Реабилитация глубоко умственно отсталых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Международной классификацией болезней МКБ-10 умственная отсталость глубокая (шифрF73) диагностируется при коэффициенте интеллекта (IQ) ниже 20 (в предыдущей версии классификации – МКБ-9 такое расстройство обозначалось как идиотия, вернее как олигофрения в степени идиотии). Вот только в реальности проверить развитие ребенка при этой форме интеллектуальной недостаточности с помощью психологических тестов (Векслера, Равена и др.) невозможно, так как больной просто не понимает смысла заданий и уж тем более не в состоянии их выполнить.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.
1. 1.Основные подходы к решению проблемы образования детей-инвалидов с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в современной России
1.2. Понятия «комплексная реабилитация», «педагогическая реабилитация» цель и принципы 5
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СИМПТОМАТИКИ
РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ.
2.1. Констатирующий эксперимент: анализ программно методического обеспечения процессов обучения и воспитания глубоко умственно-отсталых детей.
2.2. Формирующий эксперимент: содержание и методика педагогической реабилитации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

Файлы: 1 файл

Реабилитация глубоко умственно отсталых детей1.docx

— 59.62 Кб (Скачать файл)

Реабилитация глубоко умственно отсталых  детей 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I.  НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.

1. 1.Основные подходы к решению проблемы образования детей-инвалидов с умеренной  и тяжелой степенью умственной отсталости в современной России

1.2. Понятия  «комплексная реабилитация», «педагогическая реабилитация»  цель и принципы    5  

 

Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СИМПТОМАТИКИ

РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ.

2.1. Констатирующий эксперимент: анализ программно методического обеспечения  процессов обучения и воспитания глубоко умственно-отсталых детей.

2.2.  Формирующий эксперимент: содержание и методика педагогической  реабилитации.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35  
ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Глубокая умственная отсталость (идиотия) – самаятяжелая степень интеллектуальной недостаточности. Встречается примерно у 5% детей с врожденнымслабоумием. В большинстве случаев при глубокой умственной отсталости имеются также тяжелые соматические заболевания, аномалии развития различных органов и систем, грубые неврологические расстройства с парезами и параличами, нарушения зрения и слуха.

В соответствии с Международной классификацией болезней МКБ-10 умственная отсталость глубокая (шифрF73) диагностируется при коэффициенте интеллекта (IQ) ниже 20 (в предыдущей версии классификации – МКБ-9 такое расстройство обозначалось как идиотия, вернее как олигофрения в степени идиотии). Вот только в реальности проверить развитие ребенка при этой форме интеллектуальной недостаточности с помощью психологических тестов (Векслера, Равена и др.) невозможно, так как больной просто не понимает смысла заданий и уж тем более не в состоянии их выполнить.

Сделать вывод о степени нарушения интеллекта при умственной отсталости глубокой можно путем тщательного наблюдения за поведением ребенка в динамике, анализе его способности к общению, выражению эмоций, освоению навыков самообслуживания.  

Диагностика

  1. Еще в начале 20 века Бине и Симон охарактеризовали идиотию, как неспособность словесно общаться с другими людьми, то есть понимать их речь и выражать словесно свои мысли (если это не связано с нарушением слуха и речи).  Обычно при глубокой умственной отсталости больные произносят лишь нечленораздельные звуки и в редких случаях – несколько простых слов.
  2. Общение невозможно или ограничивается элементарными жестами и гримасами, выражающими удовлетворение или недовольство.
  3. Главное в поведении – удовлетворение потребности в пище. Чувства радости, печали, страха отсутствуют. Такие дети обычно никогда не смеются и не плачут.
  4. Игровая деятельность отсутствует (игрушки ломают или засовывают в рот).
  5. Движения плохо координированы, бесцельны и хаотичны (раскачивание туловища, кивание головой). Зачастую, если имеется глубокая умственная отсталость, больные вообще прикованы к постели или их подвижность ограничена пределами комнаты.
  6. Физиологические отправления не регулируются.
  7. Самостоятельный прием пищи зачастую затруднен – нарушено глотание, жевание, отсутствуют навыки пользования столовыми приборами. Кроме того из-за нарушения вкуса и обоняния дети с умственной отсталостью глубокой могут поедать несъедобные продукты, нечистоты, жуют все, что попадается под руку.
  8. Ребенок и взрослый при этой патологии нуждается в постоянном постороннем уходе.

Принципы оказания помощи

Полностью и даже частично компенсировать интеллектуальный дефект при выраженном снижении интеллекта невозможно. А вот добиться усвоения элементарных бытовых навыков самообслуживания и опрятности, выучить 10-15 простых слов, понять назначение некоторых предметов и вещей при достаточно упорной многомесячной работе вполне реально.

При сопутствующих соматических заболеваниях и неврологических расстройствах при необходимости назначается симптоматическое лечение с использованием ноотропов, витаминов, общеукрепляющих средств, противосудорожных и седативных препаратов. Большое значение при наличии глубокой умственной отсталости имеет правильно организованное питание, регулярное пребывание на свежем воздухе, посильная физическая активность. Существуют и специальные методики стимуляции умственных способностей с использованием точечного массажа, пальчиковой гимнастики, логопедического массажа, ЛФК, музыкотерапии. Такой подход эффективен, если идиотия диагностирована и начато соответствующее лечение  в первые месяцы и годы жизни малыша.

В остальных ситуациях, если имеется умственная отсталость глубокая, остается только ухаживать за больным, сопереживать. Вспомним Достоевского: «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества».

 

Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

К сожалению, в настоящее время в России социальная работа с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии находиться в стадии формирования. Этим и определяется актуальность исследования.

Вопросами помощи глубоко умственно отсталым детям занимались Маллер А.Р., Цикото Г.В., Мастюкова Е.М.

Объект исследования - процесс педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии.

Предмет исследования - организация деятельности специалиста по реабилитации в решении проблем детей с глубоко отклонениями в умственном развитии.

Цель исследования: изучить  теоретические и методические основы комплексной педагогической реабилитации и спрогнозировать этапы работы  по теме.

 

Для достижения поставленной цели исследования потребовалось решить  следующие задачи:

1.Проанализировать психологические  проблемы реабилитации в отечественной  педагогике.

2. Выявить  проблемы реабилитационной работы детей с глубокими отклонениями в умственном развитии.

3. Определить меру реабилитационного воздействия адаптации ребёнка.

4. Изучить степень воздействия  реабилитационных мероприятий на  детей со сложным дефектом.

5. Проанализировать реабилитационный  период с детьми, имеющими отклонения  в  глубоком умственном развитии.

6. Определить пути реабилитации  совершенствования  работы с глубоко умственно отсталыми детьми.

Методы исследования: анализ и обобщение теоретических положений по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта. 

Теоретическая основа работы: исследования таких авторов, как Выготский Л.С., Рубинштейн С.Я., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Конева Е.В., Чугунова Т.Б., Солондаев В.К., Зарин А., Логинова Е.Т., Щербакова А.М., Москаленко Н.В., Сементайн Н.А.  

 

 

 

 

Глава I.  НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.

1.1.Основные подходы к решению проблемы образования детей-инвалидов с умеренной  и тяжелой степенью умственной отсталости в современной России

До недавнего времени в России существовала практика разделения детей на «обучаемых» и «необучаемых. Права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (ООН):

    • Всеобщей декларацией прав человека
    • Декларацией о правах инвалидов
    • Декларацией о правах умственно отсталых лиц
    • Конвенцией о правах ребенка
    • Конституцией Российской Федерации.

 

    • Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.):

...Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

...Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности... и стать полезным членом общества.

 

    • Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971г.:

 

1. Умственно отсталое  лицо имеет в максимальной  степени осуществимости те же  права, что и другие люди.

2. Умственно отсталое  лицо имеет право на надлежащее  медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности  и покровительство, которые позволят  ему развивать свои способности  и максимальные возможности.

3. Умственно отсталое  лицо имеет право на материальное  обеспечение и на удовлетворительный  жизненный уровень. Оно имеет  право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей.

 

    • Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 года:

 

…2.  Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье.

3.  Инвалиды имеют неотъемлемое  право на уважение их человеческого  достоинства. Инвалиды, каковы бы  ни были происхождение, характер  и серьезность их увечий или  недостатков, имеют те же основные  права, что и их сограждане  того же возраста, что в первую  очередь означает право на  удовлетворительную жизнь, которая  была бы как можно более  нормальной и полнокровной.

…6. Инвалиды имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную ремесленную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции...

 

    • Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.):

 

...Статья 2

1. Государства-участники  уважают и обеспечивают все  права, предусмотренные настоящей  Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их  юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических  или иных убеждений, национального, этнического или социального  происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

 

... Статья 23

1. Государства-участники  признают, что неполноценный в  умственном или физическом отношении  ребенок должен вести полноценную  и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности  в себе и облегчают его активное  участие в жизни общества.

2. Государства-участники  признают право неполноценного  ребенка на особую заботу и  поощряют и обеспечивают предоставление  при условии наличия ресурсов  имеющему на это право ребенку  и ответственным за заботу  о нем помощи, о которой подана  просьба и которая соответствует  состоянию ребенка и положению  его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.

3. В признание особых  нужд неполноценного ребенка  помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется  по возможности бесплатно, с учетом  финансовых ресурсов родителей  или других лиц, обеспечивающих  заботу о ребенке, и имеет целью  обеспечение неполноценному ребенку  эффективного доступа к услугам  в области образования, профессиональной  подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки  к трудовой деятельности и  доступа к средствам отдыха  таким образом, который приводит  к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную  жизнь и достижению развития  его личности, включая культурное  и духовное развитие ребенка.

 

...Статья 28

1. Государства-участники  признают право ребенка на  образование, и с целью постепенного  достижения осуществления этого  права на основе равных возможностей  они, в частности:

а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование...

2. Государства-участники  принимают все необходимые меры  для обеспечения того, чтобы школьная  дисциплина поддерживалась с  помощью методов, отражающих уважение  человеческого достоинства ребенка  и в соответствии с настоящей  Конвенцией....

 

… Статья 29

1. Государства-участники  соглашаются в том, что образование  ребенка должно быть направлено  на:

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме...

б) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия...

2. Никакая часть настоящей  статьи или статьи 28 не толкуется  как ограничивающая свободу отдельных  лиц и органов создавать учебные  заведения и руководить ими  при условии постоянного соблюдения  принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения  требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены  государством...

Информация о работе Реабилитация глубоко умственно отсталых детей