Реабилитация глубоко умственно отсталых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Международной классификацией болезней МКБ-10 умственная отсталость глубокая (шифрF73) диагностируется при коэффициенте интеллекта (IQ) ниже 20 (в предыдущей версии классификации – МКБ-9 такое расстройство обозначалось как идиотия, вернее как олигофрения в степени идиотии). Вот только в реальности проверить развитие ребенка при этой форме интеллектуальной недостаточности с помощью психологических тестов (Векслера, Равена и др.) невозможно, так как больной просто не понимает смысла заданий и уж тем более не в состоянии их выполнить.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.
1. 1.Основные подходы к решению проблемы образования детей-инвалидов с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в современной России
1.2. Понятия «комплексная реабилитация», «педагогическая реабилитация» цель и принципы 5
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СИМПТОМАТИКИ
РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ.
2.1. Констатирующий эксперимент: анализ программно методического обеспечения процессов обучения и воспитания глубоко умственно-отсталых детей.
2.2. Формирующий эксперимент: содержание и методика педагогической реабилитации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

Файлы: 1 файл

Реабилитация глубоко умственно отсталых детей1.docx

— 59.62 Кб (Скачать файл)

Коррекционное воспитание – это воспитание типологических свойств, качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитие направлено на исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование  физических и психических функций.

Поскольку нарушения в значительной степени отличаются друг от друга в своих проявлениях, то  в зависимости от конкретного заболевания, особенностей психофизического развития детей, тяжести ограничения их жизнедеятельности и возрастных особенностей определяется специфика организации, содержания, методов реабилитации  в процессе воспитания и обучения.

Существуют разные варианты программ в том числе и для  умственно отсталых детей и с тяжелыми психоневрологическими заболеваниями.

Под коррекционно-развивающей работой понимается система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации.

Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.

 

Принципы проведения коррекционно-развивающей работы

 

Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками, является практической областью, поэтому должна опираться на глубокое понимание предмета, а также иметь под собой методологические основания.

 

В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы (от латинского – начало, основа) – исходные положения, определяющие построение программы работы и мировоззрение специалистов, гуманизма – веры в возможности ребенка, субъектного, позитивного.

  • Применение принципа гуманизма неизбежно требует разворачивания в практике работы творческого позитивного подхода. Если мы действительно признаем уникальность и неповторимость каждой личности, значит, не может быть универсальных форм и способов работы по ее развитию и коррекции. Реализация гуманистического подхода предполагает поиск позитивного созидающего начала – ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Говоря о реализации принципа в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, важно не подменять гуманизм жалостью, за которой скрывается неверие в позитивные силы и качества. Гуманизм, основанный на вере в позитивные силы и возможности человека, предполагает прежде всего субъект – субъектный, позитивный подход при проведении коррекционно-развивающей работы.
  • Принцип системного подхода – предполагает понимание человека как целостной системы. Он особенно эффективен при анализе изменений в поведении и развитии человека, т.к. требует изучение всех подсистем человека и их взаимосвязей, взаимообусловленности и взаиморазвития.

 В соответствии с  принципом системности организация  коррекционно-развивающей работы  с детьми и подростками, имеющими  трудности в развитии, должна  опираться на компенсаторные  силы и возможности ребенка.

  • Принцип реальности – предполагает, прежде всего учет реальных возможностей ребенка и ситуации. А это значит, что коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.

Следует специально отметить, что реалистичность – не самоцель, а условие успешной адаптации и развития. Фантазии, являясь важной ресурсной основой жизни ребенка и подростка, не должны становится основными механизмами планирования и оценки собственных перспектив. Специалисту, проводящему коррекционно-развивающую работу, важно помочь ребенку принять себя таким, какой он есть, отделить реальные возможности от “фантазийных”, идеальных установок.

  • Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка. При нарушениях развития деятельность, свойственная тому или иному возрасту, может формироваться с опозданием и не в полном объеме, ограничивая тем самым возрастное развитие ребенка.
  • Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов. Даже при использовании групповых форм работы коррекционно-развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент и проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития.

 

Направления коррекционно-развивающей работы

 

Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если конкретные задачи коррекционно-развивающей работы определяются с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза.

В связи с этим обозначим некоторые моменты, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:

  1. Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
  2. Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
  3. Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.
  4. Коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.
  5. Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше.
  6. Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.

Таким образом, коррекционная работа, обеспечивающая формирование навыков у детей, предполагает:

  • Детальное диагностическое обследование ребёнка,  которое важно для уточнения стартовых возможностей, прогнозов темпов обучения;
  • Взаимодействие с врачами-специалистами целью получения полной информации о развитии ребёнка и консультаций о состоянии его здоровья;
  • Построение занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • Построение обучения по спиралям (на каждом следующем этапе усложнение задач работы; в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются);
  • Использование игровой мотивации на всех занятиях;
  • Совместная работа учителя, инструктора ЛФК, воспитателя, пед.доп.образования, логопеда, психолога, дефектолога, родителей (всех участников взаимодействующих с ребенком).

 

Основные направления работы узких специалистов, наиболее часто встречающиеся в практике при работе с детьми и подростками

 

Варианты программ воспитания и обучения зависят от выраженности нарушений. В качестве значимых признаков при выборе варианта или программы обучения для умственно-отсталых детей  должны быть:

    • эмоциональные реакции и их проявление в адрес близких ему людей;
    • способы общения с окружающими;
    • особенности использования игровых и неигровых предметов;
    • особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастных норм;
    • специфика речевой деятельности;
    • знания и представления об окружающем мире;
    • наиболее типичные особенности индивидуального поведения.

    Содержание компенсаторно-адаптационного  обучения направлено на коррекцию  психофизического  развития личности, создание компенсаторного и социально-адаптационного  способов деятельности. Что выражается  в сочетании образовательной  и коррекционной работы, реализации  методик, направленных на коррекцию  индивидуального развития с учетом  личностного потенциала ребенка.

 

Оздоровительное направление.

 

Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. Воздействие неблагоприятных факторов, наличие хронических и текущих соматических заболеваний ослабляет нервную систему ребенка, приводит к астенизации. Это сказывается на темпах психического развития, снижает познавательную активность ребенка. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий, ведение рационального режима дня, создание оптимального режима дня и т. д.

 

Развитие и коррекция сенсорной и моторной сферы.

 

Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими  и сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата, т.е. сочетанные дефекты.  Но не менее важно и при работе с детьми, отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.

 

Развитие и коррекция познавательной деятельности.

 

Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и используемой в практике коррекционных педагогов и психологов.

Развитие и коррекция эмоциональной сферы.

 

Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений – традиционное направление работы психолога. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

 

Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития.

 

Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка или подростка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта и т.п.

 

Формирование видов деятельности

 

Свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков.

Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Речь идет не только о программе обучения, но и                  о тех принципах, методах и приемах обучения, которые достаточно эффективны для наших детей.

Направляющая и регламентирующая роль по отношению к процессу обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и пр. Особое значение для наших детей имеет принцип коррекционной направленности.

Готовность к коррекционно-педагогической деятельности – это состояние личности педагога, включающее мотивационно-ценностное отношение и установку на профессиональное разрешение ситуаций и задач в ходе целенаправленной коррекционной деятельности.

 

Структура коррекционно-развивающего занятия

 

Коррекционно-развивающее занятие включает в себя следующие элементы:

 

1.Ритуал приветствия.

2.Разминка.

3.Рефлексия прошлого занятия, либо введение в тему (если  это необходимо).

4.Основное содержание  занятие (проведение игр, упражнений)

5.Рефлексия прошедшего  занятия.

6. Ритуал прощания.

 

Информация о работе Реабилитация глубоко умственно отсталых детей