Развитие воображение у детей школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе анализируется развитие воображения старших дошкольников на занятиях по психологии. Работа состоит из трех этапов:
а) теоретическое описание понятия «воображение» и его значения в человеческой жизни;
б) разработка и апробация специальной программы, направленной на развитие воображения старших дошкольников;
в) формирование методических рекомендаций по развитию воображения дошкольников

Файлы: 1 файл

развитее воображения.doc

— 365.50 Кб (Скачать файл)

— дает подробное описание содержания и объектов сказки;

— вводит новых героев;

— меняет направление  развития сюжета;

— демонстрирует хорошую  память;

— использует жесты и мимику;

— проявляет высокий  уровень речевой активности.

Анализ итогов программы позволил сделать следующие выводы:

- дети с энтузиазмом принимали участие в играх и выполняли предложенные упражнения, однако при этом некоторые проявляли больший интерес к графическим заданиям, некоторые – к заданиям, связанным с сочинительством;

- те, кто не испытывал  затруднений при выполнении упражнений  на развитие воссоздающего воображения, легко справлялся и с заданиями на творческое воображение. В свою очередь, дети, которые испытали сложности при прохождении первых этапов программы, с трудом справились с конечными заданиями;

- в целом к наиболее общим индивидуальным особенностям воображения можно отнести:

  • степень легкости и трудности, с какой человеку вообще дается создание образов воображения;
  • характеристика самого создаваемого образа: нелепица или оригинальная находка решения;
  • личностная направленность — то, в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов;

- наиболее ярко особенности воображения детей проявляются при работе над сочинением («Фантастические гипотезы», «Придумай продолжение сказки», «Нелепицы»).

Для одних детей нужна  определенно и четко сформулированная тема. Внутри этой темы они проявляют и умение строить сюжет, и воображение. Они идут по теме, как по руслу реки, все время чувствуя берега и не выходя за них. Тема как бы формирует, выстраивает в определенном порядке имеющиеся у них знания, образы, впечатления.

Такие дети нередко испытывают затруднения при сочинении на свободную тему — им бывает очень трудно что-нибудь придумать, они не могут вызвать к жизни ни одного образа.

Другим детям мешают подсказки, ограничения. Если они сочиняют на заданную тему, то никак не могут начать: эта тема идет не от них, она им навязана, чужая. В процессе работы они отходят от темы, расширяя поставленные рамки.

Сочинения на свободную тему таким детям начинают даются легко, как будто в голове у них множество готовых сюжетов и образов;

- дети с различной легкостью преобразуют реальность в воображении. Некоторые до такой степени скованы ситуацией, что всякое мысленное изменение ее представляет для них значительные трудности.

Для других детей всякая ситуация— материал для деятельности воображения. Когда такого ребенка упрекают за невнимательность на занятиях, он не всегда бывает виноват: он старается слушать, а в его голове совершается иная жизнь, возникают образы, может быть, ярче и интереснее, чем то, о чем рассказывает учитель или воспитатель;

- мнение о том, что самое богатое воображение — воображение дошкольника, ошибочно. Богатство воображения зависит от жизненного опыта человека. У ребенка опыт беднее, чем у взрослого, поэтому материала для создания образов воображения у него меньше. Но ребенок не так стеснен условностями, меньше контролирует себя, поэтому он легче отвлекается от реальности, можно сказать, «отлетает» от нее. Кроме того, образы воображения у ребенка часто эмоционально насыщеннее, чем образы воображения взрослого, и более непосредственно отражаются в поведении;

- в старшем дошкольном возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образцы, которым ребенок должен следовать.

Частично с общей  направленностью детей этого  возраста, частично с особенностями  педагогических воздействий связано  то, что уровень творческого воображения в этом возрасте снижается;

- познавательное воображение ребенка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Но оно носит при этом без специального руководства в основном воспроизводящий характер, так как ребенок нацелен на следование образцам. Отклонения от образцов в процессе овладения ими возможны, но они носят обыгрывающий, часто случайный, ненаправленный характер. Особенности использования образа при порождении идеи продуктов воображения состоят в том, что образ, как и у более младших детей, строится путем использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется разнообразными деталями. Слово может включаться в этот процесс, вызывая или фиксируя стоящую за ним цепочку представлений или обобщений;

- к 5-6 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребенок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим.

Ниже приведены методические рекомендации для воспитателей и  родителей, которые будут способствовать активному развитию детского воображения.

 

3. Методические рекомендации по  развитию воображения дошкольников

 

Для воспитателей:

- основное условие развития воображения ребенка — включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения — основы всякой творческой деятельности. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей, речь о которых велась выше. Задача воспитателя – выявить данные особенности и на основании этого оценивать и развивать творческие способности ребенка;

- развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам. Надо не насиловать воображение, а увлекать его. Лепить по готовым моделям, срисовывать с образца, подражать действиям взрослых довольно просто, но такие задания работы воображения не требуют. Следует научить детей видеть самые привычные вещи с неожиданной, новой стороны, что является необходимым условием творчества;

- большое значение для развития творческого воображения детей имеют различные кружки: художественные, литературные, технические, юных натуралистов. Работа кружков должна быть организована так, чтобы ученики видели результат своего труда, творчества;

- в немалой степени  способствует развитию воображения  организация различных утренников, детских спектаклей и пр. Самое главное, чтобы при этом дошкольники не являлись пассивными зрителями, а принимали непосредственное участие в данных мероприятиях;

- с учетом того, что  старшие дошкольники через год  или два станут школьниками,  желательно, чтобы основными навыками  чтения, письма и счета они  овладели до поступления в первый класс. Для этого воспитатель или психолог ДУ может разработать цикл «домашних заданий», которые дети будут выполнять дома с родителями. Главное, чтобы «домашние задания» способствовали не только получению базовых знаний, но при этом давали простор для развития воображения ребенка.

Для родителей:

- чтобы определить, насколько  хороша развита фантазия у  ребенка, родителям рекомендуется  заполнить опросник (приложение 1);

- старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом. Такие фантазии нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными проявлениями фантазии у детей, которые они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Если нет (а чаще всего бывает именно так), то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально. Взрослым в этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью;

- в ходе исследования  одни из самых лучших результатов показали дети, которые уже самостоятельно читают книги или которым постоянно читают родители. Очевидно, что чтение художественной и не только литературы представляет собой великолепное средство, стимулирующее развитие детской фантазии и воображения;

- если в ДУ отсутствуют какие-либо тематические секции или кружки, родители могут выступить с инициативой создания чего-то подобного, а при желании и возможности организовать кружок для дошкольников на дому: не исключено, что чья-то мама захочет обучать девочек-дошкольниц шитью мягкой игрушки, а чей-то папа с удовольствием возглавит кружок «Юный рыболов» или «Юный техник»;

- компьютер и телевизор  при всех своих неоспоримых  достоинствах нередко оказывают вредное воздействие на здоровье и формирующуюся психику дошкольника. Поэтому родителям желательно найти время для того, чтобы сходить с ребенком на балет, в театр или музей, съездить на загородную прогулку, приобрести какие-либо развивающие настольные игры. Все это послужит великолепной пищей для фантазии и воображения дошкольника.

 

Заключение

 

Итак, воображение — это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта.

Воображение — очень важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Воображение подразделяется на активное и пассивное, а также воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное. Сновидения, галлюцинации, грезы и мечты также представляют собой разновидности человеческого воображения.

Преобразование действительности при помощи воображения происходит посредством нескольких основных способов: агглютинации, акцентуирования, схематизации и типизации.

Наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте. Если воображение преддошкольника вначале ещё очень ограничено и отличается пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.

Проведенное исследование показало, что в своих вымыслах дошкольники весьма изобретательны, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Даже в тех случаях, когда воспитатель предлагает дошкольникам сюжет игры, они не механически его воспроизводят, а творчески развивают и дополняют предложенную тему. Однако в своем поведении старший дошкольник во многом следует образцам и представлениям, полученным от взрослых, поэтому в данном возрасте творческое воображение несколько снижается.

Уровень развития воображения детей в таком возрасте может существенно различаться, о чем свидетельствует анализ результатов проведенной программы. Кроме того, воображение каждого ребенка имеет ряд индивидуальных особенностей, о которых необходимо знать как воспитателю или психологу, так и родителям.

В возрасте 5-6 лет в  процесс воображения включается так называемое «ступенчатое планирование», которое приводит детей к возможности направленного творчества (пошаговые действия, последовательное нанизывание событий).

Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением действительности.

Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями и родителями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.

Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей.

Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.

И, наконец, хорошо развитое воображение дошкольника станет залогом успешной учебы в школе.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: Академия, 2000. – 112 с.
  2. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопр. психологии. - 1972. - № 2.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. - 93с.
  4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 220 с.
  5. Детская психология: Учеб. пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.; Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.- Минск: Университетское, 1988. - 399 с.
  6. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. - 1980. - № 2.
  7. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопр. психол. - 1987. - № 1.
  8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986. – 96 с.
  9. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. - 1971. – № 2.
  10. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 144 с.
  11. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М.: Просвещение, 1996. - 160с.
  12. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
  13. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Карпенко Л.А.; Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – 2 изд., расшир., испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 512 с.
  14. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. — М.: Генезис, 2007. – 208 с.
  15. Кудрявцев В. Сила воображения. // Дошкольное образование. – 2001. -№ 7.
  16. Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. - 138 с.
  17. Мухина В.С. Психическое развитие и обучение / Детская психология. – М: Эксмо, 2000. - 352с.
  18. Мухина В.С. Психология дошкольника / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1975. - 239 с.
  19. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. - Тбилиси: Мецниереба, 1972. - 344 с.
  20. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.
  21. Нестеренко А.Н. Методика придумывания сказки. // ТРИЗ. - 1991. - №2.
  22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы // 3-е изд., стер. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.
  23. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2005. – 448 с.
  24. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2000. - 408с.
  25. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пос. - М.: Владос, 1996. - 526 с.
  26. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - М.: Академкнига, 2002.- 168 с.
  27. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  28. Художественное творчество в детском саду. / Под ред. Ветлугиной Н. А. - М.: Просвещение, 1974. – 240 с.

Информация о работе Развитие воображение у детей школьного возраста