Самооценка и ее место в самовоспитании подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить самооценку и ее место в самовоспитании подростка.
Задачи:
Раскрыть теоретические основы изучения самосознания личности подростка.
Представить общий качественно-количественный анализ особенностей самосознания подростка (включающий в себя определения всех трех компонентов образа «Я»).
Выявить эмпирическим путем уровень самооценки личности подростков.
Разработать рекомендации по индивидуальной работе с учащимися.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения проблем самооценки подростка в психологии
Изучение самосознания в зарубежной и
отечественной психологии………………………………………… 6
Самооценка как предмет самосознания
в психологии………………………………..……………….…… 12
Особенности развития самосознания детей подросткового возраста………………………………………………………….… 18
Выводы по главе 1………………………….……………………...25
Глава II. Эмпирическое исследование самооценки детей подросткового возраста
3.1. Организация и методы исследования…………………………….....28
3.2. Анализ результатов исследования..……………………………...… 31
Выводы по главе 2……………………………………………………32
Заключение………………………………………………….………..…………..33
Литература …………………………………………………………………..…..36
Приложение…………………………………………………………………..…. 39

Файлы: 1 файл

Самоценка подростка-психология.docx

— 168.67 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

НА ТЕМУ: «Самооценка и ее место в самовоспитании подростка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы изучения проблем самооценки подростка в психологии

    1. Изучение самосознания в зарубежной и

отечественной психологии………………………………………… 6

    1. Самооценка как предмет самосознания

 в психологии………………………………..……………….…… 12

    1. Особенности развития самосознания детей  подросткового возраста………………………………………………………….… 18

Выводы по главе 1………………………….……………………...25

Глава II. Эмпирическое исследование самооценки детей подросткового возраста

3.1. Организация и методы исследования…………………………….....28

3.2. Анализ результатов исследования..……………………………...… 31

       Выводы по главе 2……………………………………………………32

Заключение………………………………………………….………..…………..33

Литература …………………………………………………………………..…..36

Приложение…………………………………………………………………..…. 39

 

 

Введение

 

Подростковый возраст  – это самый трудный и самый  сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления  личности. Наша тема выбрана неслучайно, так как проблема воспитания и образования подростков является актуальной в современном образовании. Этот возрастной этап характеризуется сложными физиологическими и психологическими процессами, приводящими к серьезным нарушениям в развитии личности и поведения подростка.

Наиболее важным отличительным  признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как  личности.

Становление самоопределения  напрямую связано с формированием  самосознания в подростковом возрасте.

И так как успешное личностное развитие ребёнка в подростковом возрасте способствует у него развитию уверенности в себе в своих силах, возможностях и способностях. И каждый ответственный руководитель, конечно же, хочет видеть своего ребёнка успешным, зная цену этому качеству личности. Вот почему выбранную тему можно считать актуальной и достойной внимания родителей, учителей и педагогов.

Практическая  значимость состоит в том, что результаты исследования имеют прямой выход в практику учебно-воспитательного процесса в школе, обогащают школьных психологов и педагогов знанием психологических особенностей самооценки и направленности личности подростков с отклоняющимся поведением, способствуют улучшению работы с подростками, имеющими различный уровень сформированности СО и направленности личности, совершенствуют методы и приемы индивидуального подхода к учащимся в процессе их нравственного воспитания.

Объект исследования: школьники подросткового возраста.

Предмет исследования: динамика самооценки у подростков.

Цель исследования – изучить самооценку и ее место в самовоспитании подростка.

Задачи:

  1. Раскрыть теоретические основы изучения самосознания личности подростка.
  2. Представить общий качественно-количественный анализ особенностей самосознания подростка (включающий в себя определения всех трех компонентов образа «Я»).
  3. Выявить эмпирическим путем уровень самооценки личности подростков.
  4. Разработать рекомендации по индивидуальной работе с учащимися.
  5. Вычислить процентное соотношение уровня самооценки мальчиков и девочек подросткового возраста.
  6. Сравнить полученные результаты и сделать вывод.

Базой исследования: явилась средняя общеобразовательная школа №4  г. Менделеевска

Методы исследования:

1) « Изучение  общей самооценки с помощью процедуры тестирования  (Опросник  Г.Н.Казанцевой) ».

2) «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн в модификации А. М. Прихожан».

Методологическая  база исследования: подход к изучению самосознания А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, И.С. Кона, В.С. Мерлина; исследования по выявлению структуры самосознания У. Джеймса, Р. Бернса, Л.В. Бороздина.

 

Структура работы:

Работа состоит из введения, двух основных глав (теоретической  и практической), выводов по главам, заключения и списка используемой литературы, а также приложений, которые включали в себя вопросы и бланки предложенных методик.

 

 

Глава 1. Теоретические  основы изучения проблемы развития самооценки подростков

 

1.1 Изучение самосознания  в отечественной и зарубежной  психологии

 

Проблема самооценки, как  одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных  отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих  авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, В.С, Мухина, Е. Е.А. Серебрякова, А.Г. Спиркин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, Р. Бернс, К. Левин, К. Роджерс, 3. Фрейд,

А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую  психологию личности, расценивал ее в  целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа [20, с.51]. Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъективной реальности. Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как "Я". Самосознание позволяет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в нем, осознавать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его. Самосознание - это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей.

Необходимо отметить, и  это неоднократно подчеркивал С.Л. Рубинштейн, что самосознание не надстраивается по виду над личностью, а включается в нее [28, с.32]. Оно не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, а включается в процесс развития личности, как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание - это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а совсем не осознание своего сознания [28, с. 36]. Исторически самосознание - более поздний продукт развития, появившийся на основе сознания и совместно с ним возникшей речи. Различные акты самосознания - это как бы общение человека с самим собой, для которого нужно развитие внутренней речи, достаточной сформированное таких свойств мышления, как абстракция и обобщение, позволяющих субъекту составить представление и понятие о своем "Я", отличном от "Я" другого [29, с.61].

В центре проблемы самосознания лежит различение двух его сторон: выделение "Я" как субъекта («действующее Я") и как объекта самопознания и само-отношения («рефлексивное Я"). В психологической науке- это основополагающее для всех теорий "Я" различение было введено У. Джеймсом, который полагал, что в едином и целостном "Я" содержатся два неразрывных составляющих: эмпирическое "Я" («Я" как объект познания) и "чистое Я" («Я" как субъект познания). Под эмпирическим "Я" (или "Мое") У. Джеймс понимал совокупность, итог всего того, что человек может назвать своим: свое тело, одежду, жилье, семью, друзей, репутацию, творческие достижения, психические силы и качества. Это эмпирическое "Я" он подразделяет на три подсистемы:

а) материальное "Я" - тело, одежда, собственность;

б) социальное "Я" - то, чем  признают данного человека окружающие; при этом каждый человек имеет  столько социальных "Я", сколько  существует отдельных групп, с мнением  которых он считается;

 в) духовное "Я" - совокупность психических особенностей, склонностей и способностей.

Под "чистым", или познающим, "Я" У. Джеймс имел в виду то обстоятельство, что человек чувствует себя субъектом  своих действий, восприятия, эмоций и осознает свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне. Это степень центрации субъективной системы, которая может быть более либо менее отчетливо выраженной или диффузной. 
Оценить важность внутренних процессов самосознания трудно, так как они неразрывно связаны с практической деятельностью субъекта, его взаимодействием с внешним миром. Но стоит только прервать связь индивида с внешним миром, поместив его в условия изоляции, и эти внутренние процессы активизируются.

Если сознание ориентировано  на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает  и как субъект, и как объект познания и отношения [29, с.72]. Самосознание предстает собой сложный процесс (самоосознавание), динамическое образование психики, которое пребывает в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в повседневном функционировании. Результатом процесса самосознания служит Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, направленных на самого себя [27, с.45]. Я-концепция при этом не просто продукт самосознания, но и важный фактор детерминации поведения. 
Самосознание - сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считал В.С. Мерлин: во-первых, сознание своей тождественности; во-вторых, сознание своего собственного "Я" как активного, деятельного начала; в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств; в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны товарищ с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.. Сознание "Я" проявляется примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее важность в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все указанные компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Другое представление  о структуре самосознания принадлежит  В.С. Мухиной, которая выделяет пять звеньев в структуре самосознания [23, с.21]. Первое звено - имя свое, кругом которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. Благодаря имени ребенок получает вероятность представить себя как обособленного от других уникального индивида.

Второе звено - притязание на признание. С раннего возраста ребенок открывает, что все поступки делятся на "хорошие" и "плохие". Так как все хорошее эмоционально поощряется, то у ребенка появляется стремление быть хорошим, стремление к  признанию себя хорошим. Реализуя притязание на признание во всем многообразии видов деятельности, человек утверждает чувство собственного достоинства  и самоценности.

Третье звено - половая  идентификация. Она включает психологическое  признание собственной идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане.

Четвертое звено - психологическое  час личности. Оно связано с  построением субъективной картины  жизненного пути, со стремлением соотнести  себя настоящего с собой в прошлом  и будущем. 
         Пятое звено - социальное пространство личности. Это сфера прав и обязанностей человека, определяющая стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой он принадлежит.

Наиболее принятой является структура самосознания или Я-концепции (У. Джеймс, И.И. Чеснокова, Р. Берне, Л.В. Бороздина и др.), в которой выделяются следующие аспекты: когнитивный (самопознание), эмоционально-ценностный (самоотношение и самооценка) и поведенческий (саморегуляция). Когнитивная подструктура - некая описательная составляющая, фиксирующая знания, представления человека о самом себе. С точки зрения процессуальности когнитивная образующая выступает, как самопознание - процесс получения знания о себе, развитие и обобщение этих знаний из отдельных ситуативных образов. Самопознание - начальное звено, основа существования и проявления самосознания.

И.И. Чеснокова [16, с.72] предлагает различать два уровня самопознания. На первом уровне субъект соотносит себя с другими, происходит сопоставление "Я" и "другого человека". Основными внутренними приемами самопознания служат самовосприятие и самонаблюдение. На этом уровне самопознания складываются единичные образы самого себя и своего поведения, как бы привязанные к конкретной ситуации. В итоге формируются некоторые относительно устойчивые стороны представления о своем "Я", но ещё нет целостного, истинного понимания себя, как правило, уже связанного с понятием о собственной сущности. Этот уровень самопознания является основным и единственным на ранних онтогенетических ступенях развития человека примерно до подросткового возраста.

Для второго уровня самопознания характерно соотнесение знаний о себе в процессе аут-коммуникации, т.е. в рамках "Я и Я", когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе. Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и само-осмысливание, постепенно у субъекта возникает обобщенный образ своего "Я", который как бы сплавляется из единичных конкретных образов "Я" в ходе само-восприятия, самонаблюдения и самоанализа. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе, т.е. результатом процесса самопознания выступает целостный Я-образ.

Информация о работе Самооценка и ее место в самовоспитании подростка