Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:26, курсовая работа
Цель исследования – изучить самооценку и ее место в самовоспитании подростка.
Задачи:
Раскрыть теоретические основы изучения самосознания личности подростка.
Представить общий качественно-количественный анализ особенностей самосознания подростка (включающий в себя определения всех трех компонентов образа «Я»).
Выявить эмпирическим путем уровень самооценки личности подростков.
Разработать рекомендации по индивидуальной работе с учащимися.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения проблем самооценки подростка в психологии
Изучение самосознания в зарубежной и
отечественной психологии………………………………………… 6
Самооценка как предмет самосознания
в психологии………………………………..……………….…… 12
Особенности развития самосознания детей подросткового возраста………………………………………………………….… 18
Выводы по главе 1………………………….……………………...25
Глава II. Эмпирическое исследование самооценки детей подросткового возраста
3.1. Организация и методы исследования…………………………….....28
3.2. Анализ результатов исследования..……………………………...… 31
Выводы по главе 2……………………………………………………32
Заключение………………………………………………….………..…………..33
Литература …………………………………………………………………..…..36
Приложение…………………………………………………………………..…. 39
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: «Самооценка и ее место в самовоспитании подростка»
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы изучения проблем самооценки подростка в психологии
отечественной психологии………………………………………… 6
в психологии………………………………..………
Выводы по главе 1………………………….……………………...25
Глава II. Эмпирическое исследование самооценки детей подросткового возраста
3.1. Организация и методы исследования…………………………….....28
3.2. Анализ результатов исследования..……………………………...… 31
Выводы по главе 2……………………………………………………32
Заключение………………………………………………….
Литература …………………………………………………………………..…..
Приложение……………………………………………………
Введение
Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Наша тема выбрана неслучайно, так как проблема воспитания и образования подростков является актуальной в современном образовании. Этот возрастной этап характеризуется сложными физиологическими и психологическими процессами, приводящими к серьезным нарушениям в развитии личности и поведения подростка.
Наиболее важным отличительным
признаком этого периода
Становление самоопределения напрямую связано с формированием самосознания в подростковом возрасте.
И так как успешное личностное развитие ребёнка в подростковом возрасте способствует у него развитию уверенности в себе в своих силах, возможностях и способностях. И каждый ответственный руководитель, конечно же, хочет видеть своего ребёнка успешным, зная цену этому качеству личности. Вот почему выбранную тему можно считать актуальной и достойной внимания родителей, учителей и педагогов.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования имеют прямой выход в практику учебно-воспитательного процесса в школе, обогащают школьных психологов и педагогов знанием психологических особенностей самооценки и направленности личности подростков с отклоняющимся поведением, способствуют улучшению работы с подростками, имеющими различный уровень сформированности СО и направленности личности, совершенствуют методы и приемы индивидуального подхода к учащимся в процессе их нравственного воспитания.
Объект исследования: школьники подросткового возраста.
Предмет исследования: динамика самооценки у подростков.
Цель исследования – изучить самооценку и ее место в самовоспитании подростка.
Задачи:
Базой исследования: явилась средняя общеобразовательная школа №4 г. Менделеевска
Методы исследования:
1) « Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (Опросник Г.Н.Казанцевой) ».
2) «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн в модификации А. М. Прихожан».
Методологическая база исследования: подход к изучению самосознания А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, И.С. Кона, В.С. Мерлина; исследования по выявлению структуры самосознания У. Джеймса, Р. Бернса, Л.В. Бороздина.
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух основных глав (теоретической и практической), выводов по главам, заключения и списка используемой литературы, а также приложений, которые включали в себя вопросы и бланки предложенных методик.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития самооценки подростков
1.1 Изучение самосознания в отечественной и зарубежной психологии
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, В.С, Мухина, Е. Е.А. Серебрякова, А.Г. Спиркин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, Р. Бернс, К. Левин, К. Роджерс, 3. Фрейд,
А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа [20, с.51]. Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъективной реальности. Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как "Я". Самосознание позволяет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в нем, осознавать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его. Самосознание - это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей.
Необходимо отметить, и это неоднократно подчеркивал С.Л. Рубинштейн, что самосознание не надстраивается по виду над личностью, а включается в нее [28, с.32]. Оно не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, а включается в процесс развития личности, как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание - это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а совсем не осознание своего сознания [28, с. 36]. Исторически самосознание - более поздний продукт развития, появившийся на основе сознания и совместно с ним возникшей речи. Различные акты самосознания - это как бы общение человека с самим собой, для которого нужно развитие внутренней речи, достаточной сформированное таких свойств мышления, как абстракция и обобщение, позволяющих субъекту составить представление и понятие о своем "Я", отличном от "Я" другого [29, с.61].
В центре проблемы самосознания лежит различение двух его сторон: выделение "Я" как субъекта («действующее Я") и как объекта самопознания и само-отношения («рефлексивное Я"). В психологической науке- это основополагающее для всех теорий "Я" различение было введено У. Джеймсом, который полагал, что в едином и целостном "Я" содержатся два неразрывных составляющих: эмпирическое "Я" («Я" как объект познания) и "чистое Я" («Я" как субъект познания). Под эмпирическим "Я" (или "Мое") У. Джеймс понимал совокупность, итог всего того, что человек может назвать своим: свое тело, одежду, жилье, семью, друзей, репутацию, творческие достижения, психические силы и качества. Это эмпирическое "Я" он подразделяет на три подсистемы:
а) материальное "Я" - тело, одежда, собственность;
б) социальное "Я" - то, чем признают данного человека окружающие; при этом каждый человек имеет столько социальных "Я", сколько существует отдельных групп, с мнением которых он считается;
в) духовное "Я" -
совокупность психических
Под "чистым", или познающим,
"Я" У. Джеймс имел в виду то обстоятельство,
что человек чувствует себя субъектом
своих действий, восприятия, эмоций
и осознает свое тождество и неразрывность
с тем, чем он был накануне. Это степень
центрации субъективной системы, которая
может быть более либо менее отчетливо
выраженной или диффузной.
Оценить важность внутренних процессов
самосознания трудно, так как они неразрывно
связаны с практической деятельностью
субъекта, его взаимодействием с внешним
миром. Но стоит только прервать связь
индивида с внешним миром, поместив его
в условия изоляции, и эти внутренние процессы
активизируются.
Если сознание ориентировано
на весь объективный мир, то объектом
самосознания является сама личность.
В самосознании она выступает
и как субъект, и как объект
познания и отношения [29, с.72]. Самосознание
предстает собой сложный процесс (самоосознавание),
динамическое образование психики, которое
пребывает в постоянном движении не только
в онтогенезе, но и в повседневном функционировании.
Результатом процесса самосознания служит
Я-концепция, понимаемая как совокупность
установок, направленных на самого себя
[27, с.45]. Я-концепция при этом не просто
продукт самосознания, но и важный фактор
детерминации поведения.
Самосознание - сложная психологическая
структура, включающая в себя в качестве
особых компонентов, как считал В.С. Мерлин:
во-первых, сознание своей тождественности;
во-вторых, сознание своего собственного
"Я" как активного, деятельного начала;
в-третьих, осознание своих психических
свойств и качеств; в-четвертых, определенную
систему социально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаны товарищ с другом
функционально и генетически, но формируются
они не одновременно.. Сознание "Я"
проявляется примерно с трех лет, когда
ребенок начинает правильно употреблять
личные местоимения. Осознание своих психических
качеств и самооценка приобретают наибольшее
важность в подростковом и юношеском возрасте.
Но поскольку все указанные компоненты
взаимосвязаны, обогащение одного из них
неизбежно видоизменяет всю систему.
Другое представление
о структуре самосознания принадлежит
В.С. Мухиной, которая выделяет пять
звеньев в структуре
Второе звено - притязание
на признание. С раннего возраста
ребенок открывает, что все поступки
делятся на "хорошие" и "плохие".
Так как все хорошее
Третье звено - половая
идентификация. Она включает психологическое
признание собственной
Четвертое звено - психологическое
час личности. Оно связано с
построением субъективной картины
жизненного пути, со стремлением соотнести
себя настоящего с собой в прошлом
и будущем.
Пятое звено
- социальное пространство личности. Это
сфера прав и обязанностей человека, определяющая
стиль и содержание общения в контексте
культуры, к которой он принадлежит.
Наиболее принятой является структура самосознания или Я-концепции (У. Джеймс, И.И. Чеснокова, Р. Берне, Л.В. Бороздина и др.), в которой выделяются следующие аспекты: когнитивный (самопознание), эмоционально-ценностный (самоотношение и самооценка) и поведенческий (саморегуляция). Когнитивная подструктура - некая описательная составляющая, фиксирующая знания, представления человека о самом себе. С точки зрения процессуальности когнитивная образующая выступает, как самопознание - процесс получения знания о себе, развитие и обобщение этих знаний из отдельных ситуативных образов. Самопознание - начальное звено, основа существования и проявления самосознания.
И.И. Чеснокова [16, с.72] предлагает различать два уровня самопознания. На первом уровне субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление "Я" и "другого человека". Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и самонаблюдение. На этом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкретной ситуации. В итоге формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем "Я", но ещё нет целостного, истинного понимания себя, как правило, уже связанного с понятием о собственной сущности. Этот уровень самопознания является основным и единственным на ранних онтогенетических ступенях развития человека примерно до подросткового возраста.
Для второго уровня самопознания характерно соотнесение знаний о себе в процессе аут-коммуникации, т.е. в рамках "Я и Я", когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и само-осмысливание, постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего "Я", который как бы сплавляется из единичных конкретных образов "Я" в ходе само-восприятия, самонаблюдения и самоанализа. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом процесса самопознания выступает целостный Я-образ.
Информация о работе Самооценка и ее место в самовоспитании подростка