Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

Содержание работы

Введение.…………..……………………………………………………….….….3
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Обоснование способностей как психологической категории………...…………………………………………………………..........8
1.2. Особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста….........................................................................................................11
1.3. Пути и средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………………………………...……….......17
1.4. Краткие выводы по главе I…………...…………………..….……......... 20
Глава II. Содержание деятельности воспитателя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги.
2.1. Характеристика группы испытуемых и итоги констатирующего этапа……………………………………………………………………………….22
2.2. Реализация системы мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в практике работы дошкольного учреждения………………………………………………. 31
2.3. Итоги заключительного этапа исследования……………………….. 33
Заключение…………………………………………………………………..…....39
Список используемой литературы………………………………………….….40
Приложение …………………………………………..…………………...…..…

Файлы: 1 файл

ржание Введение.docx

— 134.27 Кб (Скачать файл)

В – 5 детей (20%);

С - 16 детей (64%);

Н- 4 ребёнка (16%).

В контрольной  группе «Ёлочка» были получены следующие  данные:

В – 6 детей (24%);

С- 15 детей (60%);

Н-4 ребёнка (16%).

Сравнительная диаграмма  данных экспертной оценки в экспериментальной  и контрольных группах представлены на рис.2 (Приложение 7).

Для доказательства уравновешенности экспериментальной и контрольной  групп мы воспользовались U-критерием  Манна - Уитни, предназначенного для  определения различия или сходства признака, измеренного в двух разных группах испытуемых.

Нами были получены 2 ряда чисел. 1 ряд – экспериментальная  группа, 2 ряд – контрольная группа.

1 ряд: 5,4,4,4,4,4,4,4,3,3,5,4,4,4,4,4,5,5,4,4,5,3,4,4,3.  25

2 ряд: 4,4,3,5,4,4,4,5,4,3,4,3,4,4,5,4,4,4,5,3,4,5,4,5,4.  =25

Различны ли группы старшего дошкольного возраста по уровню развития творческих способностей?

Сформулируем гипотезы:

- различия в значениях  уровня развития творческих способностей  в экспериментальной и контрольной  группах не являются статистически  значимыми.

- различия в значениях  уровня развития творческих способностей  в экспериментальной и контрольной  группах являются статистически  значимыми.

Составим вспомогательную  таблицу.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

       

№ п\п

Показатели

Ранги

№ п\п

Показатели

Ранги

1.

5

5,5

1.

5

5,5

2.

5

5,5

2.

5

5,5

3.

5

5,5

3.

5

5,5

4.

5

5,5

4.

5

5,5

5.

5

5,5

5.

5

5,5

6.

4

26

6.

4

26

7.

4

26

7.

4

26

8.

4

26

8.

4

26

9.

4

26

9.

4

26

10.

4

26

10.

4

26

11.

4

26

11.

4

26

12.

4

26

12.

4

26

13.

4

26

13.

4

26

14.

4

26

14.

4

26

15.

4

26

15.

4

26

16.

4

26

16.

4

26

17.

4

26

17.

4

26

18.

4

26

18.

4

26

19.

4

26

19.

4

26

20.

4

26

20.

4

26

21.

4

26

21.

   

22.

3

51,75

22.

3

51,75

23.

3

51,75

23.

3

51,75

24.

3

51,75

24.

3

51,75

25.

3

51,75

25.

3

51,75


 

                ∑=650,5                                                    ∑=624,5

Полученные ряды мы проранжировали с учётом количественных показателей в обеих группах.

∑ = 650,5 + 624,5 = 1275

N=   + 

∑ =   =   = 1275

Ранжирование проведено верно.

Определим  по следующей формуле:

= ( )  - 

где  - количество испытуемых в экспериментальной группе;

- количество испытуемых  в контрольной группе;

- большая из двух ранговых сумм;

- количество испытуемых  в группе с большей суммой  рангов.

= (25+25)  – 650,5 = 299,5

Определим по таблице критические  значения U [18,с.11].

 = 227

 = 192

Обозначим точки на числовой прямой.

Зона значимости                                                               Зона незначимости

  Зона неопредел.              299,5    

Принимаем гипотезу , так как  входит в зону не значимости.

Следовательно, можно сделать  вывод, что уровень развития творческих способностей в экспериментальной  группе «Солнышко» не ниже уровня развития творческих способностей в контрольной  группе «Ёлочка».

Таким образом, расчёты при  помощи методов математической статистики подтверждают, что экспериментальная  и контрольная группы уравновешены. А это является необходимым условием для проведения дальнейшего эксперимента.

Следующим этапом было проведено  анкетирование родителей с целью  выявления знаний о творческом развитии детей и о том, насколько родители участвуют в этом развитии. В анкетировании  приняли участие 25 человек. Вопросы  анкеты представлены в Приложении 8.

После обработки родительских анкет, нами были получены следующие  данные: на вопрос о том, любит ли ребёнок работать ножницами положительно ответили 7 человек (28%), отрицательно ответили 7 человек (28%), 11  (44%) затруднились ответить на вопрос; на вопрос о том, что любит ли ребёнок делать поделки из бумаги положительно ответили 15 человек (60%), отрицательно ответили 10 человек (40%); на вопрос о наличие дома необходимого материала для детского творчества положительно ответили 15 человек (60%), отрицательно - 10 родителей (40%); на вопрос об умении ребёнка самостоятельно отбирать материал для поделок положительно ответили 7 человека (28%), отрицательных ответов не было, 18 человек (72%) затруднились на вопрос; положительно на вопрос о проявлении фантазии ребёнком при работе с бумагой ответили 7 человека (28%), 18 человек (72%) затруднились ответить на поставленный вопрос; помощь педагогов в вопросах развития творческих способностей детей нужна 25 родителям (100%).

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о  том, что уровень понимания родителями значимости развития творческих способностей  детей находится не на должном уровне, не все родители уделяют данному вопросу внимание. А значит, что проводимая нами работа необходима как детям, так и родителям.

2.2. Реализация  системы мероприятий, направленных   на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в практике работы дошкольного учреждения

Первоначально был составлен  перспективный план по работе с детьми (Приложение 15) и перспективный план по работе с родителями (Приложение 16). Работа с детьми проводилась поэтапно. Была проведена предварительная  работа, в ходе которой уделялось  большое внимание знакомству детей  с материалами (бумага, картон) и  их свойствами.

В группе была оборудована  творческая мастерская, в которой  в свободном доступе дети могли  применять необходимые для их работы материалы: картон, бумага разного  качества, цвета, формы, размера, ножницы, клей, кисти. Обязательно организовывались выставки детского творчества.

В процессе изготовления поделок  использовалось художественное слово-загадки, стихотворения, волшебные сказки, чтобы разбудить воображение детей, подтолкнуть их к собственному видению будущей поделки, проявить и реализовать творческую задумку.

Важным моментом в работе с детьми стало обязательное изготовление поделок и игрушек руками воспитателя  с целью привлечения детей  к погружению в удивительный мир  творчества. Очень важно, чтобы каждый ребёнок понял, что он может справиться с любыми трудностями при выполнении того или иного задания, что его  работа не останется без внимания – она важная и нужная.

Помимо индивидуальных работ, дети выполняли и коллективные. В  ходе изготовления коллективных работ  каждый ребёнок имел возможность  внести свою лепту, свой замысел, проявить инициативу, реализовать своё видение  поделки. Большое внимание уделялось  развитию нравственно-волевых качеств: умения добиться поставленной цели, ответственности, старательности, аккуратности. Проводилась  большая работа по воспитанию у детей  эстетического вкуса, умение видеть прекрасное, неповторимое и воплощать увиденное в своей работе. После изготовления поделке давалась оценке детьми и взрослым, чтобы никого не обидеть, выбираем работы:

•    Самую смешную

•    Самую прочную

•    Самую необычную

•    Самую красивую и так далее

Обязательным условием работы было продумывание названия поделки. В  процессе изготовления поделки старались  вовлечь всех детей. С робкими, застенчивыми, малоактивными сначала изготавливали самые простые поделки, постепенно вовлекая их в коллективное изготовление поделок.

Организованно, согласно перспективному плану с ребятами были проведены  занятия по изготовлению игрушек  и поделок.

Поделки из бумаги: «Котёнок», «Крокодил Гена и Чебурашка», Бумажные квакушки», «Золотая рыбка» и другие.

Развитие творческих способностей детей невозможно без участия  родителей. Работа с родителями также  проводилась согласно перспективному плану. Родителям были предложены следующие  консультации: « Путешествие в  мир оригами» (Приложение  10), « Бумага + творчество = оригами» ( Приложение 11), « Что необходимо иметь для изготовления поделок». Также родителям была предложена памятка « Что могут делать дети 6 лет» (Приложение 12). Для того, чтобы родители могли на практике заняться изготовлением поделок, был проведен семинар- практикум « В мастерской Самоделкина»,  во время которого родители учились работать с различным материалом, изготовлением поделок и игрушек, в конце был проведен конкурс на самую замечательную поделку. В ходе работы родители имели возможность окунуться в атмосферу творчества, царила благоприятная положительная обстановка. Также были организованы выставки совместного творчества детей и родителей.

2.3. Итоги заключительного  этапа исследования

На заключительном этапе  исследования нами были применены те же методы педагогического исследования:

-наблюдение;

-экспертная оценка;

-анкетирование.

Нами  было проведено наблюдение образовательной области «Познание» (аппликация) с целью научить самостоятельности детей в изготовлении поделки,  планировать последовательность выполнения задания, совершенствовать умения пользоваться ножницами и научить эстетично оформлять работу, что было отображено в протоколе наблюдения (Приложение 1).

Наблюдение проводилось  по следующим параметрам:

1.        Умение детей правильно пользоваться  ножницами.

2.        Умение планировать последовательность выполнения задания.

3.        Умение самостоятельно изготавливать поделки.

4.        Умение эстетично выполнять работу. 

Высокий уровень предполагает наличие всех параметров, по которым  проводилось наблюдение:  умение детей правильно пользоваться  ножницами, умение планировать последовательность выполнения задания, умение самостоятельно изготавливать поделки, умение эстетично выполнять работу.

Средний уровень предполагает умение детей: правильно пользоваться ножницами, планировать последовательность выполнения задания, самостоятельно изготавливать  поделки, но отсутствие эстетического  выполнения работы.

Низкий уровень предполагает наличие умения правильно пользоваться ножницами, но планирование последовательности выполнения задания и изготовление поделки происходит при помощи воспитателя, эстетичность работы не на должном  уровне.

Условимся принимать высокий  уровень за 5 баллов, средний за 4 балла, низкий за 3 балла.

Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в экспериментальной группе «Солнышко» были получены следующие данные:

В - 48% (12 детей);

С – 48% (12детей);

Н - 4% (1 ребёнок).

Полученные результаты экспериментальной  группы  занесены  в таблицу 3 (Приложение 9).

Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в контрольной группе «Ёлочка» были получены следующие данные:

В – 40% (10 детей);

С – 52% (13 детей);

Н – 8% (2 ребёнка).

Полученные результаты контрольной  группы занесены в таблицу 4 (Приложение 10).

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что не у  всех детей присутствует самостоятельность, аккуратность при выполнении своих  работ.

Сравнительная диаграмма  результатов наблюдения в экспериментальной  и контрольной группах на заключительном этапе представлена на рис.3 (Приложение 11). 

    Наиболее объективные результаты были получены при помощи экспертной оценки. В экспертную группу вошли следующие педагоги:

1.Мингазова Е. Ф. –  образование средне - специальное,  педагогический стаж 40 лет, имеет  высшую квалификационную категорию,  воспитатель  старшей   группы.  

2. Ефремова Т.В.  – образование средне - специальное, педагогический стаж 34 года, имеет высшую квалификационную категорию, воспитатель подготовительной группы.  

3. Гульбинова В. А. – образование  высшее, педагогический стаж 21 год, имеет высшую квалификационную категорию, заместитель заведующей по воспитательно – методической работе.

Результаты  экспертной  оценки  мы  занесли  в  сводные   таблицы № 3 и № 4 (Приложение 4, 5).

Для обработки данных были выделены три уровня сформированности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень предполагает наличие  умения планировать этапы изготовления поделки, умения пользоваться ножницами, проявления самостоятельности  при выполнении работы, умения составлять композицию, проявления фантазии и смекалки, умения убирать рабочее место.

Средний уровень предполагает умение пользоваться ножницами, умение планировать этапы работы, самостоятельность  проявляет после стимуляции воспитателя, умеет составлять композицию, фантазию и смекалку проявляет не всегда, после работы убирает за собой.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги