Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 00:35, дипломная работа
Особенностью когнитивного развития в школьном возрасте является то, что каждый познавательный процесс берется под контроль учителя и самоконтроль школьника на основе определенных познавательных действий.
В школьном обучении интенсивно развиваются все свойства внимания. Наиболее заметно развитие произвольности, поскольку в школе требуется прослеживать и усваивать те свойства объектов, какие в данный момент вовсе не интересуют ребенка. Приходится удерживать внимание на нужных, а не просто привлекательных предметах.
Анализ наблюдения на данном уроке.
С самого начала урока учительница стремится организовать внимание учащихся. Зная возрастные особенности внимания, она использует психологически оправданные приемы, способствующие мобилизации внимания, его устойчивости и переключения с одного вида деятельности на другой. Обращение учительницы («Внимание на меня») помогает учащимся мобилизовать внимание, оно направлено также на борьбу с отвлечением внимания от ненужных движений, посторонних раздражителей, находящихся в поле зрения детей.
Организация внимания учащихся в начале урока показала, что учительница хорошо знает и учитывает особенности внимания учащихся.
Следует подчеркнуть, что
учительница совершенно правильно
не сделала профессионального
Чтобы вызвать непроизвольное внимание, учительница, понизив голос, несколько интригуя, говорит: «Внимание». Такое предупреждение призывает детей к самоконтролю, помогая или концентрировать свое внимание. Обращение «Сядьте прямо» дает возможность детям отдохнуть и произвольное внимание у них сменяется непроизвольным.
Итак, преобладающим видом внимания на уроке было произвольное внимание, которое вызвала учительница рядом психологически оправданных приемов, умело, используя особенности содержания учебного материала и особенности данного возраста.
2. Протокол урока.
Предмет: Русский язык.
Тема: «Слова , отвечающие на вопросы: что делать, что сделать».
Задача: Закрепление по теме: «Слова , отвечающие на вопросы: что делать, что сделать».
Анализ наблюдения на данном уроке.
Сначала нового урока учительница опять стремится организовать внимание учащихся. Обращение учительницы:»Внимание на меня», помогает учащимся мобилизовать свое внимание после перемены. Также, это обращение помогает учащимся бороться с отвлечением внимания от ненужных движений. На этом уроке, также, у учащейся Лены часто происходит отвлеченное внимание. Учительница знает и учитывает особенности внимания у учащихся. Иногда, учительница делает замечания персонально учащимся, которые отвлекаются на уроке (Юра, Даня, Саша); при этом внимание других учащихся не было отвлечено. Этих замечаний было достаточно, чтобы они на протяжении всего урока оставались внимательными. Дане после этого стало стыдно. В разряд невнимательных учащихся попадает малое количество учеников - их трое. Учительница борется с этим. Также, важно отметить, что благодаря мастерству учителя, произвольное внимание сменялось послепроизвольным. Трое учащихся попадают в разряд невнимательных, потому что часто отвлекаются на уроке. Внимание остальных же - устойчивое. Если сделать общий вывод наблюдения за учащимися, то получается, что на уроке у одних учащихся преобладает произвольное внимание, но выделяются учащиеся (Юра,Саша) с непроизвольным вниманием.
3. Протокол урока.
Предмет: Математика.
Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Задача: Закрепить с учащимися материал по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100. »
Анализ наблюдения на данном уроке.
С самого начала учительница старалась организовать внимание учащихся. Она использует психологически оправданные приемы, способствующие мобилизации внимания, его устойчивости и переключения с одного вида деятельности на другой. Обращение учительницы (больше не отвлекайся) помогает учащемуся Дани К. мобилизовать внимание. Проводя наблюдение, замечено, что в классе есть не только один невнимательный ученик, а несколько.
В классе есть ученик Даня, который
на каждом уроке попадает в разряд
невнимательных учащихся, потому что
он часто вертится на уроке, отвлекается,
не слушает учителя. Как видно
из записи наблюдений на уроке, внимание
Юры и Саши оказалось неустойчивым:
в присутствии постороннего человека
мальчики отвлекались. Это вынудило
учительницу сделать им замечание.
Как показало наблюдение, этого замечания
было достаточно, чтобы они на протяжении
всего урока оставались внимательными.
Чтобы вызвать непроизвольное внимание,
учительница, понизив голос, говорит:
«Будьте внимательны». Такое предупреждение
призывает учащихся к самоконтролю,
помогая им концентрировать свое
внимание. Итак, преобладающем видом
внимания для большинства учащихся
на уроке было произвольное, которое
вызывала учительница, рядом психологических
оправданных приемов. Если дать характеристику
учащимся Юры Т., Дани К. то отмечается
недостаточная устойчивость отвлеченность
и преобладает непроизвольное внимание.
Вывод по сформированности способности
младшего школьника управлять вниманием.
Вывод учительницы о
Для детей, поступающих в школу, показатели объема внимания на уровне 4-7 баллов считаются допустимыми, а для детей, уже обучающихся в школе, слишком низкими.
Наконец, если ребенок получает 0-3 балла, то независимо от того, поступает ли он в школу или уже учится в ней, его объем внимания рассматривается как недостаточно высокий. В отношении таких детей делается вывод о том, что они по степени развития своего внимания еще не готовы обучаться в школе.
Сводная таблица результатов по изучению сформированности способности учащихся управлять вниманием.
Таблица 3
Сводная таблица
Оценка устойчивости внимания |
Распределение внимания |
Переключение внимания |
Объем внимания |
Уровень внимания | |
C |
Точность выполнения 0,77 |
Среднее |
Малое |
6 баллов V=2-З ед. |
Низкий |
Д |
Точность выполнения 0,79 |
Средне |
Малое |
4 балла V=2-З ед. |
Низкий |
Ю |
Точность выполнения 1,21 |
Хорошее |
Малое |
8 баллов V=4-5 ед. |
Средний |
Индивидуальное исследование учащихся
Таблица 4
Исследования переключения внимания Горбова-Шульте
Ф.И O |
Регистрация времени |
Черные цифры |
Регистрация ошибок |
Красные цифры |
Регистрация ошибок |
1 С Д Ю |
t 21-26 26-30 16-21 |
1 2 3 4 5 |
2 3 2 |
24 23 22 21 20 |
3 3 3 |
II С Д |
t 29-34 34-39 |
6 7 8 |
2 3 |
19 18 17 |
2 2 |
Ю |
29-34 |
9 10 |
3 |
16 15 |
2 |
III |
t |
11 |
14 |
| |
С С Д Ю |
32-40 40-48 32-40 |
12 13 14 15 |
3 3 2 |
13 12 11 10 |
2 3 1 |
IV С |
t 28-34 |
16 17 |
1 |
9 8 |
2 |
Д Ю |
34-39 28-34 |
18 19 20 |
3 1 |
7 6 5 |
2 3 |
V С Д |
t 30-34 34-38 |
21 22 23 |
2 3 |
4 3 2 |
3 2 |
Ю |
28-34 |
24 |
2 |
1 |
1 |
Вывод.
Итак, констатирующий этап исследования,
показал: что у Саши К. и у Дани
Б.: преобладает непроизвольное внимание,
то есть низкий уровень сформированности
способности управлять
Трудности заданий определялись
исходя из возможностей у Юры Т.,
Дани Б.; Саша К; что давало каждому
из них выполнять задания успешно.
Учитывались особенности
Саше, как активному ребенку, во время перемены давались задания: вымыть доску, раздать тетради отнести в соседний класс книги.
Формирующий этап исследования.
Цель: Провести коррекционную работу по формированию способности учащихся управлять вниманием. Исходя из модели, по формированию способности учащихся управлять вниманием, коррекционная работа с учащимися состоит в следующем:
Корректурные задания. В
корректурных заданиях ребенку предлагается
находить и вычеркивать определенные
буквы в печатном тексте. Это основной
тип упражнений, в которых ребенок
имеет возможность
Игры проводились на физминутках и на переменах.
Игры, задания, упражнения на внимание.
«Найди отличия»
Задания такого типа требуют
умения выделять признаки предметов
и явлений, их детали и владеть
операцией сравнения. Систематическое
и целенаправленное обучение школьников
сравнению способствует развитию навыка
своевременной активизации
Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.
Увеличение объема внимания и кратковременной памяти
Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.
Игра «Заметь все»
Раскладываются в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображением предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили. Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, снова показать все участникам игры на 10 сек. Предложить детям определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, выкладывать один на другой, с тем чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).
Тренировка распределения внимания
Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10-15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.
«Каждой руке - свое дело»
Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или записывать решения несложных примеров. Игра может быть предложена на уроке математики.
Упражнение на тренировку распределения внимания
Ребенку предлагают следующее
задание, вычеркивать в тексте одну
или две буквы, и в это же
время ставят детскую пластинку
с какой-либо сказкой. Потом проверяют,
сколько букв ребенок пропустил
при зачеркивании, и просят рассказать,
что он услышал и понял из сказки.
Первые неудачи при выполнении этого
достаточно трудного задания могут
вызвать у ребенка протесты и
отказы, но в то же время первые успехи
окрыляют. Достоинством подобного задания
является возможность его игрового
и соревновательного
«Найди слова»
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся в нем слово. Например: Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, кисель.
«Перепутанные линии»
Прослеживание взглядом какой-либо
линии от ее начала до конца, особенно
когда она переплетается с
другими линиями, способствует развитию
сосредоточенности и
Для выполнения этого задания необходимы карточки размером 12 Х 7 см с нарисованными перепутанными линиями одного цвета. Игра проводится с детьми 6-7 лет по 3-5 мин ежедневно в течение 3-4 недель. Занятие может быть организовано как индивидуальное или как групповое. Каждый ребенок получает карточку с такой инструкцией: «Посмотри на карточку. По краям карточки проведены вертикальные линии с черточками, рядом с которыми стоят цифры. Эти цифры соединены путаными линиями (дорожками). В течение нескольких минут нужно только глазами без помощи рук найти дорожку («пройти по ней»), ведущую от одной цифры к другой: от единицы к единице, от двойки к двойке, от тройки к тройке и т. д. Все понятно?» По мере овладения игрой предлагаются новые карточки с более запутанными линиями, соединяющими разные цифры: единицу с тройкой, двойку с семеркой и т. д. На обратной стороне карточки записывают ответы: пары соединяющихся цифр.