Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 11:26, курсовая работа
По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, свое место в мире.
Речь усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Сталкиваясь с непониманием, встречая языковые трудности на пути к достижению цели, ребенок обращается к слову как к особому объекту познания, начинает играть со словом, обследовать его. Словесные игры стимулируют желание ребенка к экспериментированию со словом, способствуют обогащению словаря и речи ребенка в целом.
Введение.
Место игры и игрушки в педагогическом процессе развития речи детей.
Задачи развития речи детей.
Методические принципы развития речи, игра и игрушка как средства их реализации.
Игровые приемы, их значение и содержание.
Включение игры и игрушки в процесс развития речи детей.
Особенности речи дошкольников.
Виды занятий с игрушками.
Словесные дидактические игры.
Заключение.
Список литературы.
Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.
Активный словарь- это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
В активный
словарь ребенка входит
Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Задачи словарной работы:
Обогащение словаря детей. Эту задачу мы понимаем как систематическое ознакомление детей с новыми словами, трудными для самостоятельного усвоения. С психологической точки зрения этот процесс представляет собой увеличение количества понимаемых слов, расширение пассивного словаря, т.е. формирование правильных ответных реакций ребенка на слова, слышимые от окружающих.
Закрепление и уточнение словаря ребенка. Эта задача выдвигается в соответствии с особенностями детей дошкольного возраста. Ребенок нуждается в многократном повторении слов для их запоминания.
Активизация словаря детей. Воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точное, подходящее слово. Активизация словаря – важнейшая задача словарной работы в детском саду. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у детей внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи.
Приемы словарной работы. Они должны помочь детям выделить нужное слово в речи воспитателя, понять его значение, твердо запомнить его, а также содействовать употреблению этого слова в их речи. Поэтому в одном и том же методе используется одновременно несколько приемов, ряд из них при этом будут ведущими, основными.
Называние (или образец произношения) нового или трудного слова – активный прием обогащения словаря детей. Воспитатель должен так произнести слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Это достигается подчеркнуто четкой дикцией, иногда даже несколько утрированной артикуляцией, чтобы дети уловили звуковой состав слова. Воспитатель произносит это слово медленнее остальных. Называние часто сопровождается показом объекта, иногда называние нужно сопровождать толкованием. Очень часто используется включение слова в предложение, показ его сочетаний с другими словами. Для запоминания можно применять повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.
Для активизации словаря хорош такой прием, как вопрос. Дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие. В некоторых случаях интерес к слову можно усилить объяснением происхождения (этимологии) слова. Этот прием наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку. Иногда это допустимо и в младших группах. Воспитатель должен поощрять вопросы детей о происхождении слов.
Рассматривание
игрушек как метод словарной
работы используется во всех
возрастных группах. Игрушки для
занятий подбирают в
Для одного
занятия по рассматриванию
В старших
группах содержание словарной
работы в процессе
Эти занятия
важны и с точки зрения
Дидактические словесные игры (без предметов) применяются в старшей группе для закрепления знаний, обучения краткому и четкому изложению мысли, воспитания находчивости.
В этих играх
воспитатель ставит перед
Словесные
дидактические игры на
Воспитателю необходимо включать словесные игры в быт детей, поощрять детскую инициативу в их проведении, время от времени планировать в календарном плане знакомые словесные игры вне занятий, проводя их на прогулке, в зале, в групповой комнате в удобное время.
Словесные дидактические игры.
«Кто это?» - определение профессии по действию.
Например: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
«Что делает?» - определение действий людей разных профессий.
Например: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр?
«Назови что-нибудь деревянное (металлическое, резиновое, меховое и т.п.)» - подбор предметов по материалу или по какому-либо другому признаку.
Дети могут назвать: стол, стул, шкаф, полка, кубики; ножницы, чайник, кастрюля, утюг; калоши, ботики, мяч и т.д.
«Назови какой» - подбор определений.
Например: какой хлеб? Какая скатерть? Какая тарелка? Какой дом? Какое платье?
«Кому что нужно?»
Например: что нужно прачке для стирки? Что нужно почтальону? Что нужно школьнику взять с собой в школу?
Заключение
Роль игры в развитии речи дошкольников огромная. Ведь именно игра выступает, главным видом деятельности детей в дошкольном возрасте. Именно включаясь в игру ребенка, взрослый может воздействовать на него, расширить словарный запас ребенка, научить диалогической речи, научить правильной речи, правильному произношению и многому другому.
Именно в игре ребенок понимает какие разнообразные роли он может выполнять; сегодня, он может быть, - врачом, завтра – покупателем, парикмахером и т.п. В этих играх словарный запас ребенка насыщается новыми словами, не только словами-предметами, но и словами-действиями, словами-качествами.
Но педагогу необходимо помнить, какой бы вид игры он не использовал, речь его – это пример для ребенка, именно поэтому она должна быть безупречной.
Вывод: Важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребенка является своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами разнообразной игровой деятельности, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирования и организации деятельности, самоорганизации его поведения, формирования социальных связей.
Список литературы
З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры» / Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
Бородич А.М. «Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение», 1974.
Магид С.М., Тунина Е.Г. «Игры из тайничка» - СПб.: Паритет, 2007. – 96 с.
О.И. Соловьева «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду». М., Просвещение, 1966.
Тихеева Е.И. «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., 1981.
Усова А.П. «Обучение в детском саду». – М., 1984.
План-программа педагогического процесса в детском саду /под ред. Михайловой З.А. – СПб., 2003.
Короткова Э.П. «Обучение рассказыванию в детском саду». – М., 1982.
Дыбина О. «Игра – путь к познанию предметного мира». // Дошкольное воспитание.-2005.-№4.
Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»: М.: ООО «Центр педагогического образования», 2008.
Приложения
«В гостях у Кати».
Рассматривание чайной посуды.
Вторая младшая группа.
Программное содержание:
Предварительная работа:
Игры в кукольном уголке. Рассматривание в повседневной жизни предметов посуды, чтение «Федорино горе» К.И. Чуковского. Приготовить стол, скатерть на него, 4 стула – для гостей куклы Кати. На столе воспитателя чайный сервиз из фаянса – настоящий, закрытый салфеткой. Коробочка с чаем, блюдце, чайник с кипятком, накрытый полотенцем.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом перед столом, на котором стоит сервиз, накрытый салфеткой. Раздается стук в дверь.
Воспитатель:
- Дети, кто-то к нам стучится. Пойду, посмотрю. Кто это? Наша Катя! Посмотрите, какая она нарядная, радостная! Катя,у тебя праздник? – Да, ко мне придут гости. Помогите мне накрыть на стол, я хочу угостить их чаем. Поможем, ребятки?
Наташа, накрой стол белой, чистой скатертью. Что ты сделала?
Воспитатель помогает правильно построить ответ, если ребенок затрудняется.- А на чем будут сидеть гости? – на стульях. Иди, Сережа, поставь стулья для гостей и Кати. Садись, Катя.
Воспитатель. Посмотрите сюда (открывает салфетку). Это чайная посуда, мы ее поставим на стол для гостей, чтобы они пили чай с Катей.
- Что надо поставить каждому гостю? – Чашку с блюдцем. Правильно.
Иди, Оля, поставь. Хорошо. Посмотрите на чашку. Воспитатель показывает детали и спрашивает детей. Дети отвечают с места хором и по одному по вызову воспитателя, новые слова проговаривают также и хором и по одному. По вызову подходят, трогают предмет, обводят пальчиком контур, гладят и т.д.
Воспитатель.
- Что это?
- Что есть у чашки?
- Какой формы дно?
- Какого цвета чашка? Чем она украшена
- Для чего нужна чашка?
Дети, чашка сделана мастером из фаянса и украшена художником. Она красивая. А если, я ее уроню, что будет? – Разобьется. Чашка хрупкая, бьется, поэтому с предметами из фаянса надо быть осторожными, не ронять. Все действия детей одобряются воспитателем. Она же одновременно учит детей четко произносить слова, учит согласовывать существительное с прилагательным – чашка хрупкая, красивая чашка.
После рассматривания, воспитатель кратко рассказывает о предмете.
Воспитатель. Это чашка. У нее есть ручка, чтоб держать. Круглое дно. Чашка голубая с зелеными листочками и ягодками. Очень красивая, так и хочется из нее пить чай, но она хрупкая, держать надо осторожно.
Воспитатель. А для чего нужно блюдце? – Поставить на него чашку, чтобы скатерть не испачкать и ложечку положить. Дети рассматривают блюдце.
Воспитатель. А что мы будем наливать в чашку? – Чай. Достает коробочку с чаем, высыпает его на блюдце и подносит детям, чтобы потрогали, понюхали, посыпали. Одновременно вводятся слова: черный, рассыпается, сухой, твердый, приятно пахнет. – Его надо заварить, чтобы листочки сухие распарились и получился вкусный чай. Посмотрите, как я это буду делать. Все действия сопровождает словом, а дети повторяют их хором. Рассматривают заварочный чайник. Заваривает кипятком чай, накрывает полотенцем. Продолжает.
Информация о работе Роль игры и игрушки в развитии речи детей