Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

Содержание работы

Введение.…………..……………………………………………………….….….3
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Обоснование способностей как психологической категории………...…………………………………………………………..........8
1.2. Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста….........................................................................................................11
1.3. Пути и средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...……….......17
1.4. Краткие выводы по главе I…………...…………………..….……......... 20
Глава II. Содержание деятельности воспитателя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги.
2.1. Характеристика группы испытуемых и итоги констатирующего этапа……………………………………………………………………………….22
2.2. Реализация системы мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в практике работы дошкольного учреждения………………………………………………. 31
2.3. Итоги заключительного этапа исследования……………………….. 33
Заключение…………………………………………………………………..…....39
Список используемой литературы………………………………………….….40
Приложение …………………………………………..…………………...…..…

Файлы: 1 файл

ржание Введение.docx

— 134.27 Кб (Скачать файл)

Прежде всего, ребёнок  учится общаться с бумагой, угадывать  её качества. В процессе работы с  ней у детей развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для  нормального формирования речи. А  конструирование из бумаги даёт для  этого огромный простор – мелких движений не только много, они ещё  и разнообразны.  Очень важно и то, что при складывании бумаги одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти всё делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятия с бумагой гармонизируют работу полушарий мозга, потому что мы делаем всё двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребёнка. Конструирование из бумаги имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Работа с бумагой знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, то есть самостоятльное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Констуирование их бумаги способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Еще одним полезным качеством, которое помогает приобрести работа с бумагой – это усидчивость Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной  работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в  соответствии с возрастными особенностями  дошкольников задания и поощрение  взрослого.

В развитии творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего, это развитие конструктивных  способностей. Ведь из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения бумажного листа, у некоторых воспитанников появляется желание создать что-то свое. Это огромный шаг вперед, даже если полученный результат будет элементарным или окажется давно изобретённым кем-то другим. Для ребенка это плод его воображения, созданный путем творческого поиска. При этом конструкции могут быть результатом складывания одного квадрата или соединения нескольких деталей. Таким образом, условно определённое первое направление творчества детей связано с созданием самих фигурок.

Другое направление связано  с применением фигурок. Это может  быть оформление помещений, подарков, аппликационных работ, где ребенку  предоставляется самостоятельный  выбор решения.

Краткие выводы по главе I

Из всего изложенного  в данной главе, можно сделать  следующий вывод: конструирование  из бумаги как никакой другой вид  детской деятельности развивает  творческие способности детей дошкольного  возраста. Деятельность ребенка носит  творческий характер, она постоянно  заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным  делом как средство проверки и  развития способностей.

Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего  развития:

•  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

•  Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

•  Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

•  Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

•  Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

•  Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

•  Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

•  Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

В процессе работы с бумагой  происходит формирование личностных качеств  ребенка:

- дисциплинированности (мешая  другим, мешаешь сам себе); 

- целеустремленности (начатое  должно быть завершено); 

-самостоятельности (каждый  старается сделать свою фигурку  сам); 

-активности (работать с  желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания); 

- любознательности (нужно  спрашивать о том, что интересно).

И в целом, конструирование  из бумаги оказывает огромное влияние  на развитие всесторонне развитой, гармоничной личности каждого ребёнка.

Глава II. Содержание деятельности воспитателя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование  из бумаги.

2.1. Характеристика  группы испытуемых и итоги  констатирующего этапа

Наша исследовательская  работа проводилась в МБДОУ № 20 «Снегурочка» г. Охи. Этот детский  сад является обычным учебно-воспитательным учреждением, в котором воспитываются  и обучаются дети, живущие в  данном районном центре. Работа с детьми ведётся по типовой программе  воспитания и обучения детей дошкольного  возраста.

Для нашей работы мы взяли  две старшие группы детского сада. Группе «Ёлочка» мы присвоили статус контрольной, а группе «Солнышко» - экспериментальной. 

Списочный состав группы «Солнышко» составляет 25 человека- 12 мальчиков  и 13 девочек. При составлении социологического портрета  было выявлено, что  23 семьи являются полными, а 2  ребёнка воспитываются в неполной семье (отсутствие одного из родителей).

Дети данной группы в самостоятельной  деятельности с удовольствием занимаются конструированием. Увлечёнными данным видом деятельности чаще можно видеть мальчиков. Они активно используют в игре строительный материал - деревянные и пластмассовые конструкторы. Девочки  охотнее играют в сюжетно –  ролевые игры:  в больницу, парикмахерскую и дом. Роли распределяются чаще всего уже самостоятельно детьми. Дети в группе  умеют взаимодействовать друг с другом. Они охотно играют в дидактические игры: «Во саду, во в огороде…», «Собири-ка», «Чей малыш?» и другие. Также в своей игровой деятельности дети используют различные игрушки, имеющиеся в группе: куклы, коляски, различные виды транспорта. В группе созданы условия для развития творческих способностей детей – оформлен центр детского творчества, где дети в любое время могут воспользоваться необходимым материалом для работы. 

Списочный состав группы 25 человека- 11 мальчиков и 14 девочек. Социологический  портрет выявил, что все 24 семьи  являются полными и 1 семья неполная (отсутствие одного из родителей).

Дети данной группы в своей  игровой деятельности также используют различные игры и игрушки, которые  имеются в свободном доступе  в группе. Мальчики отдают своё предпочтение играм со строительным материалом, делая различные постройки: дороги, ворота, гаражи. Девочки же чаще и  с большим удовольствием играют с куклами, в дом и в парикмахерскую. Многие дети умеют так же взаимодействовать  друг с другом. В группе также  имеется центр для развития творческих способностей детей.

Работая с детьми, наблюдая за ними, мы пришли к такому выводу, что дети с разным уровнем развития и с разными показателями динамики психических процессов и поведения.

Для сбора и наполнения данных были проведены следующие  методы педагогического исследования:

-наблюдение;

-экспертная оценка;

-анкетирование.

Первым этапом было проведено  наблюдение образовательной области  «Познание» (аппликация) с целью  научить самостоятельности детей  в изготовлении поделки,  планировать последовательность выполнения задания, совершенствовать умения пользоваться ножницами и научить эстетично оформлять работу, что было отображено в протоколе наблюдения (Приложение 1).

Наблюдение проводилось  по следующим параметрам:

  1. Умение детей правильно пользоваться  ножницами.
  2. Умение планировать последовательность выполнения задания.
  3. Умение самостоятельно изготавливать поделки.
  4. Умение эстетично выполнять работу.

Высокий уровень предполагает наличие всех параметров, по которым  проводилось наблюдение:  умение детей правильно пользоваться  ножницами, умение планировать последовательность выполнения задания, умение самостоятельно изготавливать поделки, умение эстетично выполнять работу.

Средний уровень предполагает умение детей: правильно пользоваться ножницами, планировать последовательность выполнения задания, самостоятельно изготавливать  поделки, но отсутствие эстетического  выполнения работы.

Низкий уровень предполагает наличие умения правильно пользоваться ножницами, но планирование последовательности выполнения задания и изготовление поделки происходит при помощи воспитателя, эстетичность работы не на должном  уровне.

Условимся принимать высокий  уровень за 5 баллов, средний за 4 балла, низкий за 3 балла.

Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в экспериментальной группе «Солнышко» были получены следующие данные:

В -20% (5 детей);

С – 64% (16 детей);    Н – 16% (4 ребёнка).  

Полученные результаты экспериментальной  группы  занесены  в таблицу 1 (Приложение 2).

Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в контрольной группе были получены следующие данные:

В – 24% (6 детей);

С – 56% (14 детей);

Н –20% (5 детей).

Полученные результаты контрольной  группы занесены в таблицу 2 (Приложение 3).

Основываясь на полученные данные, можно сказать, что в экспериментальной  группе умеют правильно пользоваться ножницами 17 детей (68%), при напоминании  воспитателя правильно берут  ножницы 8 человек (32%); умеют самостоятельно планировать последовательность выполнения задания 3человека (12%), при помощи воспитателя  планируют свои действия 18 детей (72%) и 4 ребёнка (17%) даже при помощи взрослого  затруднились с выполнением данного  задания; самостоятельно изготавливают поделки 6 детей (24%), 15 детей (60%) справились с заданием при помощи воспитателя и 4 ребёнка (16%) отказались от выполнения задания; эстетичность и аккуратность в выполнении работы наблюдалось у 4 детей(16%), 17 детей (68%) не очень аккуратно выполнили свою работу, а об эстетичности у 4 детей (16%)не говорим, так как работы не выполнялись.

В контрольной группе в  процессе наблюдения нами были получены следующие данные: умеют правильно  пользоваться ножницами 12 детей (48%), 13 детей (52%) после подсказки воспитателя  правильно взяли ножницы; самостоятельность в изготовлении и эстетичность поделки была у 5 детей (20%), 15 детей (60%) справились с работой при помощи воспитателя и у 5 детей (20%)  отсутствовала самостоятельность, аккуратность и эстетичность в изготовлении поделки наблюдалось у 4 детей (16%), 16 детей (64%) не очень аккуратно справились с работой и 5 детей (20%) свою работу не доделали вообще.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что не у  всех детей присутствует самостоятельность, аккуратность при выполнении своих  работ.

Сравнительная диаграмма  проведения наблюдения в экспериментальной  и контрольной группах представлена на рис.1 (Приложение 4).                

Наиболее объективные  результаты были получены при помощи экспертной оценки. В экспертную группу вошли следующие педагоги:

1.Мингазова Т. Ф. –  образование средне - специальное,  педагогический стаж 40 лет, имеет  высшую квалификационную категорию,  воспитатель  старшей   группы.  

2.. Ефремова Т.В.  – образование средне - специальное, педагогический стаж 34 года, имеет высшую квалификационную категорию, воспитатель подготовительной группы.  

3. Гульбинова В. А. – образование  высшее, педагогический стаж 21 год, имеет высшую квалификационную категорию, заместитель заведующей по воспитательно – методической работе.

Результаты  экспертной  оценки  мы  занесли  в сводную   таблицу № 3и № 4 (Приложение 5,6).

Для обработки данных были выделены три уровня сформированности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень предполагает наличие  умения планировать этапы изготовления поделки, умения пользоваться ножницами, проявления самостоятельности  при выполнении работы, умения составлять композицию, проявления фантазии и смекалки, умения убирать рабочее место.

Средний уровень предполагает умение пользоваться ножницами, умение планировать этапы работы, самостоятельность  проявляет после стимуляции воспитателя, умеет составлять композицию, фантазию и смекалку проявляет не всегда, после работы убирает за собой.

Низкий уровень предполагает планирование с помощью воспитателя, ножницами пользуется не всегда правильно, самостоятельности, фантазии и смекалки не проявляет, после работы убирает  за собой.  

Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в экспериментальной группе «Солнышко» были получены следующие показатели:

Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги