Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 13:10, курсовая работа
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.
Введение.…………..……………………………………………………….….….3
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Обоснование способностей как психологической категории………...…………………………………………………………..........8
1.2. Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста….........................................................................................................11
1.3. Пути и средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...……….......17
1.4. Краткие выводы по главе I…………...…………………..….……......... 20
Глава II. Содержание деятельности воспитателя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги.
2.1. Характеристика группы испытуемых и итоги констатирующего этапа……………………………………………………………………………….22
2.2. Реализация системы мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в практике работы дошкольного учреждения………………………………………………. 31
2.3. Итоги заключительного этапа исследования……………………….. 33
Заключение…………………………………………………………………..…....39
Список используемой литературы………………………………………….….40
Приложение …………………………………………..…………………...…..…
Низкий уровень предполагает планирование с помощью воспитателя, ножницами пользуется не всегда правильно, самостоятельности, фантазии и смекалки не проявляет, после работы убирает за собой.
Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в экспериментальной группе «Солнышко» были получены следующие показатели:
В –12 детей (48%);
С - 12 детей (48%);
Н – 4% (1 ребёнок).
В контрольной группе были получены следующие данные:
В- 11 детей (44%);
С - 13 детей (52%);
Н- 2 ребёнка (8%).
Для определения эффективности работы по повышению уровня развития творческих способностей в экспериментальной группе «Солнышко» мы воспользуемся Т – критерием Вилкоксона [8, с.21].
Нами были получены следующие показатели:
Сентябрь: 5,4,4,4,4,4,4,4,3,3,5,4,4,4,4,
Март: 5,5,4,5,5,4,4,4,4,4,5,5,5,4,
«Сдвиг»: 1,1,1, 1,1, 1, 1,1, 1, 1,
Сформулируем гипотезы:
- «сдвиг» в значениях
уровня творческих
- «сдвиг» в значениях
уровня творческих
Составим вспомогательную таблицу.
До |
После |
«Сдвиг» |
Абсолютная величина |
Ранги |
5 |
5 |
|||
4 |
5 |
1 |
1 |
6 |
4 |
4 |
|||
4 |
5 |
1 |
1 |
6 |
4 |
5 |
1 |
1 |
6 |
4 |
4 |
|||
4 |
4 |
|||
4 |
4 |
|||
3 |
4 |
1 |
1 |
6 |
3 |
4 |
1 |
1 |
6 |
5 |
5 |
|||
4 |
5 |
1 |
1 |
6 |
4 |
5 |
1 |
1 |
6 |
4 |
4 |
|||
4 |
5 |
1 |
1 |
6 |
4 |
5 |
1 |
1 |
6 |
5 |
5 |
|||
5 |
5 |
|||
4 |
4 |
|||
4 |
5 |
1 |
1 |
6 |
5 |
5 |
|||
3 |
4 |
1 |
1 |
6 |
4 |
4 |
|||
4 |
4 |
|||
3 |
3 |
Полученные ряды мы проранжировали с учётом количественных показателей.
∑ =6 = 66
Проверим ранжирование:
= = 66
Ранжирование проведено верно.
Найдём эмпирическое значение.
- сумма рангов нетипичных
«сдвигов». По нашим данным
в работе отсутствуют
Определим с помощью таблицы критические значения.
= 13
= 7
Обозначим эти точки на числовой прямой.
Зона значимости Зона незначимости
0
Зона неопределённости
Принимаем гипотезу , так как находится в зоне неопределённости.
Следовательно, можно сделать вывод, что работа по повышению уровня творческих способностей является эффективной.
После обработки родительских анкет, нами были получены следующие данные: на вопрос о том, любит ли ребёнок работать ножницами положительно ответили 23 человек (92%), отрицательно ответил 1 человек (4%), 1 человек (4%) затруднился ответить на вопрос; на вопрос о том, что любит ли ребёнок делать поделки из бумаги положительно ответили 24 человека (96%), отрицательно ответил 1 человек (4%); на вопрос о наличие дома необходимого материала для детского творчества положительно ответили 25 человек (100%); на вопрос об умении ребёнка самостоятельно отбирать материал для поделок положительно ответили 20 человек (80%), отрицательных ответов не было, 5 человек (20%) затруднились на вопрос; положительно на вопрос о проявлении фантазии ребёнком при работе с бумагой ответили 20 человека (80%), 5 человек (20%) затруднились ответить на поставленный вопрос; помощь педагогов в вопросах развития творческих способностей детей нужна 1 человеку (4%).
Отсюда можно сделать вывод, что наша работа была практически полностью реализована. По данным анкетирования индивидуальную помощь в решении вопроса развития творческих способностей детей необходимо будет провести с одним из родителей воспитанника.
Заключение
В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы: применение системы работы конструирования из бумаги является неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы воспитателя; благодаря работе с бумагой, дети не только радуются и получают заряд положительных эмоций, а так же они в процессе изготовления различных поделок развиваются; дети стали более организованны, внимательны, самостоятельны, творчески подходят к продумыванию будущей поделки. Возрос интерес родителей к развитию творческих способностей детей в ходе конструирования из бумаги. Родители с большим интересом относятся к участию в выставках, оформлению группы. Следовательно, подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной, а значит, гипотеза подтвердилась полностью.
На основе проведённого исследования даю следующие методические рекомендации:
1. Педагогу необходимо планировать работу с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Планирование должно носить систематический характер и идти от простого к сложному.
3. Работа по развитию творческих способностей детей должна охватывать все процессы воспитательно-образовательной работы.
4. Необходимо использовать различные методы, формы и приёмы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Целесообразно проводить диагностические исследования в начале и в конце каждого учебного года и результаты необходимо письменно фиксировать для того, чтобы видеть их на каждом возрастном этапе.
6. Воспитатель в своей работе должен учитывать индивидуальные психические и возрастные особенности детей.
7. Необходимо положительно
настраивать детей на
Список используемой литературы:
Приложение 1
Протокол наблюдения
Объект: воспитательно-
Цель: научить самостоятельности детей в изготовлении поделки, планировать последовательность выполнения задания, совершенствовать умения пользоваться ножницами и научить эстетично оформлять работу
Время проведения: -
Продолжительность:25 минут
Предположительный результат:
В процессе наблюдения можно
выявить правильность работы с ножницами,
самостоятельность детей в
Программа наблюдения:
1. Подготовка и организация занятия.
2. Подготовка материала для занятия.
3. Соблюдение основных правил безопасности.
4. Правильное выполнение задания во время занятия.
5. Степень внимания, сосредоточенности у детей во время занятия.
6. Эмоциональное настроение.
7. Краткая фиксация наблюдения.
Приложение 2
Таблица 1. Бланк
регистрации результатов
№ |
Код ребёнка |
1. |
2. |
3 |
4. |
Уровень сформированности |
Общий балл |
1. |
В.Г. |
в |
с |
в |
в |
в |
5 |
2. |
Л.П. |
в |
с |
с |
с |
с |
4 |
3. |
Л.Д. |
в |
с |
с |
с |
с |
4 |
4. |
Р.О. |
в |
в |
в |
в |
в |
5 |
5. |
С.И. |
с |
с |
с |
с |
с |
4 |
6. |
В.С. |
в |
с |
с |
с |
с |
4 |
7. |
Т.М. |
с |
с |
с |
с |
с |
4 |
8. |
С.Д. |
в |
с |
с |
с |
с |
4 |
9. |
С.К. |
с |
н |
н |
н |
н |
3 |
10. |
В.Б. |
с |
н |
н |
н |
н |
3 |
11. |
С.М. |
в |
в |
в |
с |
в |
5 |
12. |
Е.Д. |
в |
с |
с |
с |
с |
4 |
13. |
Л.С. |
в |
с |
с |
с |
с |
4 |
14. |
С.М. |
с |
с |
с |
с |
с |
4 |
15. |
Р.М. |
в |
с |
с |
с |
с |
4 |
16. |
В.Г. |
в |
с |
в |
в |
в |
5 |
17. |
В.М. |
в |
в |
в |
в |
в |
5 |
18. |
С.Д. |
в |
с |
с |
с |
с |
4 |
19. |
П.М. |
с |
с |
в |
с |
с |
4 |
20. |
А.П. |
в |
с |
с |
с |
с |
4 |
21. |
Р.С. |
в |
с |
с |
с |
с |
4 |
22. |
Е.К. |
с |
н |
н |
н |
н |
3 |
23. |
О.Ш. |
в |
с |
с |
с |
с |
4 |
24. |
Б.Ш. |
в |
с |
с |
с |
с |
4 |
25. |
О.Р. |
с |
н |
н |
н |
н |
3 |
В –20% |
С – 64%, Н – 16% |
Приложение 3
Таблица 2. Бланк
регистрации результатов
№ |
Код ребёнка |
1. |
2. |
3. |
4. |
Уровень сформированности |
Общий балл |
1. |
М.Ф. |
в |
с |
с |
с |
с |
4 |
2. |
М.С. |
с |
с |
с |
с |
с |
4 |
3. |
О.С. |
с |
н |
н |
н |
н |
3 |
4. |
С.Г. |
в |
в |
в |
в |
в |
5 |
5. |
А.К. |
в |
с |
с |
с |
с |
4 |
6. |
В.М. |
с |
с |
с |
с |
с |
4 |
7. |
К.Ж. |
с |
н |
н |
н |
н |
3 |
8. |
В.Г. |
в |
в |
в |
с |
в |
5 |
9. |
Л.С. |
с |
с |
с |
с |
с |
4 |
10. |
Л.М. |
с |
н |
н |
н |
н |
3 |
11. |
М.К. |
в |
с |
с |
с |
с |
4 |
12. |
С.З. |
с |
н |
н |
н |
н |
3 |
13. |
С.Д. |
в |
с |
с |
с |
с |
4 |
14. |
Л.Д. |
с |
с |
с |
с |
с |
4 |
15. |
Л.П. |
в |
в |
в |
с |
в |
5 |
16. |
Р.М. |
с |
с |
в |
с |
с |
4 |
17. |
В.М. |
в |
с |
с |
с |
с |
4 |
18. |
А.П. |
с |
с |
с |
с |
с |
4 |
19. |
А.С. |
в |
в |
с |
в |
в |
5 |
20. |
Т.Д. |
с |
н |
н |
н |
н |
3 |
21. |
С.Г. |
с |
с |
в |
с |
с |
4 |
22. |
П.М. |
в |
в |
в |
в |
в |
5 |
23. |
К.З. |
с |
с |
в |
с |
с |
4 |
24. |
Е.К. |
в |
с |
в |
в |
в |
5 |
25. |
Л.Л. |
в |
с |
с |
с |
с |
4 |
В –24% |
С –60%, Н – 20% |