Развитие воображение у детей школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе анализируется развитие воображения старших дошкольников на занятиях по психологии. Работа состоит из трех этапов:
а) теоретическое описание понятия «воображение» и его значения в человеческой жизни;
б) разработка и апробация специальной программы, направленной на развитие воображения старших дошкольников;
в) формирование методических рекомендаций по развитию воображения дошкольников

Файлы: 1 файл

развитее воображения.doc

— 365.50 Кб (Скачать файл)

* Ребенок творчески  преобразует целостное изображение.  Он предлагает вписать «небесные  тела» в рамки или овалы,  «тогда это будут картинки, которые могут висеть на стене комнаты, где живет человечек». Таким же способом, по мнению ребенка, можно превратить солнце в «картинку на стене», а луну со звездами — в «вид из окна». То есть ребенком создается целостный контекст ситуации — «комната». Возможен и другой вариант: дорисовать шарик, на котором будет изображена луна со звездами, а человечек будет с ним гулять под солнцем — 4 балла.

Примечание. Некоторые  дети могут считать картинку «правильной», ссылаясь на то, что они видели, как  солнце и луна одновременно находятся на небосклоне. В этом случае следует обратить внимание ребенка на то, что расстояние между ними на картинке слишком маленькое (т.е. оно не эквивалентно наблюдаемому в действительности).

2 часть. «Сказка про чернильницу» (40 мин.).

Инструкция к проведению. Психолог рассказывает ребенку сказку: «В одной деревне жил старенький доктор. Все его очень любили, так как он был добрый и хорошо лечил больных. Как-то летом крестьяне ушли работать в поле. Вдруг прибегает человек из соседней деревни и зовет доктора к маленькому мальчику, который сильно заболел. Доктор быстро собрался в дорогу, но не знал, как ему поступить со своим домиком: дверь у него не запиралась, в деревне никого не оставалось, а у него не было даже собаки, которая могла бы посторожить дом. Тогда доктор попросил посторожить дом большую чернильницу, что жила у него на столе. Удивилась чернильница. Говорит: «Не мое это дело — дом сторожить». Но ничего ей не оставалось, как подчиниться хозяину.

Вот доктор и пошел  к больному мальчику. В это время злой разбойник, который прятался в лесу, подкрался к дому и захотел похитить все вещи старенького доктора. А тут чернильница как выскочит, да как залает на разбойника. Тот испугался и убежал».

Рассказав сказку, психолог задает ребенку вопрос: «Может ли так быть? Может ли чернильница лаять?» Если ребенок отвечает на этот вопрос отрицательно, то ему задается другой: «Ну, хорошо, это на самом деле чернильница лаять не может, а в сказке — может?»

В случае получения утвердительного  ответа психолог говорит: «Действительно, в сказке возможно все. А если так, то как еще чернильница может прогнать злого разбойника и спасти домик доброго доктора? Попробуй придумать для нашей сказки новую концовку».

Обработка данных. В ходе обследования фиксируются типы ответов, оцениваемые по четырехбалльной системе.

1 балл. Данный тип ответов  включает в себя два подтипа.

А. Чернильница не только не может залаять и прогнать разбойника, но и вообще сделать что-либо для  спасения дома — для этого нужна  собака или сторож. Дети могут настаивать на этом даже тогда, когда психолог специально обращает их внимание на то, что чернильница является сказочной.

Б. Ребенок считает, что  чернильница может залаять и  прогнать разбойника, потому что «в сказке можно все». Руководствуясь тем же, дети иногда говорят, что чернильница может покусать разбойника, поцарапать его и т.д.

2 балла. С точки  зрения ребенка, чернильница лаять  не может. Однако в ней может  сидеть какое-либо живое существо (например, маленький человечек,  гномик), которое выскочит оттуда, напугает и прогонит разбойника.

3 балла. Ребенок творчески  переносит свойство известного  ему предмета в новую ситуацию. По его мнению, чернильница лаять  не может, она должна облить  разбойника чернилами, и тогда  тот испугается и убежит.

4 балла. Высшая форма творческого решения задачи — «развитие» ситуации на основе перенесенного свойства: пусть чернильница разольет чернила по полу, разбойник испачкает ноги, оставит след, а по следам его потом будет легко найти; пусть она нарисует чернилами собаку (черта, череп и кости и др.), которая покусает (напугает) грабителя, или напишет письмо доктору, чтобы он скорей возвращался, и т.п.

Примечания:

а) Некоторые современные  дети могут не знать, что такое  чернильница, хотя большинство из них  знает, что такое чернила. В данном случае ребенку нужно объяснить, что чернильница — это баночка для хранения чернил.

б) Там, где ребенок  «зацикливается» на решениях 1-го уровня (подтип Б), психологу целесообразно  задать вопрос: «А как еще чернильница  может прогнать разбойника, если не лаять, не рычать, не прыгать, не кусаться?»

Литература: Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.— СПб., 1997.

Материалы: картинка с изображением человечка, солнца, луны и звезд, карандаш.

 

Занятие 8. Групповое развитие воображения.

Цель занятия: развитие у детей способностей к коллективной фантазии и творчеству.

1 часть (1-2 ч.). На базе упражнения «Придумай продолжение сказки» можно написать сценарий небольшого спектакля, в котором примут участие все дети из группы. Необходимо не навязывать собственный сценарий, а разработать его совместно с детьми, учитывая их пожелания и рекомендации. На премьеру спектакля желательно пригласить родителей.

Литература: собственная разработка.

Материалы: не требуются.

 

Занятие 9. Групповое развитие воображения.

Цель занятия: развитие у детей способностей к коллективной фантазии и творчеству.

1 часть (1-2 ч.). Экскурсия «Город будущего».

Дети вместе с психологом отправляются на экскурсию по Минску. По дороге психолог предлагает детям рассказать, какой будет столица ровно через сто лет. Что изменится в архитектуре города, какие здания останутся, а какие – исчезнут, на каком транспорте будут передвигаться горожане, как они будут выглядеть и пр.

На следующем занятии  можно предложить нарисовать свой «Город будущего».

Литература: собственная разработка.

Материалы: карта Минска, путеводитель по г. Минску.

 

Занятие 10. Групповое развитие воображения.

Цель занятия: развитие у детей способностей к коллективной фантазии и творчеству.

1 часть (1-2 ч.). Игра-беседа «Увеличение-уменьшение».

Этот самый простой  прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты, Гаргантюа и Пантагрюэль. Увеличивать  и уменьшать можно практически  все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости.

Приведем игры-беседы для освоения приема "увеличение - уменьшение".

Детям говорят: "У вас  есть волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что захочешь. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить?"

- Хотел бы уменьшить  уроки по вокалу, а увеличить  мое свободное время.

- Хотела бы уменьшить  домашние задания.

- Хочу увеличить конфету  до размера холодильника, чтобы  можно было отрезать куски  ножом.

- Хочу увеличить капли  дождя до размеров арбуза.

Игру можно усложнить дополнительными вопросами: "И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?"

Литература: Велгер В., Поу Р. Неужели я гений? — СПб., 1997.

Материалы: не требуются.

 

Занятие 11. Групповое развитие воображения.

Цель занятия: развитие у детей способностей к коллективной фантазии и творчеству.

1 часть (1-2 ч.). Познавательная викторина «Угадай животное».

Большая картинка какого-либо животного разрезается на прямоугольники. Фрагменты нумеруются. Выбирается какой-либо фрагмент и детям предлагается угадать, какое животное им показывают. Если за минуту никто не догадался, к картинке добавляется другой фрагмент.

Нумерация фрагментов используется для того, чтобы каждый из них  можно было выложить на ровной поверхности так, чтобы сохранялся их исходный порядок.

Литература: собственная разработка.

Материалы: разрезанные на фрагменты изображения животных, исходный размер картинок – формат А3-А2.

 

2.3. Методика реализации программы

 

Данная программа рассчитана на 15 часов и состоит из четырех последовательных циклов, каждый из которых преследует определенную цель. Занятия проводятся как в помещении, так и на свежем воздухе и включают самые различные формы работы: упражнения, задания, экскурсии, викторины, тренинги и пр.

Первый цикл занятий  рассчитан на развитие воссоздающего  воображения. Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.

Как уже отмечалось, творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности [9].

Образы создаются без  опоры на готовое описание или условное изображение.

Второй цикл – развитие творческого воображения. Творческое воображение позволяет, минуя цепочку выводов, доказательств, как бы увидеть что-то совсем новое. Обычно, когда говорят о воображении, чаще всего имеют в виду именно творческое воображение. Оно тесно связано с творческим мышлением, но отличается от него тем, что действует не с помощью понятий и рассуждений, а с помощью образов. Человек не рассуждает, а мысленно видит то, чего раньше не видел и не знал, видит ярко, образно, во всех деталях.

Первый и второй циклы программы являются подготовительными. Они позволяют психологу получить общее представление о степени развития воображения группы и подготовить соответствующую почву для перехода к более сложным заданиям.

Третий цикл - это проведение психологических тестов, выявляющих уровень развития воображения каждого ребенка из группы, его индивидуальной способности к поиску нетривиальных (творческих) решений. С учетом того, что все тесты третьего этапа предполагают индивидуальную работу психолога с каждым ребенком из группы, а время, отведенное для реализации программы, ограничено, можно предложить родителям протестировать детей дома, после чего представить психологу полученные результаты.

Четвертый, завершающий цикл представляет собой групповые занятия. Все мероприятия данного этапа предполагают равноценное участие в них группы детей и не носят характера соперничества. Основная задача последнего этапа – коллективные фантазия и творчество.

Точное время, необходимое  для проведения циклов 3 и 4 (для выполнения упражнений первого и второго циклов требуется 6 часов) указать сложно, поэтому психолог сам решает, каким образом лучше распорядиться оставшимися часами.

 

 

2.4. Результаты исследования и их анализ

 

Ниже приведены наиболее интересные результаты некоторых игр и упражнений, входящих в программу.

1. Игра «Путешествие по географической карте» (варианты рассказов).

Дети добросовестно  перечисляют все, что видят на карте, ничего не добавляя от себя, никаких образов у них не возникает:

Игорь С.: «Ну, плыву... (Молчит.) Берег вижу. Дома здесь стоят. Вижу дома. Мост вижу. Еще что? Вот здесь  мост стоит. Берег вижу. Дома здесь  тоже стоят (показывает), здесь стоят (показывает). Все здесь, что стоит, вижу».

Сюжетный рассказ отсутствует, но дети рассказывают много, иногда очень эмоционально, свободно представляют себя плывущими натеплоходе:

Ольга Г.: «Тут лето. Свежий воздух. Солнце светит. Леса вокруг, рощи. Остановки всякие, пароход останавливается на этих остановках».

Дети дают связный рассказ о воображаемом путешествии. Такие рассказы эмоциональны, красочны, в них большую роль играет воображение, но оно постоянно контролируется сознанием, которое направляет его по определенному руслу:

Андрей А.: «Я плыву  на теплоходе и чувствую, что немного на волнах качаюсь. Вот корабль проходит под мостом — немного темнеет, а потом светлеет опять. Пароход останавливается на остановках, а потом опять плывет. Мы проплываем мимо леса и после этого опять выходим на солнце. И вдруг мой корабль вплывает в какую-то маленькую речушку. Плывем по этой речушке. И когда речушка заворачивает, я снова выезжаю на широкую реку и плыву по ней. Плыву мимо деревень и маленьких сел. Подплываю к железной дороге, а по ней идет поезд. Когда я проезжаю под мостом, он едет надо мной и очень шумит».

2. Упражнение «Художник». По данным исследования, проведенного с использованием этого задания, дети получили среднюю оценку 1,83. Причем девочки получили в среднем 2,1 балла, мальчики — 1,6. Это задание для некоторых мальчиков оказалось особенно трудным — 16% из них выполнить его не смогли.

3. «Придумай продолжение сказки». Выполнение детьми данного задания дало возможность выделить следующие характеристики, которые позволяют судить о том, что ребенок действительно фантазирует, включен в процесс творчества:

— ребенок подробно и четко формулирует новые идеи, развивающие сюжет;

— ведет активный диалог со взрослым, задает уточняющие содержание вопросы;

Информация о работе Развитие воображение у детей школьного возраста