Самооценка и межличностные отношения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Файлы: 1 файл

первая глава.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

     Введение 

     Формирование  социально активной, нравственной, реализующей  свои способности  личности – главные  задачи образования, успешность решения  которых во многом зависит от направления  и темпа реформ школьной жизни. Одной  из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический  дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

     В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

     Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, на формирование межличностных отношений школьника в группе, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки и межличностного общения в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

     Цель: изучение взаимосвязи самооценки и межличностных отношений в группе младшего школьника.

     Объект  исследования: личностная сфера младшего школьника.

     Предмет исследования: особенности  самооценки и межличностных отношений младшего школьника.

     Для достижении поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. изучить особенности формирования самооценки младшего школьника.
  2. определить особенности межличностных отношений младшего школьника в группе.
  3. выявить связь самооценки и межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
  4. рекомендации по формированию межличностных отношений
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические аспекты проблемы самооценки и     межличностные отношения младших школьников

     1.1. Межличностные отношения  младших школьников  в группе 

     Исследование  феномена межличностные отношения  посвятили свои работы такие авторы, как Г.М. Андреева, А.А. Бодалева, Н.Н. Обозов, Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский.

     В психологическом словаре, под редакцией  Ю.Л. Неймера (Неймер, 2003, с. 203), понятие межличностные отношения, обозначено как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения.

     В цикле исследований, проведенных  под руководством А.А. Бодалева предметом  исследования межличностных отношений  являются представления человека о другом (о его социальных и личностных качествах), возникающие в результате межличностного восприятия и познания (Бодалев, 1983, с. 67).

     Развитие  межличностных отношений во многом обуславливается особенностями  общающихся. К ним относятся: пол, возраст, национальность, профессия, состояние здоровья, опыт общения  с людьми, личностные характеристики. Н.Н. Обозов отмечает, что опыт общения  с людьми позволяет практически осваивать и применять разнообразные нормы общения с разными людьми и формировать социальный контроль за проявлением своих эмоций. В ходе исследований были выделены личные качества, затрудняющие развитие межличностных отношений. К ним относятся: самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, самодовольство, тщеславие, постоянная склонность не соглашаться с партнером, двуличие, неискренность (Обозов, 1979, с. 78).

     Общение характеризуется как наблюдаемый  процесс, в котором актуализируется  и проявляется, это такое поведение  людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения.

     Одним из явлений межличностных отношений  выделяют взаимоотношения – личностно  значимое образное, эмоциональное и  интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние (Коломинский, 2003, с.71).

     Можно с некоторыми оговорками принять  такой факт, что человек как  личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что  почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных больших социальных и малых групп. Большую часть своей жизни человек проводит в малой группе. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать, как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно авторитетным социально-психологическим образованием (Немов, 2001, с.523).

     Существование любой группы имеет общие закономерности:

     1. Группа неизбежно структурируется. 

     2. Группа развивается.

     Положение человека в группе может неоднократно меняться. Одним из существенных видов  групп является коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.

     Выделяют три этапа формирования учебного коллектива. На первом организационном этапе группа учащихся не представляет собой коллектив. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. Он внимательно изучает каждого члена группы, его характер, особенности личности. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, то есть активным приспособлением к учебному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения.

     Второй  этап формирования и развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, то есть члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Этот этап характеризуется созданием системы межличностных и деловых отношений между членами коллектива. Педагогу для организации соответствующей коррекционной работы чрезвычайно важно знать, какова структура межличностных отношений в коллективе, а также на чем они основаны. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявить скрытую от непосредственного наблюдения структуру межличностных взаимоотношений в группе, выявить лидеров и статусное положение всех остальных членов группы. Лидер – определяющая сила группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

     Третий  этап развития коллектива характеризуется  высоким уровнем сплоченности –  ценностно-ориентированного единства, близости взглядов, оценок и позиций  членов группы по отношению к объектам наиболее значимым для группы в целом.

     Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат – совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности; к членам коллектива; к руководителю.

     Для выявления структуры межличностных  отношений в группе необходимо выявить, что показатели этих объектов характеризуют структуру межличностных отношений в данной, определенной группе (Чеховских,2001, с.185).

     Межличностные отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности, а именно, но критериях выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и правильное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно и проходит ряд этапов (Столяренко, 1997, с.277).

     В свою очередь Я. Коломинский критериями выбора называл вопросы о желании  человека совместно с кем-либо участвовать  в какой-либо деятельности. Например: «С кем вы хотите вместе решать задачу?»  или «Кого вы пригласите на день рождения?». Часто успех изучения взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопросов, критериев. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии выявляют более глубокие и устойчивые отношения людей.

     Деление критериев по силе, обобщенности связано с представлением о наличии между людьми спонтанных, непосредственных влияний как основы межличностных отношений.

     Взаимоотношения между учениками в классе –  это не отношения, которые возникают в процессе их совместной деятельности. Деятельность школьника складывается из учения и других дел – трудовых, общественных, бытовых. Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп (Коломинский, 2003, с.75).

     Группы  сверстников остаются важными в течение всего среднего детства – от шести до двенадцати лет. Но за это время, как в их организации, так и в их значении, для ребенка происходят заметные перемены.

     В начале среднего детства группы сверстников  относительно неформальны. Они обычно создаются самими детьми, имеют очень мало действующих правил и их состав быстро меняется. Структура самой группы отличается в этом возрасте большой гибкостью. Группа сверстников приобретает существенно большее значение для ее членов, когда они достигают десяти, двенадцати лет. Группа приобретает для ребенка исключительную важность. В этот период организационная структура групп становится более формальной. Могут появиться специальные требования к желающим стать членом группы, ритуалы посвящения для новичков и регулярные собрания членов группы. Весьма важным становится деление по половому признаку. Эти строгие установки в отношении правил, конформности и половой сегрегации становятся обычными для взаимодействия детей в конце среднего возраста.

     Таким образом, межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов влияющих на них.

     К группе сверстников относится и  группа сверстников младшего школьного возраста.

     Младший школьник – это человек, активно  овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе (Дубровина, 1999, с.423).

     С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений  между детьми младшего школьного  возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью.

     Приобретение  навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка  на этом возрастном этапе.

     Новая социальная ситуация и новые правила  поведения приводят к тому, что  в первый год обучения повышается уровень конформности детей, что  является закономерным следствием вхождения  в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу.

     Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель.

     Ко II и III классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными.

     Обычно  дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую  роль играет и близость их места  жительства и половых признаках.

     Характерная черта взаимоотношений младших  школьников состоит в том, что  их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств  и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом  живут, интересуются чтением или рисованием. Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Но в целом дети III – IV классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в III классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности. Третьиклассники мотивируют выбор определенными нравственными качествами других детей (Сапагова, 2001, с.323).

Информация о работе Самооценка и межличностные отношения младших школьников