Реабилитация глубоко умственно отсталых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Международной классификацией болезней МКБ-10 умственная отсталость глубокая (шифрF73) диагностируется при коэффициенте интеллекта (IQ) ниже 20 (в предыдущей версии классификации – МКБ-9 такое расстройство обозначалось как идиотия, вернее как олигофрения в степени идиотии). Вот только в реальности проверить развитие ребенка при этой форме интеллектуальной недостаточности с помощью психологических тестов (Векслера, Равена и др.) невозможно, так как больной просто не понимает смысла заданий и уж тем более не в состоянии их выполнить.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.
1. 1.Основные подходы к решению проблемы образования детей-инвалидов с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в современной России
1.2. Понятия «комплексная реабилитация», «педагогическая реабилитация» цель и принципы 5
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СИМПТОМАТИКИ
РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ.
2.1. Констатирующий эксперимент: анализ программно методического обеспечения процессов обучения и воспитания глубоко умственно-отсталых детей.
2.2. Формирующий эксперимент: содержание и методика педагогической реабилитации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

Файлы: 1 файл

Реабилитация глубоко умственно отсталых детей1.docx

— 59.62 Кб (Скачать файл)

 

Статья 31

1. Государства-участники  признают право ребенка на  отдых и досуг, право участвовать  в играх и развлекательных  мероприятиях, соответствующих его  возрасту, и свободно участвовать  в культурной жизни и заниматься  искусством.

2. Государства-участники  уважают и поощряют право ребенка  на всестороннее участие в  культурной и творческой жизни  и содействуют предоставлению  соответствующих и равных возможностей  для культурной и творческой  деятельности, досуга и отдыха...

 

Статья 39

Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной интеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и интеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.

 

    • Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96):

 

...Правило 6. Образование

 

Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Им следует обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования.[34]

 

1. Ответственность за  образование инвалидов в интегрированных  структурах следует возложить  на органы общего образования. Следует обеспечить, чтобы вопросы, связанные с образованием инвалидов, являлись составной частью национального  планирования в области образования, разработки учебных программ  и организации учебного процесса.[34]

2. Обучение в обычных  школах предполагает обеспечение  услуг переводчиков и других  надлежащих вспомогательных услуг. Следует обеспечить адекватный  доступ и вспомогательные услуги, призванные удовлетворять нужды  лиц с различными формами инвалидности...[34]

4. В тех государствах, где образование является обязательным, его следует обеспечивать для  детей обоего пола с различными  формами и степенями инвалидности, включая самые тяжелые формы.[34]

8. В случаях, когда система  общего школьного образования  все еще не удовлетворяет адекватным  образом потребностям всех инвалидов, можно предусмотреть специальное  обучение. Оно должно быть направлено  на подготовку учащихся к обучению  в системе общего школьного  образования. Качество такого обучения  должно отвечать тем же стандартам  и целям, что и обучение в  системе общего образования, и  должно быть тесно с ним  связано. Для учащихся-инвалидов  следует, как минимум выделять  ту же долю ресурсов на образование, что и для учащихся, не являющихся  инвалидами. Государствам следует  стремиться к постепенной интеграции  специальных учебных заведений  в систему общего образования. Как известно, в настоящее время  специальное обучение, возможно, является  в ряде случаев наиболее приемлемой  формой обучения некоторых учащихся  инвалидов.[34]

 

        Право  «особого» ребенка на школьное  обучение регламентировано Российским  законодательством вполне определенно  и твердо. Это право, помимо признанных  Россией международных документов, определяется, прежде всего Конституцией РФ:

 

1. Каждый имеет право  на образование.

2. Гарантируются общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального  образования…

 

Прямым гарантом права «особого» ребенка на школьное обучение выступает Закон «Об образовании».

 

Статья 50

 

…10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

        Либерализация  российского общества конца 80-х - начала 90-х годов привела к  коренному изменению законодательной  базы в области социальной  помощи детям с особенностями  развития. К настоящему моменту  в значительной степени подготовлены  необходимые условия (законодательная  основа) для постепенной интеграции  детей с особенностями развития  в общество. Таким образом, сложилась  парадоксальная ситуация: прогрессивные  изменения законодательства оказались  невостребованными и почти не  коснулись практики.

 

1.2. Понятия  «комплексная  реабилитация», «педагогическая реабилитация», цель и принципы.

 

Согласно  Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95.г.»

Статья 9.Понятие реабилитации инвалидов

     Реабилитация  инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально - экономических  мероприятий, направленных на устранение  или возможно более полную  компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья  со стойким расстройством функций  организма. Целью реабилитации являются  восстановление социального статуса  инвалида, достижение им материальной  независимости и его социальная  адаптация. (……)

 

Статья 18. Воспитание и обучение детей - инвалидов

 

     Образовательные  учреждения, органы социальной защиты  населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта  обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально - бытовую адаптацию детей - инвалидов.

(….)

     При невозможности  осуществлять воспитание и обучение  детей - инвалидов в общих или  специальных дошкольных и общеобразовательных  учреждениях органы управления  образованием и образовательные  учреждения обеспечивают с согласия  родителей обучение детей - инвалидов  по полной общеобразовательной  или индивидуальной программе  на дому. (….)

 

Комплексная реабилитация  детей с ОВ вследствие заболеваний нервной системы подразумевает проведение системы специальных мероприятий, направленных на восстановление (развитие, формирование) психических функций, процессов, свойств, способностей позволяющих ребенку усваивать и выполнять различные социальные роли, адаптироваться в обществе.

Т.е. после завершения цикла интенсивного восстановительного лечения-терапии, ЛФК, физиотерапии и пр. должны входить меры психологической, педагогической и социальной реабилитации.

Цель реабилитации – решение задачи исчерпания его индивидуального реабилитационного потенциала.

Реабилитационный потенциал – это разность значений тяжести ограничения жизнедеятельности до реабилитации и по прогнозу в результате применения медицинских, психологических, педагогических и социальных мер реабилитации.

МНН – международная номенклатура нарушений  (МНН, ВОЗ Женева, перев. РАМН, Москва 1994)  предлагает базовую формализованную алгоритмизацию процесса комплексной реабилитации, который скалывается как система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, спланированных с учетом индивидуальных  и возрастных   особенностей; направленных на устранение или возможно более полную компенсацию имеющихся ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности.

Смысл реабилитации не в определении ущербности (..), а  выявлении потенциальной возможности ребенка с отклонениями в развитии, насколько это возможно, войти в социум и максимально реализовать свои способности, чтобы не стать обузой общества  и его (либо) изгоем.

Результатом реабилитационных мероприятий является полная или частичная компенсация имевшегося у инвалида ограничения жизнедеятельности, т.е. уменьшения ее тяжести.

Реабилитационные мероприятия направлены на устранение педагогической и социальной запущенности, проведение профессиональной  ориентации с учетом интеллектуальных, сенсорных и речевых личностных возможностей детей и подростков с отклонениями в развитии. 

По отношению к детям показатели социализации должны рассматриваться в аспектах возможностей самообслуживания ребенка-инвалида, его интеграции в игровую и познавательную деятельность здоровых сверстников, а также в аспекте его будущей интеграции в общество во всех областях жизни последнего.

Педагогическая реабилитация есть воспитание или обучение в процессе которого происходит педагогическая коррекция, которая зависит от сложности дефектов (различной степени тяжести опорно-двигательного аппарата в сочетании  с нарушениями интеллекта, речи,  зрения, слуха и т.д.).

Педагогическая реабилитация  осуществляется в процессе специального обучения и воспитания, педагогической поддержке детей с отклонениями в развитии.

Маршрут педагогической реабилитации в зависимости от установленного ведущего педагогического фактора составляется в реабилитационном учреждении на основании ИПР.

Педагогическая реабилитация систематическая, последовательная и опирается на основополагающие принципы реабилитационной работы, а именно:

- принцип ступенчатости, позволяет вести реабилитационную  работу с постепенным нарастанием  ее интенсивности, переключаться  с одного вида деятельности  на другой;

- принцип диалектического  единства, создает возможности не  только для последнего, но и  одновременного сочетания медицинской, социальной и психолого-педагогической  реабилитации, умелого сочетания  силы и сложности реабилитационных  процессов;

- принцип разносторонности, учитывает многоаспектность процесса  реабилитации, сочетание различных  сфер реабилитации 9семейно-бытовой, культурно-просветительной и иных);

- принцип партнерства, предполагает  вовлечение самого ребенка\подростка  с отклонениями в развитии  в активный коррекционный процесс, т.е. превращение его из объекта  в субъект реабилитации с целью  восстановления его социально-психологического  статуса и интеграции в общество.

При проведении медицинских, психологических, педагогических и коррекционных мероприятий необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Исходя из  соблюдения правил закрепленных в Конвенции о правах ребенка, стремится  к реализации права на образование предусматривающего, прежде  всего развитие личности, умственных и физических способностей, а также права ребенка с отклонениями в развитии на сохранение своей индивидуальности.
  2. Включение в коррекционно-развивающее занятие всех детей в том числе и детей с множественными отклонениями в развитии, разрабатывая для каждого из них индивидуальную программу развития и коррекции.
  3. При оценке динамики не сравнивать его с другими детьми, а сравнивать с его же показателями на предыдущем этапе развития. Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка, реально представлять дальнейшие возможности его развития и социальной адаптации.
  4. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, формировать чувство психологической безопасности, относится к ребенку с пониманием специфики его трудностей и проблем развития, стремиться в каждом ребенке найти сохранные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опереться в педагогической работе.
  5. Относится ко всем детям в том числе к физически ослабленным, неуравновешенным, легко возбудимым, доброжелательно, ровно, терпеливо.
  6. Терпеливо обучать ребенка умению использовать апробированный способ действия в сходных условия, переключаться с одного способа действия на другой, при выполнении заданий стимулировать творчество и изобретательность. Постепенно, но систематически включать ребенка  в самостоятельное оценивание своей работы.
  7. Разрабатывать для каждого программу по рациональной организации, гигиене умственной и физической деятельности направленной на предупреждение утомления, приучать ребенка к определенному режиму дня.

 

Специалисты должны соблюдать профессиональную этику. Диагноз и прогноз каждого ребенка должны быть предметом профессиональной тайны специалистов.

В процессе коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста необходимо использовать особые приемы и методики с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, элементарную трудовую, все виды продуктивной деятельности, но основное внимание уделять игре, как ведущей деятельности.

Информация о работе Реабилитация глубоко умственно отсталых детей