Реабилитация глубоко умственно отсталых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Международной классификацией болезней МКБ-10 умственная отсталость глубокая (шифрF73) диагностируется при коэффициенте интеллекта (IQ) ниже 20 (в предыдущей версии классификации – МКБ-9 такое расстройство обозначалось как идиотия, вернее как олигофрения в степени идиотии). Вот только в реальности проверить развитие ребенка при этой форме интеллектуальной недостаточности с помощью психологических тестов (Векслера, Равена и др.) невозможно, так как больной просто не понимает смысла заданий и уж тем более не в состоянии их выполнить.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.
1. 1.Основные подходы к решению проблемы образования детей-инвалидов с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в современной России
1.2. Понятия «комплексная реабилитация», «педагогическая реабилитация» цель и принципы 5
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СИМПТОМАТИКИ
РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ.
2.1. Констатирующий эксперимент: анализ программно методического обеспечения процессов обучения и воспитания глубоко умственно-отсталых детей.
2.2. Формирующий эксперимент: содержание и методика педагогической реабилитации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

Файлы: 1 файл

Реабилитация глубоко умственно отсталых детей1.docx

— 59.62 Кб (Скачать файл)

В 1998 году была издана программа «Подготовка глубоко умственно отсталых детей к обучению в школе», авторы-составители: Т.В.Воронецкая, А.Ю.Заровняева, А.И.Рудштейн, Е.В.Третьякова. Данная программа состоит из трех программных разделов «Сенсорному воспитанию и развитию элементарных математических представлений», «Развитию речи», «Адаптации жизненных потребностей». Перед каждой программой помещена пояснительная записка, включающая в себя сведения об особенностях психического развития детей с глубокой умственной отсталостью, целями, задачами, принципами их обучения и воспитания, снабжены примерным перечнем оборудования занятий; в конце предлагаются материалами по отслеживанию динамики развития детей. Данная программа может быть полезна педагогам и психологам специальных (коррекционных) и реабилитационных учреждений.

Программа,  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» (2005 г.) авторов Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. отражает современное понимание процесса  воспитание и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.

Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющим умственную отсталость легкой формы (по МКБ – 9, такие нарушения интеллекта определялись как олигофрения в степени дебильности). Вместе с тем апробация программы показала, что  дети с умственной отсталостью в умеренной форме при ранней и целенаправленной коррекционно-развивающей работе овладевают основным  содержанием предложенного программного материала, что создает условия для раскрытия имеющихся у них потенциальных возможностей развития.   Особенность этой программы: материал в ней распределен по 4 этапам обучения. Сроки работы по каждому этапу предлагаются ориентировочные и могут быть:

1.-  от 6мес. до  1 года;

2.-  от 1 года до 1,5 лет

3.-  1,5 года.

Предлагаемая программа может быть полностью или частично использована  специалистами учреждений работающих с детьми с умственной отсталостью.

Программа «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста» авторы О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова, предназначена для работы с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста, находящимися в специальных детских садах, детских домах и дошкольных группах при вспомогательных школах-интернатах.

Программа рассчитана на четырехлетний срок обучения (возраст детей от 3 – 4 до 7 – 8 лет). Материал в программе изложен по годам обучения и в некоторых разделах распределен по кварталам. Усвоение программы обеспечивает подготовку умственно отсталого ребенка к дальнейшему обучению во вспомогательной школе.

Программа составлена с учетом особенностей умственного, речевого, нравственного и физического развития дошкольников с нарушениями интеллекта, а также с учетом особенностей психического развития ребенка, его возраста и характера ведущего вида деятельности. В ней раскрываются условия обучения, содержание и методы, обеспечивающие коррекционную направленность воспитательно-образовательной работы.

Программа опирается на сложившиеся представления о структуре дефекта умственно отсталого ребенка, где на первый план выступают нарушение интеллектуальной деятельности (первичное нарушение) и возникающие на этом фоне вторичные отклонения, которые заключаются в недоразвитии эмоционально-волевой сферы, физической ослабленности, нарушении поведения. У всех детей, страдающих олигофренией, имеется своеобразное недоразвитие речи, выражающееся в искаженном восприятии и воспроизведении звуков речи, бедности и конкретности словаря, однообразии упрощенности грамматических конструкций. В подходе к воспитанию и обучению, реализованном в программе нашли отражение оптимистические взгляды на возможности психического развития аномального ребенка, что впервые было сформулировано Л.С.Выготским [14] как положение о ведущей роли обучения в процессе психического развития человека.

В программе представлены основные виды занятий, которые включены в учебный план для специальных дошкольных учреждений указанного профиля. Выделение разделов программы и их соподчинение обусловлено наличием в каждом возрастном периоде ведущих видов деятельности и их ролью во всестороннем развитии личности ребенка. Педагогические задачи для каждого возраста успешнее всего решаются при правильном выборе видов деятельности и обеспечении оптимальных условий для их формирования. Такими видами деятельности в дошкольном возрасте являются игра, изобразительная деятельность и труд. Необходимым условием успешного психического развития умственно отсталого ребенка является его физическое здоровье. В программе имеется раздел «Физическое воспитание». В коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста особое внимание уделяется воспитанию у них культурно-гигиенических навыков и самообслуживания, приобщению к различным видам труда (в быту, в природе, на занятиях), формированию положительного отношения к труду взрослых. Перечисленные задачи реализуются программой в разделе «Труд». Центральным разделом программы является «Игра». Оказывая решающее влияние на весь ход психического развития в дошкольном возрасте, игра в ее разных формах позволяет решать широкий круг коррекционно-воспитательных задач. Уровень развития игровой деятельности ребенка во многом определяет характер и содержание других видов деятельности. С разделом «Игра» тесно связаны разделы «Изобразительная деятельность» и «Конструирование». Известно, что в процессе изобразительной и конструктивной деятельности создаются особые условия для образного отражения окружающей действительности» реализации жизненного и игрового опыта ребенка. Осуществление направленного руководства деятельностью детей оказывает огромное влияние на их личностное развитие. Кроме того, только на основе сформированной игровой и продуктивной деятельности оказывается возможным переход ребенка на более высокий уровень – к обучению в школе, к овладению учебной деятельностью.

В тесной связи с овладением различными видами деятельности и по мере расширения представлений об окружающем мире у умственно отсталых дошкольников, как и у их сверстников с нормальным интеллектом, развивается речь. Учитывая специфику речевого развития, обусловленную интеллектуальным дефектом, чрезвычайно важно создавать специальные условия, способствующие более полному овладению умственно отсталыми детьми способами речевого общения, развитию понимания речи, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. Следует также проводить специальную работу по коррекции недостатков произношения, нарушений голоса и т.д. Этой цели служит раздел программы «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим».

Для развития мышления и подготовки к усвоению математики в школе у умственно отсталых дошкольников формируют первоначальные представления о форме, величине, временных и пространственных отношениях, количестве и счете. Во время занятий по формированию элементарных математических представлений дети учатся пересчитывать предметы, объединять и разъединять, увеличивать и уменьшать группы предметов в заданных пределах, прямому и обратному счету; сравнению предметов по величине и форме; ориентировке в пространстве и во времени. Общеразвивающая и коррекционная работа с умственно отсталыми дошкольниками проводится на музыкальных занятиях. Музыкальное воспитание также выделено в самостоятельный раздел.

Коррекционно-воспитательные задачи решаются не только на фронтальных (групповых) занятиях, но и в процессе индивидуальной работы с умственно отсталыми детьми. Целостность программы достигается благодаря тесной связи разных разделов друг с другом. Как все разделы программы в совокупности, так и каждый в отдельности дают возможности для решения основных коррекционно-воспитательных задач. Продолжительность занятий на I–II годах обучения составляет 20 – 25 мин, на III–IV – 30 – 35 мин. Две недели в начале учебного года отводится на обследование и две недели в конце учебного года – на проверку усвоения детьми программного материала. Группа 1 года обучения обследуется один месяц. В программе имеются приложения: «Режимы дня для групп I–II и III–IV годов обучения», «Учебные планы для групп I–II и III–IV годов обучения», «Примерные расписания занятий для групп I – II и III – IV годов обучения». При использовании программы должны быть учтены региональные, культурные, этнографические условия, в которых находится конкретное учреждение. При работе с данной программой требуется творческое применение всего материала, предполагающее его видоизменение в зависимости от контингента детей, их преддошкольной подготовки. Особенно необходимо творческое использование программы в тех случаях, когда коррекционно-образовательный процесс осуществляется с детьми, находившимися ранее в условиях социальной депривации. Программу можно также использовать при организации воспитательной работы с умственно отсталыми детьми в условиях семьи. Отношение к детям в специальном дошкольном учреждении должно быть пронизано любовью к ним, эмоционально насыщено и направлено на пробуждение у детей потребности действовать как взрослые. Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы, поэтому недопустима жесткая регламентация деятельности детей, эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Материалы программы в определенной степени могут быть применены при обследовании детей на медико-педагогических комиссиях в диагностических целях. Программа адресована учителям-дефектологам и воспитателям данного типа учреждений.

В.В.Воронкова, отмечает, что школе для умственно отсталых детей вся система предлагаемых ученикам знаний значительно упрощена. Объем учебного материала резко сокращен за счет исключения теоретических предпосылок и сложных правил. В программы не включены химия, физика, иностранный язык и ряд других предметов. Учащиеся этой школы получают образование, которое не может быть приравнено к цензовому. Вместе с тем принципы научности, систематичности и доступности, приобретаемых ими знаний сохраняются, хотя и реализуются на сниженном уровне. Принцип прочности усвоения знаний и способов деятельности также по-разному реализуется в каждом типе специальной школы. Этот принцип предполагает работу, направленную преимущественно на закрепление знаний, на включение их в определенные системы, на использование различным образом организованных повторений пройденного материала. Всегда имеются в виду вариативные повторения, дающие возможность более глубоко понять учебный материал и закрепить его в памяти. При этом не отвергаются его многократные повторения, однако им не отводится решающего места. Большое внимание уделяется развитию произвольной памяти и обучению детей способам логического запоминания. Широко применяется принцип сравнения. Конечно, во всех случаях и во всех специальных шкалах применяется вербализация учебного материала и способов деятельности.

При обучении всех категорий детей с отклонениями в развитии исключительно большое значение имеет принцип индивидуального подхода к учащимся, который реализуется на всех этапах работы со школьниками от первого класса до последнего. Выполнение этого принципа требует от учителя знаний об особенностях, присущих каждому ученику. Применение данного принципа несколько облегчается за счет малой наполняемости классов, наличием индивидуальных занятий коррекционного плана (лечебная физкультура, слуховая и логопедическая работа, упражнения на тренажерах и другое). Принцип индивидуального подхода к ученикам – один из основных принципов коррекционной педагогики. Без его соблюдения немыслима работа специальной школы. При применении принципа сознательности и активности обучения используются различные приемы и способы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность учащихся, способствующие восприятию, запоминанию, сохранению, переработке учебного материала, его самостоятельному анализу и обобщению и последующему применению. В школах для умственно отсталых детей педагог последовательно, шаг за шагом, руководит мыслительной деятельностью учащихся. Постоянно побуждает их к выполнению тех или иных заданий, оставляя без помощи лишь на короткое время, постепенно приучая к самостоятельности, путем подбора задач и постановки вопросов, требующих активного подхода к ним. Каждая, самая незначительная попытка самостоятельно применить полученные знания для выполнения предложенных заданий всячески поддерживается и одобряется.

Анализ программ показал не только наличие пробелов в программном обеспечении, но и морально устаревшее содержание имеющихся программ.

— Нет программы, отражающей современные достижения специальной психологии, коррекционной педагогики, олигофренопедагогики, медицины, специальных методик, техники и других отраслей знаний.

— Не определены пути и средства осуществления преемственности в работе специалистов по решению воспитательных, образовательных и коррекционных задач.

— Нет рекомендаций по организации индивидуального подхода и применению дифференцированных форм обучения.

— В настоящее время недостатки программного обеспечения восполняются педагогическими и методическими рекомендациями, использованием передового педагогического опыта.

Вывод по главе2.1. Изучая имеющиеся программы, мы пришли к следующим выводам:

1. Назрела необходимость  в создании современной “Программы  коррекционного воспитания, развития  и  обучения глубоко умственно  отсталых детей и подростков  в ОДДИ для УОД”.

2. Программа, созданная творческим  союзом учёных и практиков, должна  быть апробирована в учреждении, для которого разработана.

 

 

 

2.2.Содержание и методика  педагогической реабилитации.

 

       Педагогический аспект реабилитации детей с тяжелыми  нарушениями в развитии включает формирование, коррекцию и компенсацию функций в процессе образования  (как общего, так и специального) методами обучения, воспитания, развития, восстановления нарушенных связей в разных областях развития. В широком смысле слова основные цели образования и реабилитации совпадают и направлены на наиболее полную интеграцию личности в общество.

Для детей с наиболее тяжелыми интеллектуальными нарушениями осуществляется доступная им социально-трудовая адаптация для возможно полной интеграции в общество. В процессе образования развиваются способности  к самореализации в социуме, к формированию среды общения, осуществляется подготовка  к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, происходит обучение досугу, обеспечивается  сохранение и укрепление здоровья, формирование способности к саморегуляции.

Педагогическая коррекционная работа ставит перед собой цель – доразвитие и исправление психических  и физических функций ребенка в процессе его образования, социальную реабилитацию и интеграцию в общество и включает коррекционное обучение, воспитание  и  развитие.

Коррекционное обучение направлено на усвоение знаний и социального опыта специальными методами, учитывающими недостатки психического  и физического развития ребенка.

Информация о работе Реабилитация глубоко умственно отсталых детей