа по развитию памяти у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..26
2.1 Методики диагностики развития памяти детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………….…26
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………….…32
Заключение ............................................................................................................35
Список литературы .............................................................................................. 37
Приложение……………………………………………………...……………….40
Кратковременная память - это память, способная одновременно удерживать до семи элементов в течение максимум тридцати секунд. Она действует, например, когда человек набирает номер телефона. Кратковременная память - процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд или минут), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого.
Долговременная память характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала, здесь происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном виде - в более обобщённом и систематизированном.
Скользящая память - самая короткая из всех видов памяти. Такого рода память развита, например, у авиадиспетчеров: она позволяет им на несколько минут сосредоточить внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолёта тут же забыть о ней, переключив внимание на следующую точку [9].
1.3 Психические особенности
развития детей дошкольного
Дошкольный возраст является
периодом интенсивного психического развития
ребенка. Особенности этого этапа
проявляются в прогрессивных
изменениях во всех сферах, начиная
от совершенствования
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками [11].
В дошкольном возрасте в совместной деятельности с взрослыми и под их руководством ребенок овладевает рядом предметных действий. Некоторые из них дети могут выполнять только при непосредственной помощи и при участии взрослых, другие – производят самостоятельно.
Самостоятельность в дошкольном возрасте проявляется в том, что каждый здоровый ребенок в узкой сфере своей практической жизни и в пределах своих небольших возможностей стремится действовать без помощи взрослых, проявлять некоторую независимость от них.
Проявление самостоятельности
во всем том, в чем ребенок действительно
может обойтись без помощи взрослых,
приобретает постепенно форму стремления
действовать независимо от взрослых
и без их помощи даже в тех сферах,
которые еще недоступны ребенку,
в частности выполнять
Одна из важнейших проблем детской психологии – проблема условий и движущих причин психического развития детей дошкольного возраста. Долгое время эта проблема рассматривалась в плане метафизической теории двух факторов, которые в качестве внешних и неизменных сил предопределяют ход развития детской психики. При этом одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности, другие приписывали ведущую роль среде; наконец, третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют, конвертируют друг с другом.
Л.С. Выготский (1982-1984), С.Л. Рубенштейн
(1946), А.Н. Леонтьев (1972), исходя из положений
классиков марксизма-ленинизма
Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности.
Признав, что, для психического развития ребенка его общечеловеческих и индивидуальных органических особенностей, а также хода их созревания в онтогенезе, необходимо, однако, подчеркнуть, что эти особенности представляют собой лишь условия, лишь необходимые предпосылки, а не движущие причины формирования человеческой психики. Как справедливо указывал Л.С. Выготский (1982, т. 2), ни одно из специфически человеческих психических качеств, таких, как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д., не может возникнуть лишь путем вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств, требуются определенные социальные условия жизни и воспитания.
Проблема роли среды в
психическом развитии ребенка решается
по-разному, в зависимости от понимания
общей природы изучаемого генетического
процесса. Социальная среда (и преобразованная
человеческим трудом природа) не просто
внешнее условие, а подлинный
источник развития ребенка, поскольку
в ней содержатся все те материальные
и духовные ценности, в которых
воплощены способности
Усвоение детьми общественного
опыта происходит не путем пассивного
восприятия, а в активной форме. Проблема
роли различных видов деятельности
в психическом развитии ребенка
интенсивно разрабатывалась в советской
детской психологии. Изучались психологические
особенности игры, учения и труда
у детей различных возрастов
и влияние этих видов деятельности
на развитие отдельных психических
процессов и формирование личности
ребенка в целом. Исследования ориентировочной
части деятельности позволили более
глубоко проникнуть в ее структуру
и более детально выяснить роль в
усвоении нового опыта. Обнаружилось,
что ориентировочные компоненты
какой-либо целостной деятельности
выполняют функцию
Диалектико-материалистический
поход к психическому развитию ребенка
выдвигает проблему спонтанности развития,
наличия в нем мотивов
В дошкольном детстве (от 3 до
7лет) продолжается интенсивное созревание
организма. Наряду с общим ростом
происходит анатомическое формирование
и функциональное развитие тканей и
органов,важное значение имеют окостенение
скелета, увеличение массы мышц, развитие
органов дыхания и
Дошкольный возраст
Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского общества». Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется возрастающим осознанием собственного «я» и значения своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.
Особенности социальной ситуации
развития дошкольника выражаются в
характерных для него видах деятельности,
прежде всего в сюжетно-ролевой
игре. Стремление приобщиться к миру
взрослых в сочетании с отсутствием
необходимым для этого знаний
и умений приводит к тому, что
ребенок осваивает этот мир в
доступной для него игровой форме.
Особенности благоприятные
Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. От того, как будут развиваться потребности дошкольника, зависит развитие и становление его личности.
Взаимодействие ребенка со средой, и в первую очередь с социальным окружением, усвоение им опыта взрослых в различных видах деятельности (игровой, учебной и т.д.) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности [22].
Эмоциональная жизнь дошкольника
связана с господством чувств
над всеми сторонами
Только в особо нужных ситуациях и только старшие дошкольники могут сдерживать свои чувства, скрыть их внешние проявления.
Источником эмоциональных переживаний ребенка становятся в первую очередь его взаимоотношения с взрослыми и другими детьми, а также те ситуации, которые произвели на него новое, необычное, сильное впечатление. Поэтому чем больше впечатлений получает ребенок, тем более дифференцированными становятся его эмоциональные переживания [26].
Для психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком. Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем - до 1500 слов [15].
Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.
Обобщая наиболее важные достижения
психического развития ребенка 6-7 лет,
можно заключить, что на этом возрастном
этапе дети отличаются достаточно высоким
уровнем умственного развития, включающим
расчлененное восприятия, обобщенные
нормы мышления, смысловые запоминание.
У ребенка формируется