Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:26, курсовая работа
Цель исследования – изучить самооценку и ее место в самовоспитании подростка.
Задачи:
Раскрыть теоретические основы изучения самосознания личности подростка.
Представить общий качественно-количественный анализ особенностей самосознания подростка (включающий в себя определения всех трех компонентов образа «Я»).
Выявить эмпирическим путем уровень самооценки личности подростков.
Разработать рекомендации по индивидуальной работе с учащимися.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения проблем самооценки подростка в психологии
Изучение самосознания в зарубежной и
отечественной психологии………………………………………… 6
Самооценка как предмет самосознания
в психологии………………………………..……………….…… 12
Особенности развития самосознания детей подросткового возраста………………………………………………………….… 18
Выводы по главе 1………………………….……………………...25
Глава II. Эмпирическое исследование самооценки детей подросткового возраста
3.1. Организация и методы исследования…………………………….....28
3.2. Анализ результатов исследования..……………………………...… 31
Выводы по главе 2……………………………………………………32
Заключение………………………………………………….………..…………..33
Литература …………………………………………………………………..…..36
Приложение…………………………………………………………………..…. 39
Выводы по главе 1
На основе теоретического анализа, проведенного в первой главе, мы считаем необходимым подвести общие итоги.
Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”.
Из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:
1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
2. Эмоциональное отношение
к этому убеждению (
Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).
Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:
1. Образ Я - представления индивида о самом себе.
2. Самооценка - аффективная
оценка этого представления,
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Наиболее принятой является структура самосознания - У. Джемсом. Он вывел формулу самооценки, которую обозначил термином «самоуважение».
Обобщая рассмотренные представления
о сущности самооценки в зарубежной
и отечественной психологии, можно
выделить основные направления в
определении понимания
Самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Подростковый возраст можно считать важным в развитии личности ребенка. У подростка развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка, и возникает на основе знаний и мыслей о себе.
Становление самооценки происходит
на протяжении всей жизни человека.
В подростковом возрасте ребенок отделяет
себя от оценки другого. Познание школьником
пределов своих сил происходит на основе
общения с взрослыми, сверстниками и собственного
практического опыта.
2. Эмпирическое исследование
самооценки детей подросткового возраста
2.1 Организация и методы исследования
Перед нами стоит цель – выявить соотношения элементов самосознания и на их основе представить целостную характеристику образа «Я». Путем исследования самосознания личности подростков.
Для того чтобы перейти непосредственно к результатам нашей работы мы считаем необходимым описать условия, в которых она проводилась.
В исследовании принимали участие школьники 8-9 классов, учащиеся МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Менделеевска. Было протестировано 29 человек: 15 мальчиков и 14 девочек. Для удобства обработки результатов каждый школьник получил свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурировал под ним. Стоит отметить, что исследование самооценки качеств личности проводилось в индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено достаточно времени для обдумывания.
Существует ряд методик, используемых для определения уровня самооценки. Все они, несмотря на кажущееся разнообразие, могут быть легко и четко классифицированы. Психологические особенности проявления самооценки определялись при помощи следующих методик:
Для изучения общей самооценки была выбрана методика « Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (Опросник Г.Н.Казанцевой) ».
Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника, который содержит 20 вопросов. При интерпритации результатов подсчитывается количество согласий под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под чётными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат мог находиться в интервале от -10 до +10. В зависимости от результата, выделялось три уровня самооценки: низкий, средний и высокий Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.
Следующая методика, которая проводилась на испытуемых: «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн в модификации А. М. Прихожан».
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умелые руки (умение делать много своими руками), внешность, уверенность в себе. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
Таким образом, перечисленные выше методики позволяют определить уровень самооценки подростка в общем. Методики помогут испытуемым разобраться в себе, наглядно определить свои возможности, выявить свои плюсы и минусы. По результатам тестирования испытуемые могут провести самокоррекцию поведения, самосовершенствоваться.
По первой методике «опросник Г.Н.Казанцевой». Испытуемым проведен инструктаж: вам будут зачитаны вопросы (приложение1), на которые нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».
По второй методике «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн в модификации А. М. Прихожан». Каждому испытуемому выдается бланк (приложение 2). И дается инструктаж: на каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя какого либо качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя».
2.2. Анализ результатов исследования.
Обработка полученных данных показала, что при выявлении уровня общей самооценки (Опросник Г.Н. Казанцевой) у 29% девочек и 47% мальчиков подросткового возраста уровень самооценки средний (смотрим диаграмму рис.2). 71% девочек и 40 % мальчиков имеют достаточно высокий уровень самооценки. Также 13% мальчиков имеют низкую самооценку. Результаты показывают, что у девочек общий уровень самооценки выше, чем у мальчиков подросткового возраста.
Рис. 2 Количественные данные по результатам первой методике.
Полученные результаты по методике «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн в модификации А. М. Прихожан» также говорят о том, что у девочек подросткового возраста уровень самооценки выше, чем у мальчиков (смотрим рис.3). Средний уровень самооценки у 27% мальчиков и 21% девочек, у 73% мальчиков и 50% девочек самооценка находится на высоком уровне, и очень высокий уровень самооценки получен только у 29% девочек. Анализ результатов показал, что у девочек уровень самооценки выше, чем у мальчиков подросткового возраста.
Рис. 3 Количественные данные по результатам второй методике.
Таким образом, анализ полученных данных позволяет нам делать вывод о том, что у девочек подросткового возраста уровень самооценки выше, чем у мальчиков.
Выводы главы 2
В ходе исследования уровня самооценки школьников подросткового возраста, были использованы методики на выявление и изучение уровня самооценки. Полученные данные показали, что уровень самооценки у девочек подросткового возраста выше, чем у мальчиков.
Заключение
В данной курсовой работе мы
рассмотрели понятие «
Самооценка есть склонность переживать себя как способного справиться с жизненными задачами и как заслуживающего счастья.
Самооценка, т.е. оценка личностью
себя, своих возможностей, качеств
и места среди других людей, безусловно,
относится к базисным качествам
личности. Именно она во многом определяет
взаимоотношения с окружающими,
критичность, требовательность к себе,
отношение к успехам и
Подросток, живя и действуя в окружающем мире, постоянно сравнивает себя с другими людьми, свои собственные дела и успехи с делами и успехами других людей. Такое же сравнение - самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или в работе. Иными словами, мы с детства учимся оценивать сами себя.
Также было проведено исследование на выявление уровня самооценки подростков школьного возраста. В нём приняло участие 29 человек, 14 девочек и мальчиков, учащиеся восьмых – девятых классов МОУ «Средней общеобразовательной школы № 4» г.Менделеевскка.
Испытуемым предстояло выполнить комплекс методик, направленных на изучение уровня самооценки: методика «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (Опросник Г.Н.Казанцевой) », «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн в модификации А. М. Прихожан».
Подводя итог проделанной
работе, следует сказать, что она
действительно имеет
Список литературы
1.Абрамова В.Е. Психическая
регуляция нравственно-
2.Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.
3.Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем - Казань, 2000.
4.Алемаскин М.Л.
5.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю.Брянцевой и Б.Красовского. - М., 1999.
6.Башкатов И.П. Психология
неформальных подростково-
7. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности. Автореф. канд. психол. наук – Н., 2000.
8.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. 1998.
9. Бороздина Л.В. Теоретико-
10. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998.
11.Возрастные и
12.Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. - Т.4. - М., 1999.
Информация о работе Самооценка и ее место в самовоспитании подростка