Роль игры и игрушки в развитии речи детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, свое место в мире.
Речь усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Сталкиваясь с непониманием, встречая языковые трудности на пути к достижению цели, ребенок обращается к слову как к особому объекту познания, начинает играть со словом, обследовать его. Словесные игры стимулируют желание ребенка к экспериментированию со словом, способствуют обогащению словаря и речи ребенка в целом.

Содержание работы

Введение.
Место игры и игрушки в педагогическом процессе развития речи детей.
Задачи развития речи детей.
Методические принципы развития речи, игра и игрушка как средства их реализации.
Игровые приемы, их значение и содержание.
Включение игры и игрушки в процесс развития речи детей.
Особенности речи дошкольников.
Виды занятий с игрушками.
Словесные дидактические игры.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая 4 курс.docx

— 71.94 Кб (Скачать файл)

- Дети, пока чай заваривается, и гости еще не пришли, поиграем. «Игра с куклой» музыка В. Карасевой. Повторяют 2 раза.

Раздается стук в дверь. – Вот и гости пришли! Воспитатель вносит зайца, мишку и куклу Машу.

Дети. Здравствуйте!

Дети рассаживают гостей за стол. Игрушки должны быть подходящего для стульев размера. – Катя, наливай гостям чай. Чай не сладкий! Что мы забыли, дети? – Сахар положить. А где он? – В сахарнице. Принеси, Настя, сахарницу и ложечки. Дети повторяют слово сахарница. – А теперь Женя, Саша и Дима помогут гостям размешать сахар. Дети выполняют задание.

Воспитатель. Дети, обратите внимание, - все что мы поставили на стол, чтобы пить чай, называется чайная посуда: чашки, блюдца, чайник, сахарница. Что это? – Чайная посуда. Посмотрите внимательно, все предметы из одного материала, одинаково украшены. Поэтому их можно назвать словом – сервиз, чайный сервиз. Дети повторяют слова хором и индивидуально. Гости с Катей чай попили и уходят.

Дети. До свидания!

Воспитатель уносит игрушки.

Воспитатель. Дети, гости ушли, надо убрать посуду. Я буду убирать, а вы отгадайте, что я убрала. Закройте глазки. Воспитатель убирает один предмет за другим. Дети называют предмет, какого не стало. – Молодцы!

Катя с гостями пили чай, и мы тоже будем пить чай. Столы накрыты. Воспитатель наливает каждому ребенку чай, можно с печеньем. Разговор о чайной посуде может продолжаться с теми детьми, которые были на занятии менее активны.

 

«Огород на окне».

Рассматривание растений.

Вторая младшая группа.

 

Программное содержание:

  • Формировать представления о растениях: его части, цвет, назначение.
  • Расширять и активизировать словарь детей.
  • Развивать наблюдательность, внимание, память, умение говорить в умеренном темпе, отчетливо произносить слова и фразы.
  • Воспитывать желание трудиться, ухаживать за растениями.
  • Индивидуальная работа.

Предварительная работа:

Наблюдения за растениями, ухаживать за ними. Приготовить: ящик с землей и луковицы для каждого ребенка для посадки, игрушку-Петрушку, муляж овощей. Вырастить растения огорода на окне: лук, петрушка, укроп.

Ход занятия.

 

Воспитатель надевает на руку Петрушку. Показывает детям и говорит:

Я веселая игрушка, а зовут меня…дети – Петрушка.

Петрушка. Здравствуйте!

Воспитатель. Ты зачем к нам пришел?

Петрушка. Я хочу сварить гороховый суп, но не знаю, что туда надо положить, какие овощи и приправу, чтобы вкусно было.

Воспитатель. Поможем Петрушке? У нас огород есть на окне, мы можем с тобой поделиться урожаем приправ.

Продолжает. Петрушка, а ты знаешь, что не только тебя так зовут.

Петрушка. А кого еще?

Воспитатель. Не кого, а что! Идем, покажу. Приносит и ставит на стол горшок с петрушкой. Посмотрите, дети, это растение – петрушка.

Петрушка. Вот здорово! Я Петрушка-игрушка и растение петрушка – чудо!

Воспитатель. Дети, посмотрите на петрушку и расскажите про нее. Дети по одному подходят по вызову воспитателя, показывают и называют цвет растения, его части (стебель, листочки), и говорят, как ухаживать за растением. Закрепляют новые слова – «ажурные листочки».

Воспитатель. Дети, а для чего нужна петрушка? – Ее кладут в суп, чтобы вкусно было. В ней много витаминов. Это приправа. Дети слово повторяют.

Воспитатель. Вот, Петрушка, у тебя для супа уже есть одна приправа, а будут и другие. Воспитатель ставит на стол ящики с укропом и луком.

Дети рассказывают про укроп, а потом про лук. Это тоже приправы.

Воспитатель. Дети, Петрушка хочет сварить гороховый суп. Он пойдет в огород собирать горох. Вы все будете горошины. Рассыпайтесь по огороду, пусть Петрушка вас собирает. Не попадайтесь ему, а то в суп попадете!

Петрушка! Собирай горох! Горошины! Рассыпайтесь! Дети бегают по комнате, а Петрушка их догоняет и забирает к себе (на стульчики).

Воспитатель. Горох Петрушка собрал. А что еще надо в суп положить?

Посмотрите на овощи Назовите их. Дети называют. А теперь закройте глаза, а Петрушка будет забирать овощи. Вы скажите, какого овоща не стало. Игра продолжается, пока все овощи Петрушка не заберет в корзину.

Воспитатель. Петрушка, у тебя теперь овощи есть, приправа тоже, можешь варить гороховый суп. А у нас уже лук кончается, весь съели. Посадим новый, чтоб зеленый был с витаминами. Посмотри, Петрушка, как дети его сажать будут. Дети подходят и сажают свою луковицу в ящик с лунками.

Воспитатель. Молодцы, ребята, будем наблюдать, как растет наш лук. А чтобы он хорошо и быстро рос, будем его поливать. Петя, возьми лейку и полей лук. До свидания, Петрушка, приходи, мы поделимся с тобой своим урожаем.

 

«Зайчик» А. Блок.

Заучивание стихотворения.

Средняя группа.

 

Программное содержание:

  • Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть.
  • Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.
  • Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.
  • Воспитывать любовь к поэзии.
  • Индивидуальная работа.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, стихов о природе. Рассматривание иллюстраций в книгах и ведение бесед после чтения произведения. Приготовить игрушку – белого зайчика, бумагу и карандаши для рисования.

Ход занятия.

 

Раздается стук в дверь.

Воспитатель. Кто-то к нам в гости просится, кто же это? Зайчик! Почему ты такой холодный, грустный и ушки прижаты?

Зайчик. В лесу мокро от дождя, снега нет а я белый уже, боюсь, лиса увидит и волк тоже. Вот к вам и забежал.

Воспитатель. Вот и правильно. У нас согреешься и с детьми поиграешь – веселее будет.

А вы, дети, послушайте, как живется зайчику поздней осенью. Я прочитаю вам стихи А. Блока «Зайчик». Читает с грустной интонацией.

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки…

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На желтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступает осень,

Всю капустку сняли,

Нечем поживиться.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Грустное стихотворение? – Грустное, жалко зайчика. Мы выучим стихотворение, и зайчику будет приятно, правда, Зайчик?

Зайчик. Да, я хочу, чтобы дети про меня знали стихи.

Воспитатель. Слушайте внимательно, я прочитаю его еще раз, а вы постарайтесь его запомнить. Читает.

- Дети, слова «глазки тешили» - значат «глазки радовали»? А  чему радовался зайчик? – Было  лето, тепло, цвели белые цветочки. Читает это четверостишие. Спрашивает 1-2 детей которые быстро запоминают.

- А что дальше произошло? – Наступила осень. Читает следующее четверостишие, а 1-2 ребенка повторяют. Воспитатель помогает припоминать слова. Всем детям предлагает шепотом повторять за ними стихи.

- Какая наступила осень? – Хмурая, дождливая. Ребенок читает это четверостишие.

- Что делает бедный  зайчик? Кто его пожалеет? Иди, Вася, пожалей зайчика и расскажи, как  ему страшно. Ребенок читает последнее четверостишие.

Воспитатель читает стихотворение еще раз. Дает время на припоминание. Вызывает 4-х детей читать эстафетно. Шепотом подсказывает слова, начинает фразу, поощряет. – Молодцы! Читает стихотворение последний раз и предлагает дома его рассказать своему любимому зайчику. – Дети, посмотрите, Зайка у нас повеселел! Отогрелся, и ему понравилось, как вы про него рассказывали, жалели его. Он хочет с вами поиграть. Игра «Зайка»: «Зайка беленький сидит, он ушами шевелит, вот так, вот так он ушами шевелит…»

- Молодцы! Зайчику у нас  хорошо! Я еще вам про него  прочитаю рассказ И. Соколова-Микитова  «Беляк». Читает, ведет беседу с  Зайчиком и детьми.

- Когда зайчику будет  не страшно? – Зимой. Зароется  он в сугроб, никто его не  увидит, ни волк, ни хитрая лиса, ни быстрая рысь. Правда, Зайка?

Зайчик. Да, зимой мне хорошо.

Воспитатель. Не расстраивайся, зима уже скоро придет, а ребята нарисуют тебя на снегу около деревца, и рисунки тебе подарят. Дети рисуют.

Дидактические игры по развитию речи.

 

Развитие речевого дыхания.

Игра «Бабочка, лети!»

Цель: Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа: Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Краткое описание: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Методические указания: Игру повторяют несколько раз, каждый раз – с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

 

Развитие слухового внимания.

Игра «Где позвонили?»

Цель: Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа: Взрослый готовит звоночек.

Краткое описание: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания: Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

 

Развитие силы голоса.

Игра «Не разбуди Катю».

Цель: Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа: Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.

Краткое описание: Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.

Методические указания: Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.

 

Развитие правильного звукопроизношения.

Стихотворение А.Барто «Кто как кричит?»

Цель: Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

Подготовительная работа: Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-муррр!

Пугаю кур.

Ам-ам!

Кто там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-у!

Молока кому?

Методические указания: Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки.

 

Развитие высоты голоса.

Рассказ «Кто как кричит?»

Цель: Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Подготовительная работа: Педагог заготавливает для работы на фланелеграфе картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.

Краткое описание: Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи –пи-пи»). В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи»).

Информация о работе Роль игры и игрушки в развитии речи детей