Развитие произвольное внимание как самоконтроля в процессе учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 00:35, дипломная работа

Описание работы

Особенностью когнитивного развития в школьном возрасте является то, что каждый познавательный процесс берется под контроль учителя и самоконтроль школьника на основе определенных познавательных действий.
В школьном обучении интенсивно развиваются все свойства внимания. Наиболее заметно развитие произвольности, поскольку в школе требуется прослеживать и усваивать те свойства объектов, какие в данный момент вовсе не интересуют ребенка. Приходится удерживать внимание на нужных, а не просто привлекательных предметах.

Файлы: 1 файл

Развитие произвольное внимание как самоконтроля в процессе учебной деятельности младших школьников.docx

— 217.95 Кб (Скачать файл)

Н. Ф .Добрыниным выполнены  экспериментальные исследования ряда свойств внимания, его устойчивости, колебаний, объёма и распределённости и по вопросу о типах внимания.

Занимаясь проблемой экспериментального формирования внимания, П.Я. Гальперин  дал проблеме внимания новую постановку, выдвинув гипотезу: «внимание есть заключительная форма контроля, выполняемого идеально, сокращённо и автоматизировано»: «всякое внимание есть· контроль - в его идеальной или сокращённой форме»(162; с.65). эти формулировки повторяются и в работе С.Л. Кабыльницкой, выполненной под руководством П.Я. Гальперина, где также подчёркивается, что «вниманием является не всякий контроль, а лишь свёрнутое автоматизированное умственное действие контроля». Для доказательства этой концепции внимания была проведена работа С.Л. Кабыльницкой, содержанием которой были действия учащихся начальной школы, выражающиеся в проверке ошибок в тексте. В плане проведённой работы ученики научились «молча, быстро исправлять ошибки». Следовательно, можно сказать, что учение П.Я. Гальперина о внимании как функции контроля составная часть теории поэтапного формирования умственных действий».

Сегодня значительно увеличивается интерес к проблеме внимания с позиции теории деятельности. А. Н. Леонтьев считал, что внимание не есть самостоятельная сущность, к которой можно при бегать для объяснения других психических феноменов. Оно само нуждается в объяснении. Традиционное перечисление факторов, влияющих на при влечение и удержание внимания, с делением их на «внешние» (интенсивность воздействия, его новизна, необычность и Т.п.) и «внутренние» (эмоциональная окрашенность, интерес, волевое усилие), не помогает вскрыть истинных механизмов этого явления. При рода внимания может быть раскрыта только через анализ деятельности. Такой анализ позволяет, прежде всего, ответить на вопрос, что в каждый данный момент «актуально сознаётся», то есть, находится в поле внимания. Для этого нужно выделить предмет целенаправленной деятельности субъекта Именно он, или иначе, содержание, отвечающее цели действия, осознаётся ясно. В отличие от этого содержания, которые составляют условия выполнения действия, сознаются неясно. В соответствии со сказанным, нельзя приписывать вниманию самостоятельные свойства Например, неверно было бы говорить, что внимание ребёнка обладает свойством неустойчивости. За свойствами внимания скрываются особенности деятельности. Так, за отвлекаемостью внимания ребёнка стоит лёгкая переключаемость его деятельности. Поэтому важная психологическая задача - управление вниманием ребёнка - должна решаться через организацию его деятельности.

Ю.Б. Гиппенрейтер приходит к выводу, что внимание как феномен  сознания связано со всякой деятельностью. Вследствие, проявление организации этой деятельности и может быть понято только через анализ последней. Во внимании отражается, однако, не вся система деятельности, а лишь работа её ведущего уровня. Эти положения можно было бы свести в следующую единую формулу: внимание есть феноменальное и продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности.

С позиции деятельностного понимания внимание есть следствие проявление типов организации деятельности. В зависимости от того, каков тип деятельности (поисковая, целенаправленная, произвольная, непроизвольная), а также, каковы общие условия её протекания (наличие одного или двух борющихся мотивов, степени сформированности и устойчивости программы) и каково взаимоотношение иерархической системы уровней её построения можно говорить о типах внимания, его свойствах, его динамике.

Итак, термин «внимание» используется в настоящее время очень широко. Для постановки исследований внимания характерны: изучение внимания в деятельности и путем систематических наблюдений непосредственно е изучаемых видах деятельности; анализ функций внимания во всем процессе деятельности.

 Заслуженный психологи педагог Л.С. Рубинштейн полагал, что говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности, практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления, таким образом, совпадают [112]. Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы при решении многих практических задач учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Таким образом, в результате проведенного анализа, можно сделать  вывод, что проблема внимания находится  на стыке интересов исследователей общей, когнитивной, возрастной и педагогической психологии. Внимание является условием успешного осуществления любой  деятельности, в том числе обучения. Особенно повышаются требования к развитию внимания с момента поступления  ребенка в школу.

 

 

2. Особенности внимания младшего школьника

 

Начало младшего школьного  возраста определяется моментом поступления  ребенка в школу (6-7 лет). Соответственно границы младшего школьного возраста совпадает с окончанием обучения в начальной школе (9-

10 лет).

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики  детей на данном возрастном этапе.

В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе, и таким образом, центральными новообразованиями  младшего школьного возраста являются:

1. качественно-новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; в том числе внимание.

2. рефлексия, анализ, внутренний план действий.

З. развитие нового познавательного отношения к действительности.

 4. ориентация на группу сверстников.

Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного  возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых. Основной задачей взрослых является создание оптимальных условий  для раскрытия и реализации потенциальных  возможностей младших школьников с  учетом индивидуальных особенностей каждого  ребенка.

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в  первые месяцы жизни, но это непроизвольное внимание. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании.

Особенностью внимания младших школьников (особенно первоклассников), является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению. С возрастом ребенка оно развивается, увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, и само это внимание становится более сильным и более устойчивым.

Внимание младшего школьника  нужно развивать. Значимым в данном направлении является личностный подход, который определил Н.Ф. Добрынин: он утверждал, что активность, вызванная  потребностями личности, определяет для нее значимость ее стремлений и действий. Указание на связь внимания со значимостью его объекта подтверждает, что интерес, потребности являются подлинными источниками и основой  внимания, иначе говоря, являются стимулирующим  мотивационным фактором внимания человека (199; С.56). Подтверждение этому находится в работах таких ученых, как Н.Н. Ланге. В.Г. Леонтьева, Т. Рибо.

На основе непроизвольного  внимания у детей постепенно развивается  внимание произвольное.

Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, то есть форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

Для того, чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, наряду с основной деятельностью, необходимо предложить человеку задание, проверить  его ход и результаты, разработать  и реализовать соответствующий  план. Однако, на протяжении дошкольного  возраста, а иногда и в начале школьного, ребенок еще в недостаточной  степени владеет своим вниманием.

Произвольное внимание отличается активным характером, сложной структурой, опосредованными способами организации  поведения и коммуникации, и по своему происхождению связано с  трудовой деятельностью.

Например: крик, влетевшая  в окно бабочка, смех за стеной - все  эти раздражители властно захватывают  место главного очага возбуждения. Такое внимание, привлеченное силой  новизны, необычайностью раздражителя, является непроизвольным.

Переключение внимания понимается, как его перевод с одного объекта  на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика внимания проявляется в скорости, с которой  он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как  непроизвольным, так и произвольным. Младший школьник не умеет быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Волевым усилием человек переводит внимание с одного объекта на другой. Таким образом, это свойство внимания тесным образом также связано с волевой сферой человека. Объем внимания - это такая характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей 5-7 единиц информации. Так как экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Объем внимания тесным образом связан с такими познавательными процессами, как память, воображение, которые являются составляющими интеллектуальной сферы. Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека.

Распределение внимания - способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности и совершать несколько различных действий. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается, происходит саморегуляция внимания. От этого свойства внимания в значительной степени зависит успешность деятельности человека, в нашем случае учебная, а точнее сказать умение учиться (писать и читать в заданном темпе, одновременно делать записи и слушать учителя! При рода свойств внимания сложна, разнообразна, все свойства внимания содержат в своих характеристиках много общего с компонентами сфер индивидуальности человека, что обуславливает взаимосвязь внимания и сфер индивидуальности, таки как мотивационная, интеллектуальная и волевая. Распределение внимания у младшего школьника слабее.

Так, ведущей особенностью внимания в младшем школьном возрасте является преобладание непроизвольного  внимания над произвольным. Анализ динамических свойств внимания младшего школьника, показал, что внимание в  этой возрастной группе характеризуется  неустойчивостью, плохим распределением, узким объемом. С точки зрения содержательных характеристик, как  отмечает А.А. Люблинская (96), целенаправленное внимание у них еще не сформировано, так как дети в этом возрасте не умеют проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, не умеют выделить главного. Внимание ориентировано в основном на то, что им непосредственно интересно, объяснением этого может служить динамика развития мотивации учения в этом возрасте. Внимание более устойчиво при выполнении внешних, чем внутренних умственных действий. Среди ведущих причин неустойчивости внимания в данном возрасте А.А. Люблинская выделила в качестве основного - отсутствие переключаемости, как намеренного переноса внимания с одного предмета на другой, когда это оказывается необходимым в учебных ситуациях. В целом, произвольное внимание учащихся младших классов неустойчиво. Оно очень легко поддается внешним воздействиям и в большой степени зависит от условий, в которых идет работа учащихся. Концентрированность или сосредоточенность внимания может быть достаточно большой, но непродолжительной. Внимание ребенка скользит от одного предмета к другому, нигде не задерживаясь надолго, отвлекается любым, самым незначительным воздействием извне.

Рассмотренные Особенности внимания соотносятся с развитием сфер индивидуальности этого возрастного периода и рассмотрены в таблице 1.

 

Таблица1 Особенности развития компонентов сфер индивидуальности младшего школьника и его внимания

Внимание 

Интеллектуальная сфера 

Мотивационная сфера 

Волевая сфера 

Непроизвольное внимание преобладает над произвольным; устойчиво  при выполнении внешних умственных действий; сосредоточенность и концентрированность  может быть большой, но не продолжительной: маленький объем; управляется учителем

Психические процессы развиваются  неравномерно; не умеют выделить главного, существенное в воспринятом; происходит переход к понятийному, научно-теоретическому его способы мышлению; мыслительные операции и познавательные умения слабо  развиты.

Наличие сильной мотивации, связанной широтой интересов, но они неустойчивы, мало осознаны, слабо  обобщены; ориентируют на результат  учения.

Начинают формироваться  произвольные умственные действия; становление  действовать по внутреннему плану; формируется умение оценивать собственные  поступки и мысли то есть развивается  рефлексия.

Информация о работе Развитие произвольное внимание как самоконтроля в процессе учебной деятельности младших школьников