Развитие произвольное внимание как самоконтроля в процессе учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 00:35, дипломная работа

Описание работы

Особенностью когнитивного развития в школьном возрасте является то, что каждый познавательный процесс берется под контроль учителя и самоконтроль школьника на основе определенных познавательных действий.
В школьном обучении интенсивно развиваются все свойства внимания. Наиболее заметно развитие произвольности, поскольку в школе требуется прослеживать и усваивать те свойства объектов, какие в данный момент вовсе не интересуют ребенка. Приходится удерживать внимание на нужных, а не просто привлекательных предметах.

Файлы: 1 файл

Развитие произвольное внимание как самоконтроля в процессе учебной деятельности младших школьников.docx

— 217.95 Кб (Скачать файл)

Контрольный этап исследования.

По результатам работы в конце практики была проведена контрольная диагностика с помощью тех же методик:

- методика оценки устойчивости  внимания;

- методика переключения  внимания;

- методика объема внимания;

 - методика уровня внимания;

 

 Таблица 5 Сводная таблица результатов тестирования по формированию способности учащихся управлять внимание на контрольном этапе исследования

 

Оценка устойчивости внимания

Распределение внимания

Переключение внимания

Объем внимания

Уровень внимания

С

Точность выполнения 0,76

Среднее хорошее 

Малое быстрое 

6 баллов 

V=2-З ед.

8 баллов 

V=4-5 ед.

Низкий средний 

 

Точность выполнения 0,64

       

Д

Точность выполнения 0,79

Средне 

Малое быстрое 

4 балла 

V=2-З ед.

8 баллов 

Низкий средний 

 

Точность выполнения 1,54

   

У=4-5 ед.

 

Ю

Точность выполнения 1,21

Хорошее хорошее 

Малое быстрое 

8 баллов 

V=4-5 ед.

Средний высший

 

Точность выполнения 1,96

   

10 баллов 

У=6-8 ед.

 

 

Вывод:

Таким образом, после повторного тестирования по определению уровня сформированности способности учащихся управлять вниманием можно сделать  вывод:

Саша. К.: преобладает произвольное внимание, устойчивость внимания повысилась (1,41), увеличился и объем внимания (V=4-5 ед.).

Даня. Б: начало преобладать  произвольное внимание, устойчивость внимания (1,54), повысился уровень  и объем внимания, а распределение  внимание осталось тем же (среднее).

Юра Т.: уровень устойчивости внимания повысился значительно (1,96), преобладает произвольное внимание, а также переключение внимания стало  быстрым.

Таким образом гипотеза исследования: если выявить педагогические условия  формирования способности младшего школьника управлять своим вниманием; уровневой диагностики сформированности внимания учащихся; составления индивидуальных программ формирования внимания для  каждого ребенка; развития у детей  стремление к самосовершенствованию  внимания; режима дня; готовности учителя  к уроку; игр, тренингов, углубления психолого-педагогических знаний родителей  по вопросам формирования внимания детей  младшего школьного возраста; обучения родителей навыкам формирования внимания детей, то следует ожидать положительную динамику в развитии названной спобности младшего школьника, и как следствие, высокие результаты в учебной деятельности, так как разработанные условия обеспечат эффективную реализацию закономерностей развития индивидуальности в целом.

 

 Выводы по главе II

 

В своей работе учитель  начальных классов может использовать диагностики сформированности способности  младшего школьника управлять вниманием, они просты и удобны.

Проведенное исследование подтвердило  гипотезу.

 

 

 Заключение

 

Проблема формирования способности  младшего школьника управлять вниманием  очень актуальна, несмотря на то, что  она является одной из старейших  проблем в психологии. Все крупные  психологические направления неизбежно  выходили на данную проблему. В истории  практики, теории много работ посвящено  этой проблеме. И это дает учителю  работать творчески. В соответствии с данным исследованием, проблема формирования и управления вниманием школьника  решается целостно. В свою деятельность учитель может включать диагностику, что дает возможность целенаправленно, эффективно развивать формирование способности учащихся управлять  вниманием. В задачу формирования внимания входит не только развитие его, как  отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход  непроизвольного внимания в произвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую  работу, мотивации, успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а  так же создание благоприятных условий  для активно-самостоятельной работы. Несмотря на то, что исследование внимания порождает многочисленные неразрешенные  и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать  свое внимание для удачной учебной  или профессиональной деятельности. И зная основные этапы развития внимания, в различные годы жизни ребенка, педагог может найти необходимое  средство для улучшения внимания.

 

 

 Список используемой литературы

 

1. Айзенберг Б.И. Распределение  внимания в мыслительной деятельности  учащихся массовой и вспомогательной  школы:-МL, 1986.-2Зс.

2. Акимова М.Н. Индивидуальные  особенности внимания и основные  свойства нервной системы: - М., 1972. -18с. 

3. Аксенова М.Н. О педагогических  условиях воспитания устойчивого  произвольного внимания (на общегрупповых  занятиях и вне их) у детей  6-7 лет: -Горький, 1973. -162с. 

4. Аладжанова Н.А., Слотинцева  Т.В., Хомская Е.Д. Соотношение  между динамикой произвольного  внимания и сверхмедленными минутными  колебаниями потенциалов мозга/l Вопросы психологии. 1976. С111- 118.

5. Ананьев Б.Г. Воспитание  внимания школьника. - М.: Изд-во АПН  РСФСР, 1946.-52с. 

  1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. - М.: Просвещение, 1996.-12Зс.
  2. Ахтамьянова И.И. Регуляция и саморегуляция внимания учащихся: Автореф.- М., 1986. - 23с.
  3. Н.В.Басова.Педагогика и практическая психология.- Ростов-на -Дону: «Феникс ) 2000-42Зс.
  4. Баскакова Л.И. Экспериментальное исследование устойчивости внимания подростков- учащихся массовой и вспомогательной школ: -М., 1968. - 17с.

10.Вахрушев С.В. Психодиагностика  учителем трудностей в обучении - М., 1996. - 161с.=

11. Венгер Схема обследования детей 203с. младшего школьного возраста. - М.: ВНИИК «Школа», 1989. - 89с. 1З.Вишневская В.П. Особенности развития внимания в условиях автоматизированной обучающей системы (АОС): -Минск, 1991.22с

12.Возрастные особенности  учащихся и их учет в организации  учебно-воспитательного процесса  под ред. В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, 

13. .Л.С.ВыготскиЙ. Педагогическая психология .-М.: «Педагогика-Пресс» 1996-З60с.

14.Головин С.Ю. Словарь  практического психолога.. - М.: Харвест  Аст, 2001.-114с. 

15.И.В Дубровина. Психокоррекционная  и развивающая работа с детьмиM.:2OO1-З5Ос.

16.И.В.Дубровина., Е.Е.Данилова., АМ.Прихожан. Психология. - М.: 1999-З4Ос.

  1. М.В.Ермолаева., АЕ.3ахарова., Л.И.Калинина., С.И.Наумова. Психологопедагогическая практика в системе образования. Институт практической ПСИХОЛОГИИ.-М.-80ронеж: «МОДЭК» 1998-580с.
  2. Е.П.Ильин. ПСИХОЛОГИЯ.-Питер.:2004-216с.

21.И.ю.кулагина. Возрастная  ПСИХОЛОГИЯ.-М.: «Издательство УРАО»1999-3206с. 

  1. Р.С.Немов. Общие основы ПСИХОЛОГИИ.-М.: «Просвещение» 2000-560с.
  2. л.Ф.Обухова. Возрастная ПСИХОЛОГИ.-М.:2000-410с.
  3. С.И.Ожегов. Словарь русского языка.-М.: Русский язык, 1988-944с.
  4. В.В.Петрусинский. Игры, обучение, тренинг, ДОСУГ.-М.: «Новая шокла» 1994150с.
  5. Е. И. Рогов. Настольная книга практического психолога.-М.: «Владос» 200148Ос.
  6. Н.В.Самоукина. Игры, в которые играют. Психологический практикум. Издательский центр «Феникс» г .. Дубна 1996-315с.

28.Л.М.Фридман. Изучение  процеа::а личностного развития  ученика. Институт практической  психологии.- М.-Воронеж: «МОДЭК»  1998-566с. 

 


Информация о работе Развитие произвольное внимание как самоконтроля в процессе учебной деятельности младших школьников