Развитие произвольное внимание как самоконтроля в процессе учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 00:35, дипломная работа

Описание работы

Особенностью когнитивного развития в школьном возрасте является то, что каждый познавательный процесс берется под контроль учителя и самоконтроль школьника на основе определенных познавательных действий.
В школьном обучении интенсивно развиваются все свойства внимания. Наиболее заметно развитие произвольности, поскольку в школе требуется прослеживать и усваивать те свойства объектов, какие в данный момент вовсе не интересуют ребенка. Приходится удерживать внимание на нужных, а не просто привлекательных предметах.

Файлы: 1 файл

Развитие произвольное внимание как самоконтроля в процессе учебной деятельности младших школьников.docx

— 217.95 Кб (Скачать файл)

 

Выводы по главе 1

 

Психология внимания изучалась  различными психологами.

Психология внимания имеет  ряд острых нерешенных вопросов. До сих пор продолжается спор, является ли внимание самостоятельным психологическим  процессом, или оно выступает, как  составляющая часть других психических  процессов. Существует несколько теорий внимания и множество определений  его сути. Историки психологии считают, что задача описания явлений внимания к концу 17 века была решена в основном, а в 18 столетии детально и полностью.

В отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: многие психологи, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека, другие - изучают внимание со стороны его физиологических механизмах. В очень большом числе работ проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспект, то есть. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания.

Что касается внимания младшего школьника, то его особенностью является непроизвольный характер, оно легко  и быстро отвлекается на любой  внешний раздражитель, мешающий процессу обучения, и поэтому внимание младшего школьника нужно развивать. Ведущей  особенность внимания в младшем  школьном возрасте является преобладание непроизвольного внимания над произвольным.

В младшем школьном возрасте особую остроту приобретает проблема самоуправления вниманием ребенка, ибо в этом возрастном периоде  возможности самоуправления внимание крайне ограничено, и младший школьник может заставить сам себя работать при наличии лишь близкой цели. Проблема формирования и управления вниманием учащегося обстоятельно и разносторонне исследуется в психолого- педагогической науке.

Особенно остро проблема развития внимания стоит в младшем школьном возрасте.

Многие психологи отмечают невнимательность, как одну из основных трудностей обучения детей младшего школьного возраста.

Проблема внимания находится  на стыке интересов исследователей, общей, когнитивной, возрастной и педагогической психологии. Внимание является условием успешного осуществления любой  деятельности, в том числе обучения. Таким образом, термин «внимание» используется в настоящее время очень широко.

 

 

Глава II. Исследования произвольной памяти у младших школьников

 

1. Диагностики  сформированности способности младшего  школьника управлять своим вниманием

 

Внимание младшего школьника  является объектом исследования для многих психологов, учителей.

Из числа многообразных  методик по изучению сформированности способности младшего школьника  управлять своим вниманием, в  данную работу включены те методики, которые  являются наиболее адекватными в  работе учителя начальных классов  с детьми младшего школьного возраста:

- методика оценки устойчивости  внимания;

- методика переключения  внимания;

- методика объема внимания;

- методика уровня внимания;

 Устойчивость внимания

Процедура исследования.

«Корректурная проба»

Перед выполнением задания  к ребенку обращаются со словами: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строку, отыскивая буквы «К»  и «Н» И зачеркивай их. Букву  «К» зачеркнуть, букву «Н» обвести  кружком. Задание необходимо выполнить  быстро и точно. По команде «Черта»  поставить черту на бланке. Работа начинается по команде психолога. Время  работы пять минут».

Обработка результатов.

Рассчитать:

  1. продуктивность внимания (количество просмотренных букв за

пять минут);

  1. точность выполнения:

 

А= ЕЕ+О

 

Где Е - количество правильно  вычеркнутых букв; О - количество ошибок.

С помощью бланка корректурной пробы можно исследовать и  другие свойства внимания - распределение  и переключение.

 

 

 

 Уровень внимания.

 С помощью данной методики можно определить уровень внимания ученика при самостоятельной работе.

Процедура исследования.

Учащимся предлагается следующее  задание: «Материал, который вы получите, содержит разные ошибки, в том числе  смысловые. Найдите и исправьте  их».

Текст.

Старые лебеди склонили перед  ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились  на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я  киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось  за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. (Текст  содержит 10 ошибок.)

Обработка результатов.

Подсчитать количество ошибок: от 0 до 2 ошибок - высший; от 3 до 4 - средний; от 5 и более - низкий уровни внимания.

 Переключение внимания

 Процедура исследования

Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова-Шульте с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета, секундомер.

Занятие проводится индивидуально. Перед ним вертикально устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция: «На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24. Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25 , а красные в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную цифру, потом красную, затем вновь черную , а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен.

Выполнять задание нужно  быстро и без ошибок» .Эксперементатор  в протоколе фиксирует время  отдельно по каждому из пяти этапов и ошибки испытуемого следующих  типов: замена порядка ошибка, при  которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и  наоборот; замена цифры - изменение  ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета - вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.

Обработка результатов.

При обработке результатов  рассчитывается общий показатель переключения внимания , равный сумме показателей  по пяти этапам. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершения ошибок. Он рассчитывается по формуле:

 

 А= Т-С

 

где А- показатель переключения внимания,

Т и С – бальные оценки времени и ошибок соответственно.

Объем внимания.

 Процедура исследования

«Корректурная проба» Ландольта.

Исследование необходимо проводить индивидуально.

Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец  с разрывами, направленными в  различные стороны. Испытуемый просматривает  ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца.

Результаты пробы оценивают  по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.

Ребенку показывается бланк  с кольцами «Корректурной пробы» Ландольта и объясняется, что  он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них  такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их. Задание  нужно выполнять быстро и точно. Испытуемый начинает работать по команде  экспериментатора. Через 2 минуты отмечается последнее рассмотренное кольцо.

 

 

2. Исследование  сформированности учащихся управлять  своим вниманием

 

Беседа с учителем:

  1. Есть ли ребята, у которых не сформировано внимание, и это влияет на успешность учения?

-есть: Юра Т; Даниил  Б.; Саша К; 

-Да влияет;

  1. Видите ли вы необходимость оказать помощь невнимательным учащимся?

-да есть необходимость  и это моя главная задача;

3. В чем проявляются  недостатки внимания?

- часто отвлекаются ,занимаются  посторонними делами;

4. Какими приемами развития внимания вы пользуетесь?

- Я стараюсь делать  уроки интересными, использую  наглядность, провожу разнообразные  развивающие игры, использую также  юмор на уроке.

Вывод:

В результате беседы с учителем были выделены следующие учащиеся, у которых было выявлено непроизвольное внимание: Юра Т; Даниил Б.;

 Саша К;

Для того, чтобы подтвердить  вывод, сделанный в беседе с учителем, проведен метод наблюдения за проявлением  внимания и его особенностями  у учащихся во время урока.

Цель: наблюдение за вниманием  у учащихся во время урока.

Наблюдения за вниманием  учащихся.

  1. Наблюдение за мобилизацией внимания в начале урока.

Приемы, используемые для  этого учителем.

  1. Проявления видов внимания и его особенности на разных этапах урока: при опросе, при восприятии нового материала, при повторении.

А. Устойчивость внимания, его  продолжительность. Причины отвлечения внимания.

Б. Распределение внимания на уроке и его выражение.

В. Переключение внимания. Причины, вызывающие и объясняющие его.

Г. Смена видов внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное ).

З. Зависимость внимания учащихся от содержания и характера  учебного материала (его образности, эмоциональности, степени конкретности, обобщенности, значимости для учащихся), от контроля учителя за работой учащихся, от разных видов работы (демонстрация наглядных пособий, объяснения, лабораторные занятия и др.).

4. Приемы, применяемые учителем  на разных этапах урока, для  поддержания внимания учащихся. Их эффективность. 

5. Умение учителя использовать  различные виды внимания школьников.

6 Знание учителем возрастных  особенностей внимания и умение  управлять ими. 

7. Эмоциональное состояние,  преобладающее у учащихся в  классе и у отдельных учеников (спокойное, приподнятое, пассивное), связь его с вниманием. 

8. Характер активности  учащихся на уроке. 

Наблюдая на уроке за вниманием  учащихся, ведется запись по приводимой ниже схеме:

В первой графе фиксируются  этапы урока: начало урока, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление пройденного  и т.д.

Во второй графе отмечается вид работы (демонстрация опыта, решение  задач, примеров и др.), записываются замечания, вопросы учителя, адресованные учащимся класса и наблюдаемому ученику.

В третьей графе фиксируется  поведение ученика на протяжении урока: его поза, мимика, реакция  на ответы одноклассников, на вопросы  учителя, на разнообразные, психологически оправданные приемы учителя.

Отмечается, поднимает ли ученик руку, проявляется ли у него отвлечение внимания и почему, быстро или медленно включается он в работу (самостоятельно или побуждаемый  учителем); фиксируется устойчивость внимание ученика на отдельных этапах урока; замечается, может ли ученик выполнять одновременно несколько  видов работы, какие именно. В  этой же графе фиксируется поведение  остальных учеников.

В четвертой графе записывается, какой вид внимания проявляется  в данный момент на уроке (непроизвольный, произвольный, послепроизвольный), отмечаются его особенности (переключение, распределение, устойчивость), указываются причины, влияющие на изменение особенностей внимания. Ниже приводится примерная  запись наблюдения за вниманием ученика  на уроке ( на фоне класса).

1. Протокол урока. 

Предмет: Окружающий мир. Тема: Лесные опасности

Задача: повторить пройденный материал по теме: «Лесные опасности»

 

Этапы урока 

Деятельность учителя 

Деятельность наблюдаемого ученика и учащихся класса

Психологическая характеристика внимания.

Начало урока.

Здравствуйте дети!

Смотрят на учительницу и  отвечают наклоном головы.

Мобилизация внимания учащихся.

Орг. Момент 

учительница говорит: «Садитесь», так внимание все на меня».

Дети старательно тихо садятся на свои места. Дети сидят  тихо.

Произвольное внимание, вызванное  контролем учительницы, все сидят  тихо. Концентрация внимания, вызванная  обращением учительницы.

Повторение пройденного  материала 

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Юра разве ты не знаешь? Правильно, больше не отвлекайся. Учительница: кто-то много вертится.

Поднимают руки. Юра смотрит  на учителя Ответ: органы чувств. Поднимают  руки почти все дети. Юра руку не поднимает. Юра встал, говорит: Лесные опасности опасности».

У большинства учащихся устойчивое концентрированное внимание. У Юры  отвлеченное внимание, вызванное  посторонним раздражителем- Мобилизация  внимания, внимание Юры , вызванное  замечанием учительницы.

Закрепление пройденного

Сегодня на уроке мы будем 

закреплять пройденное. Ставит учительница цель перед учащимися. Учительница задает вопросы. «Молодцы»- говорит учительница.

Все смотрят на учительницу, Юра тоже. Учащиеся довольно быстро поднимают руки. Юра тоже поднимает  руку. Класс очень активен, темп ответа быстрый. Спрошенные ученики улыбаются.

У учащихся и Юры произвольное внимание. Все внимание направлено на учительницу. У учащихся класса и  Юры послепроизвольное внимание, как результат увлечения работой. Ребята, и Юра думают над вопросами

 Изучение нового материала  

Сядь те прямо! Внимание! Сейчас мы будем продолжать изучать  тему. Лесные опасности Учительница  начинает рассказывать. Задаёт вопросы. Учительница спрашивает учащихся, все  согласны с ответом товарища? Учительница  предлагает ответить на вопросы. Правильно  Вика, Молодец!

Ученики и Юра работают с 

большим увлечением. Ребята кладут руки на парты, спрашивают учащихся ответы на вопросы. Учащиеся сосредоточенно думают. Поднимают руки учащиеся, Юра  руки не поднимает, но улыбается.

Непроизвольное внимание, внимание становится произвольным. Устойчиво- произвольное внимание у учащихся и  у Юры Произвольное внимание, вызванное  вопросами учительницы.

Задание на дом

Звонок.

Дети улыбаются и все  сидят спокойно, Юра тоже.

 

Информация о работе Развитие произвольное внимание как самоконтроля в процессе учебной деятельности младших школьников