Развивающие игры младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

В младшем школьном возрасте происходит продолжение формирования личности. Насколько легко ребёнок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Что такое – игра………………………………………………………………...5
2.Функции игры…………………………………………………………………...7
3.Структура игры………………………………………………………………...12
4.Влияние игры на развитие ребенка…………………………………………...14
5.Виды игр……………………………………………………………………..…20
5.1. Подвижные игры……………………………………………………………20
5.2. Сюжетно-ролевые игры……………………………………………………21
5.3. Компьютерные игры……………………………………………………..…23
5.4 Дидактические игры…………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Развивающие игры младших школьников задачи содержание способы проведения.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)
  1. По характеру педагогического процесса:
    • обучающие,
    • тренировочные,
    • контролирующие,
    • обобщающие;
    • познавательные,
    • воспитательные,
    • развивающие;
    • репродуктивные,
    • продуктивные,
    • творческие;
    • коммуникативные,
    • диагностические,
    • профориентационные,
    • психотехнические и другие.
  1. Согласно Селевко по характеру игровой методики педагогические игры делятся на:
    • предметные,
    • сюжетные,
    • ролевые,
    • деловые,
    • имитационные,
    • игры-драматизации.

4. По предметной  области выделяют игры по всем  школьным циклам.

5. По игровой  среде, которая в значительной  степени определяет специфику  игровой технологии: различают игры 

  • с предметами и без них,
  • настольные,
  • комнатные,
  • уличные,
  • на местности,
  • компьютерные и с различными средствами передвижения.

     Детская  игра - исторически возникший вид  деятельности детей, заключающейся  в воспроизведении действий взрослых  и отношений между ними и  направленный на ориентировку и познание предметной и социокультурной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей. Значение игры для ребенка велико. Это, прежде всего, школа общения, познания мира и самопознания. В ней происходит развитие физических и духовных способностей, психологически подготавливает к жизнедеятельности, к труду. Наконец, игра заполняет досуг и дает наслаждение ребенку. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет.

 

3.Структура  игры

В структуру  игры как деятельности личности входят этапы:

  • целеполагания;
  • планирования;
  • реализации цели;
  • анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой  деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

                          

В структуру  игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средства реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Отличие игры от труда состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте, а в переживаниях, значимых для ребенка. Игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности. В игре действия являются выразительными и семантическими актами, а не оперативными приемами. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей. В игре происходит замещение одних предметов другими путем воображения, происходит воображаемое преобразование действительности. В игре через роли, которые выполняет ребенок, и формируется личность. Но игра не единственное средство. Игра для ребенка - школа жизни. В ней формируются воображение, сообразительность, ловкость и т. д. Ценность игры состоит в том, что она является свободной развивающей деятельностью, носит творческий импровизационный и активный характер. В ней присутствуют приподнятость деятельности, состязательность, эмоциональное напряжение, наличие прямых или косвенных правил.

                      

4.Влияние  игры на развитие ребенка

 Почему младенец  визжит от восторга? Почему игрок,  увлекаясь, забывает все на  свете? Почему общественное состязание  повергает в неистовство толпу?  Интенсивность игры не объяснить  никаким биологическим анализом. И все же как раз в данной  интенсивности, в данной способности приводить в исступление кроется сущность игры, её исконное качество. Логический рассудок говорит нам, что природа могла бы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки лишней энергии в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам игру, с её напряжением, с ее радостью, с её шуткой и забавой. У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности. В подростковом периоде у дитя происходит демонстративное отмежевание от детства, неизменное и активное самоутверждение. Поэтому конкретно в энергичной самостоятельной деятельности дети видят средство приближения к эталону взрослости. Этот период характеризуется взлетом фантазии, перестройкой эмоциональной сферы, что ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира. Учёба в школе занимает огромное место в жизни ребенка. В этом возрасте появляются новейшие мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, собственного места в будущем, профессиональных целей, идеала. Знания получают необыкновенную значимость. Они являются той ценностью, которая обеспечивает ребенку расширение фактически сознания и важное место посреди сверстников. Конкретно в подростковом возрасте прикладываются особые усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний.

    Принципиальным  стимулом к учению является  притязание на признание среди  сверстников. Овладение учебным  материалом просит от подростков  высокого уровня учебно-познавательной  деятельности. Объём учебного материала велик, и огромную эффективность воспроизведения обеспечивает анализ содержания материала, логики его построения, выделение существенного. Огромное значение приобретает теоретическое мышление, способность устанавливать наибольшее количество смысловых связей в окружающем мире. В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Ребенок уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя просто, ориентироваться на одни только общие посылы независимо от воспринимаемой действительности. Другими словами, он может действовать в логике рассуждения. Для более высокой ступени развития мышления нужно употреблять развивающие игры и упражнения в учебно-воспитательном процессе.

    И.М.  Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубочайший след в сознании дитя. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таковых же свойств у дитя.

 В последнее  время в психологии, так же  как во многих остальных областях науки, происходит перестройка практики и способов работы, в частности, всё более обширное распространение получают различного рода игры. Активное внедрение в научную практику игровых способов связано с рядом общих социокультурных действий, направленных на поиск новейших форм социальной культуры взаимоотношений. Человечеству стало тесновато в рамках уже устоявшихся традиций, которые не удовлетворяют современным условиям научной революции: большущим потокам информации, коллективным формам творчества, резкому увеличению круга общения. Поэтому, в центре внимания ученых оказываются критические точки личного и общественного развития, пути преодоления кризисов, методы переходов к новым позициям и схемам. Предпринимаются продуктивные пробы установить механизмы ликвидации разрывов, образовавшихся меж технологией и этикой, личным и коллективным вкладом в творчество, дифференциацией знаний и междисциплинарным характером заморочек, традиционными нормами и условиями научно-технической революции. По всей видимости, распространение игр разъясняется конкретно тем, что они являются традиционными формами выработки и закрепления, разных социокультурных норм, до этого всего в плане регламентации и построения ролевых и межличностных отношений. В собственной работе учитель должен опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников обучаться. Обратимся к книге группы авторов "Формирование мотивации учения", где довольно подробно рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам.

    Мотивы  самообразования - активное рвение  ребенка к самостоятельным формам  учебной работы, возникает энтузиазм  к способам научного мышления. Более зримо в этом возрасте  совершенствуется социальные мотивы  учения (нравственные ценности общества).

 Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с иным человеком, овладение оптимальными методами этого сотрудничества в учебном труде. Ребенку доступны самостоятельная постановка не лишь одной задачки, но и последовательность нескольких целей, причем, не лишь в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности.

 Первостепенное  значение придаётся пониманию,  передачи содержания и выражению  смысла, а изучение структуры  и словаря языка служат этой  цели. Предметной основой обучения может быть любое содержание (грамматика, лексика, конкретная тема). Однако обязательным условием является употребление языка, в котором элемент общения доминирует над другими элементами языка.

 Успех в  обучении иностранному языку  младших школьников может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес детей к предмету. Важно учитывать при этом их психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Так, у детей  этой возрастной группы высоко развито восприятие и острота слуха. Они быстро схватывают тонкости произношения. Но чтобы перейти в навык необходимы фонетические упражнения, а поскольку это занятие связано с многократным повторением, можно применять при обучении детей так называемые "фонетические, лексические, грамматические сказки". Фонетическую зарядку можно проводить с использованием лексических единиц, которые отрабатываются в речи.

   В познавательной  деятельности восприятие неразрывно  связано со вниманием. Внимание  младшего школьника отличается непроизвольностью, неустойчивостью, оно легко переключается и отвлекается. В этом возрасте учащиеся обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственный интерес.

    Внимание младшего  школьника становится более устойчивым  в том случае, если, размышляя об увиденном, он одновременно выполняет действие (например, ребёнок должен взять в руки предмет, нарисовать его, поиграть с ним и т.д.). Все виды деятельности, типичные для школьника младшего класса, должны быть по возможности включены в общую канву урока иностранного языка. И чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется его эффективность. Эту особенность можно широко использовать в языковых играх.

    В языковых  играх легко заучить даже самые  трудные лексические единицы и модельные фразы. Наблюдения показали, что запоминание бывает более эффективным, если после работы на запоминание младшие школьники расслабляются или меняется вид деятельности. Лучше всего, если они делают физическую зарядку с использованием языка.

    Мышление детей  этого возраста – конкретное  и опирается оно на наглядные  образы и представления. Вот  почему при обучении иностранному  языку большую роль играет  наглядность, яркая цветная привлекательная,  вызывающая интерес. Воображение  можно тренировать, развивать в игре, обучая видеть в самых обычных вещах необычное. Это и есть творчество, а в языке – свободное говорение.

    Таким образом,  чем старше школьники, тем большее  значение приобретает для них  познавательный характер игры, когда  в ней укрыто либо открыто ставится мишень познать новое, то есть верно организованная игра по-прежнему влияет на воспитание у подростков положительных личных свойств, содействует сплочению коллектива, воспитывает чувства дружбы и товарищества.

Вся жизнь школьников связана с игрой, которая имеет огромное значение в ней. Так как, игра – это средство самовоспитания личности ребёнка, поэтому она закрепляет у детей полезные умения и привычки, сформировывает волевые черты характера, тренирует память, выдержку, внимание.  Ценность игры заключается и в том, что она владеет большими возможностями для формирования детского коллектива, дозволяет создавать детям любые формы общения. И, поэтому, результатом коллективных игр является сплачивание детей, формирование товарищеских отношений меж детьми.

 Игра влияет и на  становление трудовой деятельности  детей, суть которой отлично  раскрыл А.С. Макаренко в своём  высказывании: "Хорошая игра похожа  на хорошую работу, нехорошая  игра похожа на плохую работу…"  отменная и верно организованная игра, способствует формированию психологических свойств личности ребёнка, становлению трудовой деятельности, чувства коллективизма, товарищества.

 В педагогической литературе  есть разные виды игр, и любая  имеет свою характеристику и  классификацию. Более необходимыми играми в учебно-воспитательном процессе являются дидактические, ролевые, подвижные. Любая игра обязана быть преподнесена в доступной, эмоциональной форме и носить целенаправленный характер.

 Игра может быть  хорошим дополнением к учебному  процессу в развитии личных свойств ребёнка. Они индивидуальны и требуют личного подхода к каждому ребёнку, но есть и общие закономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и минусы, просит чувства меры и осторожности.

Информация о работе Развивающие игры младших школьников