Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:13, контрольная работа
В младшем школьном возрасте происходит продолжение формирования личности. Насколько легко ребёнок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Что такое – игра………………………………………………………………...5
2.Функции игры…………………………………………………………………...7
3.Структура игры………………………………………………………………...12
4.Влияние игры на развитие ребенка…………………………………………...14
5.Виды игр……………………………………………………………………..…20
5.1. Подвижные игры……………………………………………………………20
5.2. Сюжетно-ролевые игры……………………………………………………21
5.3. Компьютерные игры……………………………………………………..…23
5.4 Дидактические игры…………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список литературы…………………………………………………
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность. Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи. Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.
Таким
образом, существует множество
классификаций игр, все они
различаются по основе
Игра, таким
образом, способствует
Игра способствует выявлению творческих способностей, развитию личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, регулировать психофизическое состояние группы, снимать агрессию и психоэмоциональное напряжение, осваивать новые умения, развивать навыки и просто отдохнуть и повеселиться.
Заключение
В возрасте 6-7 лет у ребенка наступает период смены ведущего типа деятельности – переход от игры к направленному учению (у Д.Б. Эльконина "кризис 7 лет"). Поэтому при организации режима дня и учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия, способствующие гибкому переходу от одного ведущего типа деятельности к другому. Решая эту проблему, можно прибегнуть к широкому использованию игры в учебном процессе (познавательные и дидактические игры) и во время отдыха.
Младшие школьники только что вышли из периода, когда ролевая игра была ведущим типом деятельности. Для возраста 6-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Игры в жизни детей младшего школьного возраста продолжают занимать значительное место. Если спросить младших школьников, что они делают помимо учения, все они единодушно ответят: "Играем".
Потребность
в игре как подготовке к
труду, как выражению
В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Они характеризуются тем что, играя, школьник, берет на себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека. Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности.
Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. В их применениях осуществляются такие подходы: психологическая теория игры и социально-психологическая теория ролевого поведения. Объектом внимания игровых ситуаций ролевого характера является разрешение психологических конфликтов, оценочное отношение к себе и окружающим, мотивация поступков и т.д.
Особое внимание
следует обращать на
Дидактические
игры могут применяться для
повышения успеваемости учащихс
На протяжении
младшего школьного возраста
в детских играх происходят
существенные изменения:
Принимая
во внимание положительное
Педагогически
грамотно организованная игра
мобилизует умственные
Принципы
игрового общения,
1. Самоцельность и самоценность. Сущность игры в её процессе, а не в продуктовом результате, который если и может иметь место в игре то, как артефакт, в плане игры не предусмотренный и необязательный.
2. Основной мотив
вступления в игровое общение-
3. Добровольность.
Роли в игре не назначаются,
а выбираются самими играющими,
4. У игры
своя особая пространственно-
5. Игра всегда
конкретна, ситуативная,
6. Трехплановость. Каждый участник игры сочетает в себе одновременно жизненную позицию, социальную функцию и игровую роль. Последняя задаётся условиями игры. Социальная функция дана субъекту как члену определенного социума (каждый объект в этом случае функционер). Жизненная позиция никем и ничем не задается, а вырабатывается лично каждым субъектом.
Разумеется,
ни один из приведенных
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 682 с.
2. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда. - СПб.: НОУ "СОЮЗ", 2004. - 352 с.
3. Гуткина Н.И.
Психологическая готовность к
школе. - М.: Академический Проект, 2000.
- 3-е изд., перераб. и доп. - 184 с.
- (Руководство практического
4. Даргевичене
Л.И. Особенности личностных
5. Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. М.: Лабиринт, 2002 - 311 с.
6. Клюева Н.В.,
Касаткина Ю.В. Учим детей
7. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Педагогика, 2003. - 211 с.
8. Прутцман П. Дружный класс как маленькая планета. - СПб: Светлячок, 2000. - 584 с.
9. Развитие речи
детей младшего школьного
10. Сарджвеладзе
Н.И. Личность и ее
11. Селивёрстов
В.И. Дидактические игры с
12. Сенько Т.В.
Изучение межличностного
13. Сербина Е.Б. Развивающие игры для детей. - М.: Ространсфер, 1999. - 268 с.
14. Сиротюк А.Л. Обучение детей общению с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.
15. Слепович
Е.С. Игровая деятельность
16. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 2002. - 360 с.
17. Фопель К.
Как научить детей
18. Шпицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.Н., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. - 384 с.
Приложение
"Магазин игрушек"
Цель. Игра учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закрепляет навыки общения в общественных местах.
Дидактический материал - игрушки.
Ход игры. Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит:
У нас открылся магазин! Посмотрите, сколько в нём красивых игрушек! Вы сможете их купить, но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть её, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает её и продаст вам.
Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры:
- Здравствуйте! Я хочу купить у вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети.