Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 00:35, дипломная работа
Особенностью когнитивного развития в школьном возрасте является то, что каждый познавательный процесс берется под контроль учителя и самоконтроль школьника на основе определенных познавательных действий.
В школьном обучении интенсивно развиваются все свойства внимания. Наиболее заметно развитие произвольности, поскольку в школе требуется прослеживать и усваивать те свойства объектов, какие в данный момент вовсе не интересуют ребенка. Приходится удерживать внимание на нужных, а не просто привлекательных предметах.
Выводы по главе 1
Психология внимания изучалась различными психологами.
Психология внимания имеет
ряд острых нерешенных вопросов. До
сих пор продолжается спор, является
ли внимание самостоятельным
В отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: многие психологи, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека, другие - изучают внимание со стороны его физиологических механизмах. В очень большом числе работ проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспект, то есть. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания.
Что касается внимания младшего школьника, то его особенностью является непроизвольный характер, оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения, и поэтому внимание младшего школьника нужно развивать. Ведущей особенность внимания в младшем школьном возрасте является преобладание непроизвольного внимания над произвольным.
В младшем школьном возрасте особую остроту приобретает проблема самоуправления вниманием ребенка, ибо в этом возрастном периоде возможности самоуправления внимание крайне ограничено, и младший школьник может заставить сам себя работать при наличии лишь близкой цели. Проблема формирования и управления вниманием учащегося обстоятельно и разносторонне исследуется в психолого- педагогической науке.
Особенно остро проблема развития внимания стоит в младшем школьном возрасте.
Многие психологи отмечают невнимательность, как одну из основных трудностей обучения детей младшего школьного возраста.
Проблема внимания находится
на стыке интересов
Глава II. Исследования произвольной памяти у младших школьников
1. Диагностики
сформированности способности
Внимание младшего школьника является объектом исследования для многих психологов, учителей.
Из числа многообразных методик по изучению сформированности способности младшего школьника управлять своим вниманием, в данную работу включены те методики, которые являются наиболее адекватными в работе учителя начальных классов с детьми младшего школьного возраста:
- методика оценки устойчивости внимания;
- методика переключения внимания;
- методика объема внимания;
- методика уровня внимания;
Устойчивость внимания
Процедура исследования.
«Корректурная проба»
Перед выполнением задания к ребенку обращаются со словами: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строку, отыскивая буквы «К» и «Н» И зачеркивай их. Букву «К» зачеркнуть, букву «Н» обвести кружком. Задание необходимо выполнить быстро и точно. По команде «Черта» поставить черту на бланке. Работа начинается по команде психолога. Время работы пять минут».
Обработка результатов.
Рассчитать:
пять минут);
А= ЕЕ+О
Где Е - количество правильно вычеркнутых букв; О - количество ошибок.
С помощью бланка корректурной пробы можно исследовать и другие свойства внимания - распределение и переключение.
Уровень внимания.
С помощью данной методики можно определить уровень внимания ученика при самостоятельной работе.
Процедура исследования.
Учащимся предлагается следующее задание: «Материал, который вы получите, содержит разные ошибки, в том числе смысловые. Найдите и исправьте их».
Текст.
Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. (Текст содержит 10 ошибок.)
Обработка результатов.
Подсчитать количество ошибок: от 0 до 2 ошибок - высший; от 3 до 4 - средний; от 5 и более - низкий уровни внимания.
Переключение внимания
Процедура исследования
Для проведения исследования
потребуются таблицы Горбова-
Занятие проводится индивидуально.
Перед ним вертикально
Выполнять задание нужно быстро и без ошибок» .Эксперементатор в протоколе фиксирует время отдельно по каждому из пяти этапов и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и наоборот; замена цифры - изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета - вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.
Обработка результатов.
При обработке результатов рассчитывается общий показатель переключения внимания , равный сумме показателей по пяти этапам. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершения ошибок. Он рассчитывается по формуле:
А= Т-С
где А- показатель переключения внимания,
Т и С – бальные оценки времени и ошибок соответственно.
Объем внимания.
Процедура исследования
«Корректурная проба» Ландольта.
Исследование необходимо проводить индивидуально.
Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца.
Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.
Ребенку показывается бланк
с кольцами «Корректурной пробы»
Ландольта и объясняется, что
он должен, внимательно просматривая
кольца по рядам, находить среди них
такие, в которых имеется разрыв,
расположенный в строго определенном
месте, и зачеркивать их. Задание
нужно выполнять быстро и точно.
Испытуемый начинает работать по команде
экспериментатора. Через 2 минуты отмечается
последнее рассмотренное
2. Исследование
сформированности учащихся
Беседа с учителем:
-есть: Юра Т; Даниил Б.; Саша К;
-Да влияет;
-да есть необходимость и это моя главная задача;
3. В чем проявляются недостатки внимания?
- часто отвлекаются ,занимаются посторонними делами;
4. Какими приемами развития внимания вы пользуетесь?
- Я стараюсь делать
уроки интересными, использую
наглядность, провожу
Вывод:
В результате беседы с учителем были выделены следующие учащиеся, у которых было выявлено непроизвольное внимание: Юра Т; Даниил Б.;
Саша К;
Для того, чтобы подтвердить вывод, сделанный в беседе с учителем, проведен метод наблюдения за проявлением внимания и его особенностями у учащихся во время урока.
Цель: наблюдение за вниманием у учащихся во время урока.
Наблюдения за вниманием учащихся.
Приемы, используемые для этого учителем.
А. Устойчивость внимания, его продолжительность. Причины отвлечения внимания.
Б. Распределение внимания на уроке и его выражение.
В. Переключение внимания. Причины, вызывающие и объясняющие его.
Г. Смена видов внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное ).
З. Зависимость внимания учащихся от содержания и характера учебного материала (его образности, эмоциональности, степени конкретности, обобщенности, значимости для учащихся), от контроля учителя за работой учащихся, от разных видов работы (демонстрация наглядных пособий, объяснения, лабораторные занятия и др.).
4. Приемы, применяемые учителем на разных этапах урока, для поддержания внимания учащихся. Их эффективность.
5. Умение учителя использовать
различные виды внимания
6 Знание учителем возрастных
особенностей внимания и
7. Эмоциональное состояние,
преобладающее у учащихся в
классе и у отдельных учеников
(спокойное, приподнятое,
8. Характер активности учащихся на уроке.
Наблюдая на уроке за вниманием учащихся, ведется запись по приводимой ниже схеме:
В первой графе фиксируются этапы урока: начало урока, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление пройденного и т.д.
Во второй графе отмечается вид работы (демонстрация опыта, решение задач, примеров и др.), записываются замечания, вопросы учителя, адресованные учащимся класса и наблюдаемому ученику.
В третьей графе фиксируется поведение ученика на протяжении урока: его поза, мимика, реакция на ответы одноклассников, на вопросы учителя, на разнообразные, психологически оправданные приемы учителя.
Отмечается, поднимает ли ученик руку, проявляется ли у него отвлечение внимания и почему, быстро или медленно включается он в работу (самостоятельно или побуждаемый учителем); фиксируется устойчивость внимание ученика на отдельных этапах урока; замечается, может ли ученик выполнять одновременно несколько видов работы, какие именно. В этой же графе фиксируется поведение остальных учеников.
В четвертой графе записывается, какой вид внимания проявляется в данный момент на уроке (непроизвольный, произвольный, послепроизвольный), отмечаются его особенности (переключение, распределение, устойчивость), указываются причины, влияющие на изменение особенностей внимания. Ниже приводится примерная запись наблюдения за вниманием ученика на уроке ( на фоне класса).
1. Протокол урока.
Предмет: Окружающий мир. Тема: Лесные опасности
Задача: повторить пройденный материал по теме: «Лесные опасности»
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность наблюдаемого ученика и учащихся класса |
Психологическая характеристика внимания. |
Начало урока. |
Здравствуйте дети! |
Смотрят на учительницу и отвечают наклоном головы. |
Мобилизация внимания учащихся. |
Орг. Момент |
учительница говорит: «Садитесь», так внимание все на меня». |
Дети старательно тихо садятся на свои места. Дети сидят тихо. |
Произвольное внимание, вызванное контролем учительницы, все сидят тихо. Концентрация внимания, вызванная обращением учительницы. |
Повторение пройденного материала |
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Юра разве ты не знаешь? Правильно, больше не отвлекайся. Учительница: кто-то много вертится. |
Поднимают руки. Юра смотрит на учителя Ответ: органы чувств. Поднимают руки почти все дети. Юра руку не поднимает. Юра встал, говорит: Лесные опасности опасности». |
У большинства учащихся устойчивое концентрированное внимание. У Юры отвлеченное внимание, вызванное посторонним раздражителем- Мобилизация внимания, внимание Юры , вызванное замечанием учительницы. |
Закрепление пройденного |
Сегодня на уроке мы будем закреплять пройденное. Ставит учительница цель перед учащимися. Учительница задает вопросы. «Молодцы»- говорит учительница. |
Все смотрят на учительницу, Юра тоже. Учащиеся довольно быстро поднимают руки. Юра тоже поднимает руку. Класс очень активен, темп ответа быстрый. Спрошенные ученики улыбаются. |
У учащихся и Юры произвольное
внимание. Все внимание направлено
на учительницу. У учащихся класса и
Юры послепроизвольное |
Изучение нового материала |
Сядь те прямо! Внимание! Сейчас мы будем продолжать изучать тему. Лесные опасности Учительница начинает рассказывать. Задаёт вопросы. Учительница спрашивает учащихся, все согласны с ответом товарища? Учительница предлагает ответить на вопросы. Правильно Вика, Молодец! |
Ученики и Юра работают с большим увлечением. Ребята кладут руки на парты, спрашивают учащихся ответы на вопросы. Учащиеся сосредоточенно думают. Поднимают руки учащиеся, Юра руки не поднимает, но улыбается. |
Непроизвольное внимание, внимание становится произвольным. Устойчиво- произвольное внимание у учащихся и у Юры Произвольное внимание, вызванное вопросами учительницы. |
Задание на дом |
Звонок. |
Дети улыбаются и все сидят спокойно, Юра тоже. |