Роль игры и игрушки в развитии речи детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, свое место в мире.
Речь усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Сталкиваясь с непониманием, встречая языковые трудности на пути к достижению цели, ребенок обращается к слову как к особому объекту познания, начинает играть со словом, обследовать его. Словесные игры стимулируют желание ребенка к экспериментированию со словом, способствуют обогащению словаря и речи ребенка в целом.

Содержание работы

Введение.
Место игры и игрушки в педагогическом процессе развития речи детей.
Задачи развития речи детей.
Методические принципы развития речи, игра и игрушка как средства их реализации.
Игровые приемы, их значение и содержание.
Включение игры и игрушки в процесс развития речи детей.
Особенности речи дошкольников.
Виды занятий с игрушками.
Словесные дидактические игры.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая 4 курс.docx

— 71.94 Кб (Скачать файл)

Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя). Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? ( «Мяу-мяу-мяу»).

А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел. Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».

Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.

Методические указания: Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.

 

Развитие речевого дыхания.

Игра «Пускание корабликов».

Цель: Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Подготовительная работа: Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.

Краткое описание: Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п…» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту).

Методические указания: Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

 

«Закончи предложение»

(употребление сложноподчинённых  предложений)

·Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)

·Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)

·Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)

·Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)

·Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)

·Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

·Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)

·Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

·Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

·Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

 

 

«Режим дня»

8-10 сюжетных  или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

 

«Кому угощение?»

( употребление трудных  форм существительных)

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки  с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

 

 

«Повторяй за мной»

Где то собаки рычали,

РРРРРР.

В стойле коровы мычали.

МУМУМУМУМУ,

В комнате мухи жужжали

ЖЖЖЖЖЖ.

Мимо машины бежали

ТРРРРРРРР.

Гудели от ветра все провода,

ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ.

Капала в кухне из крана вода

ДИНЬ.

Перекликались в ночи поезда

УУУУУУУУУУУУ.

Листья на ветру шумели

ТСССССССС.

Змеи в лесу шипели

ШШШШШШШШШШШ.

А комары всё пели

ЗЗЗЗЗЗЗ.

Непоседа мячик днём и ночью

Успокоится не хочет

ПАМ ПАМ ПАМ

Куклы кашляют в постели,

Днём мороженное ели

КХ КХ.

 

«Назови три слова»

(активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

·Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

·Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что  (кто) может скакать? И т. д.

 

 

«Кто кем хочет стать?»

(употребление трудных  форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

«Зоопарк»

(развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1.   Внешний вид;

2.   Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

 

 

«Живые звуки»

«Рано утром на лугу заиграла дудочка,

Ду ду ду.

Услышали дудочку коровы рогатые,

Му му му.

Услышали коровок козочки беленькие,

Ме ме ме.

Услышали козочек овечки белые,

Бе бе бе.

Услышали овечек уточки серые.

Кря кря кря.

Услышали уточек лягушки болотные,

Ква ква ква.

Услышала лягушек лошадка весёлая.

Игого игого.

Услышали весь этот хор пчёлки медовые.

Жу жу жу.

Услышала пчёлок туча небесная,

Кап кап кап.

На этом концерт и закончился.

 

Сравни предметы»

(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт  названий

деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».

Ребёнок: «У меня рабочий фартук».

Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».

Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».

Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».

Ребёнок: «А мой — красной лентой».

Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».

Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».

Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».

Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».

Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».

 

 

«Кто кем был или что чем было»

(активизация словаря  и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

 

 

«Назови как можно больше предметов»

(активизация словаря, развитие  внимания).

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

 

  

«Подбери рифму»

(развивает фонематический  слух).

Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве ... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

 

 

«Назови части предмета»

(обогащение словаря, развитие  умения соотносить предмет и  его части).

Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

 

 

 

 

    

 

 

  

    

 

    


Информация о работе Роль игры и игрушки в развитии речи детей