Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

Содержание работы

Введение.…………..……………………………………………………….….….3
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Обоснование способностей как психологической категории………...…………………………………………………………..........8
1.2. Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста….........................................................................................................11
1.3. Пути и средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...……….......17
1.4. Краткие выводы по главе I…………...…………………..….……......... 20
Глава II. Содержание деятельности воспитателя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги.
2.1. Характеристика группы испытуемых и итоги констатирующего этапа……………………………………………………………………………….22
2.2. Реализация системы мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в практике работы дошкольного учреждения………………………………………………. 31
2.3. Итоги заключительного этапа исследования……………………….. 33
Заключение…………………………………………………………………..…....39
Список используемой литературы………………………………………….….40
Приложение …………………………………………..…………………...…..…

Файлы: 1 файл

ржание Введение.docx

— 134.27 Кб (Скачать файл)

ржание Введение.…………..……………………………………………………….….….3  

Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей детей  старшего дошкольного возраста.

1.1. Обоснование способностей  как психологической категории………...…………………………………………………………..........8

1.2. Особенности творческих  способностей детей старшего  дошкольного возраста….........................................................................................................11

1.3. Пути и средства  развития творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...……….......17

1.4. Краткие выводы по  главе I…………...…………………..….…….........       20

Глава II. Содержание деятельности воспитателя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного  возраста через конструирование  из бумаги.

2.1. Характеристика группы  испытуемых и итоги констатирующего  этапа……………………………………………………………………………….22

2.2. Реализация системы  мероприятий, направленных  на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в практике работы дошкольного учреждения……………………………………………….                31        

2.3. Итоги заключительного  этапа исследования………………………..      33

Заключение…………………………………………………………………..…....39

Список используемой литературы………………………………………….….40

Приложение …………………………………………..…………………...…..…42

Введение

«Истоки творческих способностей и дарований

детей на кончиках их пальцев».  

                                                                                              В.А.Сухомлинский

Актуальность темы обусловлена тем, что проблема человеческих способностей вызывала  и вызывает огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчеством людьми. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости  изучать личностное развитие ребенка  в его тесном взаимодействии с  взрослым. Поэтому интересными все  чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного  учебно-воспитательного процесса.

Отечественные психологи  и педагоги: Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина доказали, что творческие возможности  детей  проявляются  уже  в  дошкольном  возрасте.  Дети  делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, поделки.

Деятельность ребенка  отличается большой эмоциональной  включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ  индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.).

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной  педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего  поколения творческого подхода  к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности  мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни  общества. Мы должны воспитывать у  наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию –  то есть качества, которые находят  яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном  этапе. Решение ее должно начаться уже  в дошкольном детстве.

В процессе наблюдения за детьми в различных видах деятельности было отмечено, что воображение, внимание, любознательность развиты недостаточно, отсутствует ярко выраженный интерес  к познанию окружающего мира. И  это очень актуально в наше время, поэтому без внимания оставлять  нельзя.

Отсюда была определена наша тема исследования: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги».

Объектом нашего исследования является  учебно-воспитательный процесс в ДОУ, предметом - развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: определить влияние конструирования из бумаги на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:

Задача № 1: на основе психолого-педагогической и методической литературы обосновать понятия «творческие способности» и «конструирование из бумаги».

Задача № 2: установить зависимость между уровнем развития речи детей старшего дошкольного возраста и методически правильным применением конструирования из бумаги.

Задача № 3: дать методические рекомендации по теме исследования. 

 Нами была сформулирована гипотеза: уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет достаточно высоким, если, на ряду с другими условиями, будет придаваться должное внимание следующим обстоятельствам:

- учёт возрастных и  индивидуальных особенностей детей;

- широкое применение конструирования  из бумаги в условиях дошкольного  образовательного учреждения;

-  активное вовлечение детей в процесс работы с бумагой при помощи атрибутики и личного примера взрослого.

Наша исследовательская  работа может претендовать на новизну: систематизация игр и игровых упражнений в работе дошкольного образовательного учреждения.

Практической  значимостью может являться использование конструирования из бумаги для развития воображения, внимания и любознательности детей, что будет необходимым в дальнейшем для успешной успеваемости детей при обучении в школе.

Исследование данной проблемы проходило в несколько этапов. Первый констатирующий этап (сентябрь 2011г.)  включает в себя характеристику групп испытуемых, анкетирование родителей с целью выявления знаний о творческом развитии детей и о том, насколько родители принимают участвуют в этом развитии, наблюдение образовательной области «Познание» (аппликация) с целью научить самостоятельности детей в изготовлении поделки,  планировать последовательность выполнения задания, совершенствовать умения пользоваться ножницами и научить эстетично оформлять работу, экспертная оценка для получения наиболее эффективного результата уровня развития творческих способностей детей.

На формирующем этапе  происходила реализация системы  мероприятий, направленных на повышение  уровня развития творческих способностей детей – это индивидуальная работа с детьми, коллективные работы, а также работа с родителями воспитанников.

Заключительный этап (май 2012г.) включает в себя те же методы выявления  уровня развития творческих способностей детей, что и на констатирующем этапе  и сопоставление результатов  исследования. 

Научно-исследовательская  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. 

      Во введении обоснована актуальность и значимость проблемы, сообщены  параметры исследования, описаны этапы исследовательской работы, методы исследования.  

В главе I раскрыто  понятие «способности», описаны особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, пути и средства развития творческих способностей детей, сделаны краткие выводы. 

Во II главе мы дали характеристику группам испытуемых, провели анализ методов исследования, диагностические  процедуры и интерпретировали результаты исследования.

В заключении сделаны выводы по теме исследования. 

Приводится список используемой литературы, состоящий из 25 наименований.  

 В приложении содержатся  вопросы анкеты для родителей,  программа наблюдения, результаты  наблюдения, сравнительные диаграммы  (4 шт.) и таблицы (8 шт.), перспективный  план работы с родителями и  перспективный план работы с  детьми.

Глава I. Теоретические  основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

  1. Обоснование способностей как психологической категории

Когда мы пытаемся понять и  объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или  примерно одинаковые условия, достигают  разных успехов, то обращаемся к понятию  способности, полагая, что разницу  в успехах можно вполне удовлетворительно  объяснить ими. Это же понятие  используется нами тогда, когда нужно  осознать, в силу чего одни люди быстрее  и лучше, чем другие, усваивают  знания, умения и навыки. Что же такое  способности? 

Термин "способности", несмотря на его давнее и широко применение в психологии, наличие  в литературе многих его определений, неоднозначен. Немов Р.С. представил их в компактной классификации: 

1. Способности - свойства  души человека, понимаемые как  совокупность всевозможных психических  процессов и состояний. Это  наиболее широкое и самое старое  из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически  уже не пользуются в психологии.  

2. Способности представляют  собой высокий уровень развития  общих и специальных знаний, умений  и навыков, обеспечивающих успешное  выполнение человеком различных  видов деятельности.

3. Способности - это то, что не сводится к знаниям,  умениям и навыкам, но объясняет  (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это деление принято сейчас и наиболее распространено.

Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает  пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями  такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое  и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у  себя и развиваем дальше соответствующие  способности.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые  одновременно включается человек, выступает  как одно из важнейших условий  комплексного и разностороннего  развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются  к деятельности, развивающей способности  человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный  уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение  положительного эмоционального настроя  в ходе и по окончании выполнения деятельности. 

Если деятельность ребенка  носит творческий характер, то она  постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана  с созданием чего-либо нового, открытием  для себя нового знания, обнаружения  в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным  и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих  трудностей. Такая деятельность укрепляет  положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность  в себе и чувство удовлетворенности  от достигнутых успехов. 

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной  трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой  развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский  называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков. 

Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию  означает превращение цели соответствующей  деятельности в актуальную потребность  человека.

Становление и развитие способностей - это тоже результат  научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги