Развитие памяти у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности развития памяти в дошкольном возрасте. Объект исследования: дошкольный возраст. Предмет исследования: процесс развития памяти в дошкольном возрасте. Гипотеза исследования: память у детей дошкольного возраста зависит от содержания процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
В ходе работы были решены следующие задачи: 1) описание характеристики памяти; 2) рассмотрение психических особенностей развития детей дошкольного возраста; 3) ознакомление с особенностями развития и формирования памяти в дошкольном возрасте; 4) проведение диагностических методик;

Содержание работы

Введение ........................................................................................ .........................3
Глава 1. Развитие памяти у детей дошкольного возраста ..................................5
Общее представление о памяти……………………………………….……..5
Виды памяти…………………………………………………………………..9
Психические особенности развития детей дошкольного возраста………12
Особенности развития памяти детей дошкольного возраста…………..…19
Глава 2. Учебно-исследовательская работа по развитию памяти у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..26
2.1 Методики диагностики развития памяти детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………….…26
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………….…32
Заключение ............................................................................................................35
Список литературы .............................................................................................. 37
Приложение……………………………………………………...……………….40

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 327.68 Кб (Скачать файл)

Таким образом, дошкольное детство  – особый период в развитии личности. Это время активной социализации ребенка, вхождения его в культуру, развития его общения с взрослыми  и сверстниками. Это небольшой  отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает  значительно больше, чем за всю  последующую жизнь.

    1. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста

Вопрос о развитии памяти породил в психологии большие  споры. При всей кажущейся очевидности  и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого  дошкольного возраста, не имеют классического  однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме в психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих  проблему развития памяти [16].

Достаточно простыми и понятными  представляются теоретические положения  концепции развития памяти, предложенной П.П. Блонским. Основным положением данной концепции о соотношении образной и словесной памяти в их развитии является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности [7].

Самый ранний вид – моторная или  двигательная память начальное свое выражение находит в первых, условных двигательных рефлексах детей. Эта  реакция наблюдается уже на первом месяце после рождения.

Начало эмоциональной или аффективной  памяти, относится к первому полугодию  жизни ребенка.

Первые зачатки свободных воспоминаний, с которыми, можно связывать начало образной памяти, относятся им ко второму году жизни [23].

Более высокий вид памяти – память-рассказ. Она имеется у ребенка уже  в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Память-рассказ и представляет собой, согласно П.П. Блонскому, подлинную словесную память, которую необходимо отличать от запоминания и воспроизведения речевых движений, например, при заучивании бессмысленного словесного материала. Представляя собой, высший уровень памяти, память-рассказ, в свою очередь, не сразу выступает в наиболее совершенных формах. Она проходит путь, характеризующийся основными стадиями развития рассказа. Первоначально рассказ – это только словесное сопровождение действия, далее это слова, сопровождаемые действием, и лишь затем словесный рассказ выступает сам по себе, как живое и образное сообщение [7].

Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок  чаще всего не ставит перед собой  осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок  запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что  произвело на него впечатление, что  было интересно.

Качество непроизвольного запоминания  предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок  действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное  восприятие, обдумывание, группировка  в процессе действия. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления [11].

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить  перед собой цель запомнить или  припомнить что-нибудь и тем более  не применяет для этого специальных  приемов.

Непроизвольное  запоминание, связанное с активной умственной работой детей над  определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста значительно  более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть прочным и точным. Если события этой поры имели эмоциональную  значимость и произвели впечатление  на ребенка, они могут сохраниться  в памяти на всю оставшуюся жизнь. Дошкольный возраст является периодом, освобожденным от амнезии младенчества и раннего возраста [29].

Первые припоминания впечатлений, полученных в раннем детстве, относятся  обычно к возрасту около трёх лет (имеются в виду воспоминания взрослых людей, связанные с детством). Было установлено, что почти 75% первых детских  воспоминаний приходится на возраст  от трёх до четырёх лет. Это значит, что к данному возрасту, т.е. к  началу раннего дошкольного детства, у ребёнка связываются долговременная память и её основные механизмы. Одним  из них является ассоциативная связь  запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями [17] .

У большинства нормально развивающихся  детей младшего и среднего дошкольного  возраста неплохо развита непосредственная и механическая память.

У некоторых детей дошкольного  возраста встречается особый вид  зрительной памяти, который носит  название эйдетической памяти. Образы эйдетической памяти по своей яркости  и отчетливости приближаются к образам  восприятия. После однократного восприятия материала и очень небольшой  умственной обработки, ребенок продолжает «видеть» материал, и прекрасно восстанавливает  его. Эйдетическая память - возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, в период школьного обучения обычно утрачивают эту способность. На самом деле, такой вид памяти не так уж и редок, и имеется у многих детей [17].

На протяжении первого  года жизни заметно увеличивается  латентный период узнавания. Если восьми-, девятимесячный ребенок узнает близкого человека после двух-, трех- недельной  разлуки, то ребенок второго года жизни может узнавать знакомое лицо после полутора- и двухмесячного  перерыва. На втором году жизни резко  увеличивается объем и прочность  детской памяти, что связано не только с созреванием нервного аппарата ребенка, но и с освоением ходьбы, которая способствует быстрому обогащению опыта ребенка.

Развитие моторной памяти начинается в середине первого года жизни. Освоение предметных действий сознает  благоприятные условия для запоминания  выполняемых движений и действий. Те из них, которые получают сильное  эмоциональное и деловое подкрепление в виде достигаемого ребенком желаемого  результата, быстро упрочиваются. На втором году жизни простые движения схватывания  предметов выполняются легко  и организованно. Ребенок воспроизводит  их по мере надобности в соответствующих условиях [18].

На третьем году жизни  на основе двигательной памяти у ребенка  вырабатываются действия. Они составляют основу навыков, формирующих уже  в последующие периоды. К таким  несформированным еще навыкам относятся, например, движения рук при умывании, действия ложкой во время еды. Завязывание  ботинок, застегивание пуговиц, перешагивание  через препятствия, бег, прыжки и  многие другие.

В дошкольном детстве развивается  особенно важный вид памяти – память на слова. Начиная с 6 месяцев, ребенок  запоминает некоторые звукосочетания, а затем и слова, которые связываются  с определенными предметами, лицами, действиями. В это время еще  можно выделить специально словесную  память, тогда как в последующие  годы она сливается с смысловой. Освоение разговорной речи ведет  к быстрому развитию смысловой памяти и памяти на целые словесные цепи, комплексы.

На втором году жизни начавший ходить ребенок узнает много предметов, вещей и, различно действуя с ними, обогащает свои знания об окружающем мире. Так начинают накапливаться  первичные представления о вещах, людях, событиях, представления, об удаленности  и направлении, о выполняемых  движениях. На основе формирующейся  обратной ориентации действия с вещами становятся все более точными, согласованными и разнообразными.

Изменяется и сам процесс  памяти: она постепенно освобождается  от опоры на восприятие. Наряду с  узнаванием формируется и воспроизведение, сначала непроизвольное, вызванное  вопросом, подсказкой взрослого, сходным  предметом или ситуацией, а затем и произвольное [18].

Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризует постепенный  переход от непроизвольного и  непосредственного к произвольному  и опосредованному запоминанию  и припоминанию. З.М. Истомина проанализировала, как идет процесс становления  произвольного и опосредованного  запоминания у дошкольников, и  пришла к следующим выводам. В  дошкольном возрасте трех, четырех  лет запоминание и воспроизведение  в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим  операциям, являются непроизвольными. В дошкольном возрасте при тех  же условиях происходит постепенный  переход от непроизвольного к  произвольному запоминанию и  воспроизведению материала. При  этом в соответствующих процессах  выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные  перцептивные действия, опосредствующие  мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал [19] .

Различные процессы памяти развиваются с возрастом у  детей неодинаково, причем одни из них  могут опережать другие. Например, произвольное воспроизведение возникает  раньше, чем произвольное запоминание, и в своем развитие как бы обгоняет его. От интереса ребенка к выполняемой  им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у  него процессов памяти.

Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в  себя два этапа. На первом этапе формируется  необходимая мотивация, т.е. желание  что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции [31].

С возрастом развивается  способность ребенка оценивать  возможности собственной памяти, причем, чем старше дети, тем лучше  они могут это делать. Со временем становятся более разнообразные  и гибкие стратегии запоминания  и воспроизведения материала, которые применяет ребенок [20].

В дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности. Главным видом памяти является образная, ее развитие и перестройка  связаны с изменениями, происходящими  в разных сферах психической жизни  ребенка. На протяжении дошкольного  возраста значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесно-логическая память дошкольника  интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении  с взрослыми и сверстниками. Дошкольный период – эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. У дошкольника сохраняется зависимость  запоминания материала от таких  его особенностей, как эмоциональная  привлекательность, яркость, звучание, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Элементы произвольного  поведения – это главное достижение дошкольного возраста. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний [30].

К концу дошкольного детства  у ребенка появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется  в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.

Однако тот факт, что  память развивается у дошкольника  наиболее интенсивно по сравнению с  другими способностями, не значит, что  следует довольствоваться этим фактом. Наоборот, следует максимально развивать  память ребенка в период, когда  к этому располагают все факторы. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка начиная с раннего детства.

Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается  менее продуктивной, хотя в целом  эта форма памяти сохраняет господствующее положение. Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам  достигает высокого уровня. Для детей  характерны попытки проведения анализа пространственных ситуаций [21].

Таким образом, к 6-7 годам  структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания  и припоминания. Накопление к дошкольному  возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития памяти повышает у ребенка чувство  уверенности в своих силах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Учебно-исследовательская  работа по развитию памяти у детей  дошкольного  возраста.

2.1 Методики диагностики  развития памяти детей дошкольного  возраста 

Исследование по развитию памяти у детей дошкольного возраста было проведено в МОУ НШДС №144 города  Тулы.  В исследовании принимали участие дети 5-6 лет.

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при  этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем  случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной  зрительной и слуховой памяти (зрение и слух - основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные  методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к развитию памяти. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, - о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.

Методика №1 «Запомни рисунки»

Данная методика предназначена  для определения объема кратковременной  зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные в приложении  на рис. 1А. Им дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (приложение рис. 1Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Информация о работе Развитие памяти у дошкольников