Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:00, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития памяти в дошкольном возрасте. Объект исследования: дошкольный возраст. Предмет исследования: процесс развития памяти в дошкольном возрасте. Гипотеза исследования: память у детей дошкольного возраста зависит от содержания процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
В ходе работы были решены следующие задачи: 1) описание характеристики памяти; 2) рассмотрение психических особенностей развития детей дошкольного возраста; 3) ознакомление с особенностями развития и формирования памяти в дошкольном возрасте; 4) проведение диагностических методик;
Введение ........................................................................................ .........................3
Глава 1. Развитие памяти у детей дошкольного возраста ..................................5
Общее представление о памяти……………………………………….……..5
Виды памяти…………………………………………………………………..9
Психические особенности развития детей дошкольного возраста………12
Особенности развития памяти детей дошкольного возраста…………..…19
Глава 2. Учебно-исследовательская работа по развитию памяти у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..26
2.1 Методики диагностики развития памяти детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………….…26
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………….…32
Заключение ............................................................................................................35
Список литературы .............................................................................................. 37
Приложение……………………………………………………...……………….40
Таким образом, дошкольное детство – особый период в развитии личности. Это время активной социализации ребенка, вхождения его в культуру, развития его общения с взрослыми и сверстниками. Это небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.
Вопрос о развитии памяти породил в психологии большие споры. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме в психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти [16].
Достаточно простыми и понятными представляются теоретические положения концепции развития памяти, предложенной П.П. Блонским. Основным положением данной концепции о соотношении образной и словесной памяти в их развитии является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности [7].
Самый ранний вид – моторная или двигательная память начальное свое выражение находит в первых, условных двигательных рефлексах детей. Эта реакция наблюдается уже на первом месяце после рождения.
Начало эмоциональной или
Первые зачатки свободных
Более высокий вид памяти – память-рассказ. Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Память-рассказ и представляет собой, согласно П.П. Блонскому, подлинную словесную память, которую необходимо отличать от запоминания и воспроизведения речевых движений, например, при заучивании бессмысленного словесного материала. Представляя собой, высший уровень памяти, память-рассказ, в свою очередь, не сразу выступает в наиболее совершенных формах. Она проходит путь, характеризующийся основными стадиями развития рассказа. Первоначально рассказ – это только словесное сопровождение действия, далее это слова, сопровождаемые действием, и лишь затем словесный рассказ выступает сам по себе, как живое и образное сообщение [7].
Память в дошкольном
возрасте, по представлению В.С. Мухиной,
носит преимущественно
Качество непроизвольного
У младших дошкольников непроизвольное
запоминание и непроизвольное воспроизведение
- единственная форма работы памяти.
Ребенок еще не может поставить
перед собой цель запомнить или
припомнить что-нибудь и тем более
не применяет для этого
Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть прочным и точным. Если события этой поры имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Дошкольный возраст является периодом, освобожденным от амнезии младенчества и раннего возраста [29].
Первые припоминания впечатлений,
полученных в раннем детстве, относятся
обычно к возрасту около трёх лет
(имеются в виду воспоминания взрослых
людей, связанные с детством). Было
установлено, что почти 75% первых детских
воспоминаний приходится на возраст
от трёх до четырёх лет. Это значит,
что к данному возрасту, т.е. к
началу раннего дошкольного детства,
у ребёнка связываются
У большинства нормально
У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Образы эйдетической памяти по своей яркости и отчетливости приближаются к образам восприятия. После однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки, ребенок продолжает «видеть» материал, и прекрасно восстанавливает его. Эйдетическая память - возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, в период школьного обучения обычно утрачивают эту способность. На самом деле, такой вид памяти не так уж и редок, и имеется у многих детей [17].
На протяжении первого
года жизни заметно увеличивается
латентный период узнавания. Если восьми-,
девятимесячный ребенок узнает близкого
человека после двух-, трех- недельной
разлуки, то ребенок второго года
жизни может узнавать знакомое лицо
после полутора- и двухмесячного
перерыва. На втором году жизни резко
увеличивается объем и
Развитие моторной памяти
начинается в середине первого года
жизни. Освоение предметных действий сознает
благоприятные условия для
На третьем году жизни на основе двигательной памяти у ребенка вырабатываются действия. Они составляют основу навыков, формирующих уже в последующие периоды. К таким несформированным еще навыкам относятся, например, движения рук при умывании, действия ложкой во время еды. Завязывание ботинок, застегивание пуговиц, перешагивание через препятствия, бег, прыжки и многие другие.
В дошкольном детстве развивается особенно важный вид памяти – память на слова. Начиная с 6 месяцев, ребенок запоминает некоторые звукосочетания, а затем и слова, которые связываются с определенными предметами, лицами, действиями. В это время еще можно выделить специально словесную память, тогда как в последующие годы она сливается с смысловой. Освоение разговорной речи ведет к быстрому развитию смысловой памяти и памяти на целые словесные цепи, комплексы.
На втором году жизни начавший
ходить ребенок узнает много предметов,
вещей и, различно действуя с ними,
обогащает свои знания об окружающем
мире. Так начинают накапливаться
первичные представления о
Изменяется и сам процесс памяти: она постепенно освобождается от опоры на восприятие. Наряду с узнаванием формируется и воспроизведение, сначала непроизвольное, вызванное вопросом, подсказкой взрослого, сходным предметом или ситуацией, а затем и произвольное [18].
Развитие памяти в дошкольном
возрасте также характеризует
Различные процессы памяти развиваются с возрастом у детей неодинаково, причем одни из них могут опережать другие. Например, произвольное воспроизведение возникает раньше, чем произвольное запоминание, и в своем развитие как бы обгоняет его. От интереса ребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него процессов памяти.
Переход от непроизвольной
к произвольной памяти включает в
себя два этапа. На первом этапе формируется
необходимая мотивация, т.е. желание
что-либо запомнить или вспомнить.
На втором этапе возникают и
С возрастом развивается
способность ребенка оценивать
возможности собственной
В дошкольном возрасте память
по скорости развития опережает другие
способности. Главным видом памяти
является образная, ее развитие и перестройка
связаны с изменениями, происходящими
в разных сферах психической жизни
ребенка. На протяжении дошкольного
возраста значительно изменяется содержание
двигательной памяти. Движения становятся
сложными, включают несколько компонентов.
Словесно-логическая память дошкольника
интенсивно развивается в процессе
активного освоения речи при слушании
и воспроизведении литературных
произведений, рассказывании, в общении
с взрослыми и сверстниками. Дошкольный
период – эпоха господства природной,
непосредственной, непроизвольной памяти.
У дошкольника сохраняется
К концу дошкольного детства у ребенка появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
Однако тот факт, что
память развивается у дошкольника
наиболее интенсивно по сравнению с
другими способностями, не значит, что
следует довольствоваться этим фактом.
Наоборот, следует максимально развивать
память ребенка в период, когда
к этому располагают все
Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение. Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей характерны попытки проведения анализа пространственных ситуаций [21].
Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Накопление к дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития памяти повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах.
Глава 2. Учебно-исследовательская работа по развитию памяти у детей дошкольного возраста.
2.1 Методики диагностики
развития памяти детей
Исследование по развитию памяти у детей дошкольного возраста было проведено в МОУ НШДС №144 города Тулы. В исследовании принимали участие дети 5-6 лет.
Память человека многообразна.
Все ее виды и особенности трудно
одновременно оценить, особенно если при
этом диагностируется не только память,
но и другие психологические характеристики
человека. В этой связи в практической
психодиагностике памяти приходится ограничиваться
только некоторыми ее видами. В нашем
случае среди них находится узнавание,
воспроизведение и запоминание,
в частности объем
Показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к развитию памяти. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, - о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.
Методика №1 «Запомни рисунки»
Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные в приложении на рис. 1А. Им дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (приложение рис. 1Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».