Самооценка и ее место в самовоспитании подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить самооценку и ее место в самовоспитании подростка.
Задачи:
Раскрыть теоретические основы изучения самосознания личности подростка.
Представить общий качественно-количественный анализ особенностей самосознания подростка (включающий в себя определения всех трех компонентов образа «Я»).
Выявить эмпирическим путем уровень самооценки личности подростков.
Разработать рекомендации по индивидуальной работе с учащимися.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения проблем самооценки подростка в психологии
Изучение самосознания в зарубежной и
отечественной психологии………………………………………… 6
Самооценка как предмет самосознания
в психологии………………………………..……………….…… 12
Особенности развития самосознания детей подросткового возраста………………………………………………………….… 18
Выводы по главе 1………………………….……………………...25
Глава II. Эмпирическое исследование самооценки детей подросткового возраста
3.1. Организация и методы исследования…………………………….....28
3.2. Анализ результатов исследования..……………………………...… 31
Выводы по главе 2……………………………………………………32
Заключение………………………………………………….………..…………..33
Литература …………………………………………………………………..…..36
Приложение…………………………………………………………………..…. 39

Файлы: 1 файл

Самоценка подростка-психология.docx

— 168.67 Кб (Скачать файл)

Это самый долгий переходный период, который характеризуется  рядом физических изменений. Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления. Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

Половое созревание зависит  от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства  других эндокринных желез. Активация  и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие [27, с.281].

Ребенок вынужден постоянно  приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную  бурю». У подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей; у них практически постоянна  усиленная секреция желез коры надпочечников, обычно вызывающая мобилизацию защитных сил организма, его напряженное  функционирование в тяжелых, стрессовых ситуациях. Подростки как будто  все время находятся в состоянии  стресса. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Благодаря бурному росту  и перестройке организма в  подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется  новый образ физического «Я». На него и самосознание в целом  оказывает влияние темп полового созревания. Так, подростки с ранним созреванием обычно чувствуют себя более уверенно и спокойно, нежели подростки с поздним созреванием [27, с.283].

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем  школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток умеет оперировать  гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Кроме того, он способен на системный  поиск решений. Сталкиваясь с  новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность  каждого из них. Развиваются такие  операции, как классификация, аналогия, обобщение и др. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют  подросткам анализировать абстрактные  идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ  мировоззрения. [27, с.284].

Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Развиваются различные формы  речи, в том числе письменная. С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, заниматься разными видами конструирования и т.п.

Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями  в самостоятельности и в общении  со сверстниками. Подростковая самостоятельность  выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки и контроля, а также  в разнообразных увлечениях –  не учебных занятиях. Сильные увлечения, часто сменяющие друг друга, характерны для подросткового возраста. Выбирая себе занятие по душе, подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность, и некоторые другие [2, с. 97].

Общение со сверстниками у  подростков столь же эмоционально, что и увлечения. Общение пронизывает  всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на отношения  с родителями. Ведущей деятельностью  в этот период становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток  стремится иметь близкого, верного  друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходство, понимание и принятие своих собственных переживаний и установок [4, с. 99].

Отношения с взрослыми, прежде всего с родителями, - еще одна значимая сфера отношений подростков. Влияние родителей уже ограничено по сравнению с младшим школьным возрастом. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей. В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации то близких и взрослых.

Одна из ярких особенностей подросткового возраста – личностная нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме. Для подростка характерна нравственная неустойчивость, неустойчивая самооценка. Подросток со своей мятущейся душой пытается понять себя и открывает в себе все новые и новые черты. Его отдельные образы «Я» изменчивы и не складываются в единую, гармоничную и устойчивую систему. Стабилизация начинается только в самом конце подросткового возраста. [12,с. 294].

О личной нестабильности подростка  судят по реальному проявлению у  него совершенно разных качеств, часто  противоположных, по противоречивости его характера и устремлений. С противоречивостью подростков, их склонностью впадать в крайности, с часто встречающейся у них  неустойчивостью поведения, его  зависимостью от внешних влияний  связано появление именно в этот возрастной период серьезных социальных проблем, часто называемых подростковыми. Это ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, противоправное поведение, суициды. К ним обычно приводят особые обстоятельства: изолированность, отсутствие понимания в семье и школе, встреча с асоциальной группой  или сверстником, имеющим соответствующий  жизненный опыт.

В подростковом возрасте последовательно  проявляются две особые формы  самосознания: чувство взрослости и  «Я- концепция». Чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Это субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет). Чувство взрослости не связано с процессом полового созревания. Оно проявляется, прежде всего, в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому, в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. [12, с.303].

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу  периода, примерно в 15 лет, подросток  делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков  себя, личной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Вспомним, как развивалось  детское самосознание. К 3 годам появилась  чисто эмоциональная, завышенная самооценка. Позже, в дошкольном возрасте возникают  рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых. У младших школьников самооценка становится более адекватной и дифференцированной. Они различают свои духовные и физические качества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другими. К концу младшего школьного возраста дети, характеризуя себя, все чаще описывают типичное для них поведение, ссылаются на свои мысли и чувства [18, с. 173].

Примерно в 11-12 лет возникает  интерес к своему внутреннему  миру, а затем происходит постепенное  усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личные черты, поступки анализируются  им пристрастно. Подросток хочет  понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел  бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится  как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлексия, потребность  разобраться в себе самом порождают  и исповедальнось в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии [18, с. 268].

Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой. Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление в западной психологии называется «воображаемой аудиторией». Имея воображаемую аудиторию, подросток чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совершенно незнакомых прохожих на улице. Он все время открыт чужим взглядам, это усиливает его ранимость [24 , с. 306].

С развитием самосознания связаны и возникающая в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства  одиночества, непонятности и тоски. Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются  в аффективных вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости.

Одна из важнейших особенностей подросткового возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы  оценочных суждений, которыми подросток  начинает руководствоваться в поведении. Если, будучи младшим школьником, он действовал чаще всего либо по непосредственному  указанию старших (учителей и родителей), либо под влиянием случайных и  импульсивных побуждений, то теперь для  него основное значение приобретают  собственные принципы поведения, собственные  взгляды и убеждения. В зависимости  от того, какой нравственный опыт приобретает  подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. [10, с. 175].

Образы «Я», которые создает  в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство  его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешности, привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» - так называемого реального «Я».

Познание себя, своих различных  качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два – оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Девочка, считающая себя очаровательной, держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.

Подросток – еще не цельная  зрелая личность. Отдельные его черты  обычно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни  в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. [9, с. 147]. Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого подростка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты.

Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к не уверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция. [12, с.292].

В конце подросткового  возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются  и образуют целостную систему  – «Я-концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае – это важнейший этап в развитии самосознания. [12, с. 292].

Внешний вид подростка - еще  один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся  мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы  и сплёвывая через плечо. У  него появляются новые выражения. Девочка  начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые  она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний  вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений  и даже конфликтов в семье. Родителей  не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.

Таким образом, можно сделать  вывод, что подростковый возраст  – трудный период полового созревания и психологического взросления. В  самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно  становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Кроме  стремления к эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, опеки) подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу: впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.

Информация о работе Самооценка и ее место в самовоспитании подростка