Роль игры и игрушки в развитии речи детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, свое место в мире.
Речь усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Сталкиваясь с непониманием, встречая языковые трудности на пути к достижению цели, ребенок обращается к слову как к особому объекту познания, начинает играть со словом, обследовать его. Словесные игры стимулируют желание ребенка к экспериментированию со словом, способствуют обогащению словаря и речи ребенка в целом.

Содержание работы

Введение.
Место игры и игрушки в педагогическом процессе развития речи детей.
Задачи развития речи детей.
Методические принципы развития речи, игра и игрушка как средства их реализации.
Игровые приемы, их значение и содержание.
Включение игры и игрушки в процесс развития речи детей.
Особенности речи дошкольников.
Виды занятий с игрушками.
Словесные дидактические игры.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая 4 курс.docx

— 71.94 Кб (Скачать файл)

     Итак, мы выделяем  семь основных задач развития  речи детей. Большинство задач  решается во всех возрастных  группах детского сада, только  конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных  возможностей детей. Каждая из  указанных задач имеет и образовательную  и воспитательную сторону. В процессе  развития речи происходит формирование  умственных качеств личности, решаются  важные задачи нравственного, эстетического воспитания

     Решение каждой  из задач не может осуществляться  изолированно. Так, обучая детей  грамматически правильной речи (упражнение  «Кого не стало?»), приходится  обращать внимание на звуковую  сторону речи, следить за правильным  смысловым употреблением слов  и т.д. Но при этом основной, заранее запланированной задачей  данного упражнения остается  формирование грамматической стороны  речи. Для нее были подобраны  специальные приемы обучения, другие  же задачи решались попутно.

     Такое четкое  выделение основных задач отчасти  условно, но необходимо в практике. Если воспитатель твердо знает, какие качества речи он должен  формировать у детей, он будет  планомерно развивать каждое  из них. Знание важнейших задач  по развитию речи облегчает  еженедельное планирование работы, поскольку осуществлению каждой  из них можно заранее отвести  постоянное место в режиме  дня.

     Содержание  каждой задачи имеет свою специфику  и требует продуманного подбора  наиболее подходящих методов  и приемов обучения. Зная, какая  задача на данном занятии по  развитию речи является основной, воспитатель будет целенаправленно  воздействовать на речь детей, сосредоточивая их внимание на  определенном качестве речи (например, правильно изменять слова в  родительном падеже: нет медведей, цыплят и т.д.).

     Таким образом, знание основных задач развития  речи не является формальным  требованием, оно необходимо для  правильной организации работы  в детском саду.

 

  1. Методические принципы развития речи, игра и игрушка как средства их реализации.

 

     Принцип  взаимосвязи сенсорного, умственного  и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Необходимо обогащать сознание детей представлениями и понятиями об окружающем мире, развивать их речь необходимо на основе развития содержательной стороны мышления. Формирование речи осуществляется в определенной последовательности с учетом особенностей мышления: от конкретных значений к более абстрактным; от простых структур к более сложным. Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.

     Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающийся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку. Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), в разных видах деятельности. Специально организованные занятия также должны проводиться с учетом этого принципа. Это значит, что и основные направления работы с детьми, и подбор языкового материала, и весь методический инструментарий должны способствовать развитию коммуникативно-речевых умений. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания.

     Принцип развития языкового чутья («чувство языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности. Дети начинают все более свободно пользоваться формами языка применительно к новому материалу, комбинировать элементы языка в соответствии с его законами, хотя и не осознают их. Здесь проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения. Данную способность следует развивать. Например, по мнению Д.Б. Эльконина, должна поддерживаться стихийно возникающая ориентировка в звуковой форме языка. В противном случае она, «выполнив в минимальной степени свою функцию, необходимую для овладения грамматическим строем, свертывается и перестает развиваться». Ребенок постепенно теряет свою особую языковую «одаренность». Нужно всемерно поощрять различные упражнения в форме игрового манипулирования словами, на первый взгляд кажущиеся бессмысленными, но имеющие для самого ребенка глубокий смысл. В них ребенок имеет возможность развивать свое восприятие языковой действительности. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений.

     Принцип формирования  элементарного осознания явлений  языка. Этот принцип основывается  на том, что в основе овладения  речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное  обобщение явлений языка. Образуется  своего рода внутренняя система  правил речевого поведения, которая  позволяет ребенку не просто  повторять, но и создавать новые  высказывания. Поскольку задачей  обучения является формирование  навыков общения, а любое общение  предполагает способность создавать  новые высказывания, то в основу  обучения языку следует положить  именно формирование языковых  обобщений и творческой речевой  способности.

     Простого механического повторения и накопления отдельных языковых форм недостаточно для их усвоения. Исследователи детской речи считают, что следует организовать процесс познания ребенком самой языковой действительности. В центре обучения должно быть формирование осознания явлений языка (Ф.А. Сохин). А.А. Леонтьев выделяет три способа осознания, которые часто смешиваются: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.

     Принцип взаимосвязи  работы над различными сторонами  речи, развития речи как целостного  образования. Реализация этого принципа  состоит в таком построении  работы, при котором осуществляется  освоение всех уровней языка  в их тесной взаимосвязи. Освоение  лексики, формирование грамматического  строя, развитие восприятия речи  и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком.

     Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий. Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений.

     Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщение. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога. На занятиях следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей: эмоционально-положительный фон; субъект-субъектное общение; индивидуально направленные приемы; широкое использование наглядного материала, игровых приемов; смена видов деятельности; задания, обращенные к личному опыту, и др.

     Следование  этому принципу обязывает создавать  условия для широкой речевой  практики всех детей на занятиях, в разных видах деятельности.

 

  1. Игровые приемы, их значение и содержание.

     В развитии  речи дошкольников очень важны  игровые приемы и просто эмоциональность  в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса  при вопросе; утрированно озабоченная  интонация при постановке трудного  задания, использование шутки при  объяснении задания. Живость эмоций  повышает внимание детей в  игре, вследствие чего активизируются  все процессы речи. На занятии, особенно в конце его, можно задавать шутливые вопросы, применять небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», внести игровой персонаж (Петрушка, Мишка), использовать игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты).

     Наиболее ярко  развлекательное начало представлено  в играх-забавах. Младший дошкольник всегда стремится к чему-то необычному, веселому. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Радостные переживания приносят ребенку игры-забавы, в которых полностью отсутствуют сухой дидактизм и назидательность. Обучающая задача такой игры обычно увлекает ребенка и не требует особых усилий. Например, малышу предлагают поплясать с куклой, а потом выбрать, кому ее передать, или вместе со всеми покружиться в хороводе, или побегать и попрыгать под рифмованный текст. Игровые действия всегда связаны с движением и не обременяют ребят сидением на одном месте.

     Вторым видом  игр, в которых также преобладает  развлекательное начало, являются игры с ролью. Психологические исследования показали, что ребенок, действуя в соответствии с ролью, полнее использует свои возможности и значительно легче справляется со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, ребята учатся незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят к творческой самостоятельной игре, что особенно важно в младшем дошкольном возрасте, когда сюжетно-ролевая игра только формируется. Воображение здесь становится опорой для решения поставленной задачи.

     В играх-забавах  и играх с ролью обучающая  задача является лишь условием  реализации игрового замысла. В следующем виде игр – играх-задачах она составляет саму суть игры, ее смысл. Игровой замысел здесь опирается на интерес ребенка к умственной деятельности. Решение предложенной задачи становится условием игрового общения детей и средством, с помощью которого можно завоевать признание и уважение сверстников.

     Четвертый  вид игр – это соревнования. Побудительным мотивом здесь является сравнение себя с другими. Однако, как показывают психолого-педагогические исследования, этот мотив еще недостаточно развит у детей трех-четырех лет.

     Перечисленные  виды игр не только опираются  на интересы младших дошкольников, но и развивают их. Веселые  игры-забавы сменяются ролевыми  играми, которые, в свою очередь, подводят ребенка к участию  в играх-задачах, что является  подготовкой к будущей учебной  деятельности. Но развивающей игра  становится лишь в том случае, если она интересна детям. А интересной ее сделать может только воспитатель.

 

Глава 2. Включение игры и игрушки в процесс развития речи детей.

 

  1. Развитие словаря.

 

     Словарная  работа в детском саду –  это планомерное расширение активного  словаря детей за счет незнакомых  или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников  идет одновременно с ознакомлением  их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения  к окружающему.

     Слово –  основная лексическая единица, выражающая  понятие. В каждом слове можно  выделить: его значение или заключенный  в нем смысл; звуковой состав  слова (звуковое оформление); его  морфологическую структуру. Все  эти три характеристики слова  нужно учитывать при проведении  словарной работы с детьми.

     Процесс усвоения детьми значения слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, показавшим, что ребенок от случайных, несущественных признаков переходит к существенным. На каждом этапе развития ребенок понимает содержание слова различно. Полнота и правильность отражения фактов, признаков или связей, существующих в действительности, изменяются в процессе развития ребенка.

     Особенности  развития мышления во многом  определяют особенности детского  словаря. Наглядно-действенное и  наглядно-образное мышление объясняет  преобладание слов, обозначающих  названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического  мышления вызывает освоение детьми  элементарных понятий.

Информация о работе Роль игры и игрушки в развитии речи детей