Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 09:19, курсовая работа
В курсовой работе анализируется развитие воображения старших дошкольников на занятиях по психологии. Работа состоит из трех этапов:
а) теоретическое описание понятия «воображение» и его значения в человеческой жизни;
б) разработка и апробация специальной программы, направленной на развитие воображения старших дошкольников;
в) формирование методических рекомендаций по развитию воображения дошкольников
Для проведения исследования, характеризующего уровень развития воображения дошкольников, нами была взята группа старших дошкольников, в которую входило 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Исследование проводилось при помощи программы по развитию воображения дошкольников, разработанной на основе специальной литературы и рекомендаций штатного психолога ДУ № 405.
Занятие 1. Развитие воссоздающего воображения.
Цель занятия: развитие у детей умения создавать образы по словесному описанию.
1 часть. Игра «Правда — выдумка» (30 мин.).
Кратко описывается какая-нибудь ситуация. Ребенок должен описать ее подробнее и так, чтобы было ясно, правда это или выдумка. Например, ситуацию «Машина мигала фарами» ребенок может описать как реальность, рассказав о машине, ее внешнем виде, технических характеристиках и т.п., а может — как фантазию: «Машина мигала фарами. Так она рассказывала другим машинам в гараже о том, что она сегодня видела».
2 часть. Детям зачитывается описание внешности какого-либо героя. Предлагается нарисовать этого героя (30 мин.).
Литература: Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.— СПб., 1997.
Материалы: листы писчей бумаги формата А4, простые карандаши.
Занятие 2. Развитие воссоздающего воображения.
Цель занятия: развитие умения у детей создавать образ целого по его части, детали.
1 часть. Игра «Угадай откуда» (20 мин.).
Для игры необходимо подготовить несколько картинок в двух экземплярах. Одна картинка из каждой пары остается целой, а другая разрезается на части (в зависимости от возраста детей количество частей может варьироваться — от 4 до 32). При этом разрезать надо так, чтобы по отдельному фрагменту было достаточно трудно представить, что именно изображено.
Во время игры перед ребенком выкладываются целые картинки и разрезанные кусочки. Ему предлагают угадать, от какой картинки тот или иной кусочек.
2 часть. «Составь фигуру из элементов» (40 мин.).
Это упражнение можно использовать как в индивидуальной работе с ребенком, так и в работе с группой детей. Ребенку предлагается картинка, на которой нарисованы треугольник, круг, прямоугольник, трапеция. Предлагается составить из этих фигур лицо, клоуна, домик, кошку, дождь. Каждую фигуру можно использовать любое число раз, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. При работе с группой эти фигуры рисуются на доске. Материал задания представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Графический материал к заданию «Составь фигуру из элементов».
Для младших детей фигуры можно вырезать и составлять из них картинки. Можно предложить детям поменять фигуры, добавить собственные, придумать целую картину, а потом составить по ней рассказ.
Литература: Никольская И. М., Бардиер Г. Л. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. — СПб.; Рига, 1996.
Материалы: набор одинаковых картинок в 2-х экземплярах каждая (могут быть распечатаны на принтере) – в зависимости от количества детей, пластиковая доска и фломастер (для работы с группой) или набор картонных фигур для раздачи детям.
Занятие 3. Развитие воссоздающего воображения.
Цель занятия: развитие умения у детей воссоздавать образ, пользуясь схемой, картой, другими видами символического изображения
1 часть. Игра «Путешествие по географической карте» (40 мин.).
Каждому ребенку дается карта — туристская маршрутная схема с изображением какой-либо реки. По берегам реки нанесены схематические изображения городов, деревень, железной дороги, мостов и пр. Детям говорят: «Видишь, по реке плывет теплоход. Представь себе, что ты стоишь на палубе, смотришь на берега. И вот обо всем, что ты видишь и чувствуешь, расскажи, пожалуйста, мне».
Эту методику можно использовать и для того, чтобы определить, как у ребенка развито воображение и умение вербализовать, описывать словесно возникающие образы.
2 часть. «Конструктор» (20 мин.).
Материалом для упражнения может служить любой конструктор — строительный, механический и т.п. Детям даются детали и схема изделия, по которой они должны собрать определенную конструкцию (для маленьких детей это могут быть знакомые предметы — дом, качели, машинка, для учеников 3—6 классов — незнакомые предметы или абстрактные конструкции).
Литература: Никольская И. М., Бардиер Г. Л. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. — СПб.; Рига, 1996.
Материалы: набор маршрутных карт, можно использовать карты Беларуси для одновременного патриотического воспитания, набор конструкторов. Наилучшим выбором может стать использование строительных пластин «LEGO», так как они наиболее универсальны с точки зрения конструирования. Основной их недостаток – высокая стоимость. Так, конструктор, изображенный на рис. 2, стоит порядка 18 у.е.
Рис. 2. Пример конструктора («LEGO») для упражнения «Конструктор»
Занятие 4. Развитие творческого воображения.
Цель занятия: развитие у детей умения создавать новый, более совершенный образ на основании имеющегося.
1 часть. Незаконченные фигуры (20 мин.).
Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при изучении и развитии воображения и творческих способностей.
Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т.п. — и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т.п. (рис. 3).
Рис. 3. Графический материал к заданию «Незаконченные фигуры».
Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.
2 часть. К этому же типу относится упражнение «Художник» (40 мин.).
Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т.д.). У всех детей наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5—10 мин пририсовать к фигуркам все, что угодно, так, чтобы получились предметные изображения.
Материал к заданию представлен на рисунке 4.
Рис. 4. Графический материал к заданию «Художник».
Инструкция: «Перед вами листок, разделенный на 8 частей. В каждой части листа нарисованы фигурки. Листочки с этими фигурками потерял художник. Он собирался нарисовать на листочках картинки, но не успел. И вот теперь листочки попали к вам. Значит, теперь вы художники. Вам эти фигурки надо дорисовать и превратить в картинки так, чтобы не было одинаковых рисунков. В каждой из 8 частей листа картинки должны быть разными. Начинайте работу, пожалуйста».
Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время. Когда ребенок сдает листочек, психолог обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из 8 рисунков, и подписывает под каждой картинкой ее название. Иногда дети вызываются сами написать названия к своим картинкам.
Это задание также можно
0 баллов — ничего не нарисовал;
1 балл — стереотипные, примитивные рисунки, трудность вербализации при назывании картинки;
2 балла — простые, стандартные рисунки с повторами, затруднения при подборе названий к некоторым рисункам;
3 балла — сложные, оригинальные рисунки, хорошая вербализация.
Литература: Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1966.
Материалы: листы бумаги с изображенными на них фигурами, количество фигур – от одной до нескольких («Художник»). У всех детей наборы фигурок должны быть одинаковыми.
Занятие 5. Развитие творческого воображения.
Цель занятия: развитие у детей умения мыслить нестандартно в обыденных условиях, обогащение понятийного аппарата детей.
1 часть. Игра «Фантастические гипотезы» (1 ч.). Ее придумал всемирно известный сказочник Дж. Родари.
В этой игре ребенок должен придумать разные ответы на вопрос: «Что было бы, если...?» Для вопроса можно взять первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Пусть подлежащим будет «город», а сказуемым — «летать». «Что было бы, если бы город начал летать?».
Для игры надо приготовить 10 карточек: 5 — с существительными и 5 — с глаголами. Например, на пяти — стол, телефон, светофор, ложка, утюг, а на остальных — летать, изобретать, рисовать, мечтать, дружить. Карточки складываются в две стопки. В одну стопку — существительные, в другую — глаголы. Перед каждым новым туром игры карточки в каждой из стопок перемешиваются.
Играющий должен не глядя вытащить из каждой стопки по одной карточке и соединить полученные слова вопросом: «Что было бы, если...?» Например, из первой стопки вытащено слово «утюг», а из второй— «мечтать». Ребенок должен задать вопрос: «Что было бы, если бы утюг стал мечтать?» — и придумать на него как можно больше ответов.
В дальнейшем можно постепенно увеличивать количество карточек в каждой стопке, менять слова.
Литература: Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. — М., 1996.
Родари Дж. Грамматика фантазии. — М., 1990.
Материалы: 10 карточек: 5 — с существительными и 5 — с глаголами. Например, на пяти — стол, телефон, светофор, ложка, утюг, а на остальных — летать, изобретать, рисовать, мечтать, дружить.
Занятие 6. Развитие творческого воображения.
Цель занятия: развитие у детей умения мыслить нестандартно в обыденных условиях, развитие самосознания и мировосприятия детей через осмысление своего «Я».
1 часть. «Придумай продолжение сказки» (1 ч.). Этот прием предложен педагогом М.Карнe.
Психолог начинает рассказывать новую, незнакомую детям сказку. Желательно, чтобы героем этой сказки был ребенок того же возраста, что и слушатели. В критический момент жизни героя, в тот момент, когда с ним что-то произошло или он должен принять решение, рассказ прерывается и детям предлагается придумать как можно больше вариантов того, чтобы они подумали или сделали на месте героя.
Затем психолог задает вопрос о последствиях того, что произошло с героем, принятии им решения. Важно побудить детей дать как можно больше вариантов ответа.
После этого психолог рассказывает конец сказки и предлагает детям подумать, чем еще она могла бы закончиться.
Литература: Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. — М., 1996.
Материалы: сборник сказок.
Занятие 7. Индивидуальная диагностика уровня воображения.
Цель занятия: выявление уровня развития способности к преобразованию исходной целостности путем разрешения противоречия (умение видеть целое раньше частей), оценка способности к переносу специфических свойств знакомого предмета в новую (сказочную) ситуацию.
1 часть. «Странная картинка» (20 мин.).
Инструкция к проведению. Ребенку предъявляется картинка с изображением человечка, над головой которого одновременно сияет солнце и светит луна со звездами (солнце и луна со звездами отделены друг от друга некоторым расстоянием). Психолог говорит ребенку: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи: что здесь нарисовано?» После того как ребенок ответил, ему задается другой вопрос: «Как ты думаешь, правильно ли нарисована эта картинка, или же художник что-то напутал? Так может быть?» Если ребенок считает картинку «неправильной», то психолог предлагает ему объяснить и показать, как сделать ее «правильной». (Использование карандаша не является обязательным, если сам ребенок не обращается к нему.)
Обработка данных. В ходе
обследования фиксируются особенности
подхода ребенка к
* Ребенок считает картинку правильной, игнорируя имеющееся в ней противоречие, — 0 баллов.
* Ребенок видит противоречие,
но не знает, как его
* Ребенок замечает
противоречие и пытается его
избежать путем разрушения
* Ребенок предлагает
переделать рисунок так, чтобы
одни элементы изображения
Информация о работе Развитие воображение у детей школьного возраста