Самооценка и межличностные отношения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Файлы: 1 файл

первая глава.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

     Наиболее  естественно, как  уже отмечалось, реагируют  на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку: Дети с низким уровнем самооценки, если им предложить самим найти ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят.

     Как уже говорилось, в  самооценке ребенка  отражается не только его отношение  к уже достигнутому, но и то, каким  он хотел бы быть, его стремления, надежды.

     Самооценка  ребенка обнаруживается не только в том, как  он оценивает себя, но и в том, как  он относится к  достижениям других. Дети с завышенной самооценкой не обязательно  расхваливают себя, но зато они охотно отрицают все, что  делают другие. Ученики  с заниженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

     Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и  все другие особенности  личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором  основная роль принадлежит семье и школе.

     Дети  с высокой самооценкой  отличались активностью, стремлением к  достижению успеха как  в учении и в  общественной работе, так и в играх.

     Совсем  по-иному ведут  себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность –  неуверенность в  себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

     Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в  том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается  в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но  совсем выводит из стоя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается.

     Основная  тенденция в становлении  самооценки заключается  в постепенном выделении ребенком тех или иных качеств из отдельных видов деятельности и поступков, обобщении их и осмыслении сначала как особенностей поведения, а затем и как относительно устойчивых качеств личности.

     Развитие  самооценки у детей, по мнению П.Т. Чаматы, проходит в два этапа: на первом дети, оценивая себя, ограничиваются главным образом оценкой своих действий и поступков, а на втором в сферу самооценки включаются внутренние состояния и моральные качества личности. Формирование второго, высшего этапа самооценки начинается в подростковом  возрасте и продолжается в течение всей жизни человека по мере накопления социального опыта и дальнейшего умственного развития (Чаматы, 2001, с.120).

     Но  формирование у ребенка  определенного круга  ценностей происходит, конечно, не только в школе. Ребенок черпает их из книг, из бесед со своими близкими, их таких источников информации, как радио и телевидение.

     Часть оценок переносится  ребенком на самого себя – это оценки поведения и качеств  личности. Уже после  первого полугодия  первоклассник имеет  достаточно отчетливые критерии оценки результата учебной работы. При  этом выявляется такая  закономерность –  сначала у ребенка формируются критерии оценки и их применения по отношению к другим, а затем – и далеко не в полной форме – по отношению к  себе. 
 

     Таким образом, самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику, Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет.

     Усваивая  в процессе обучения и воспитания  определенные нормы  и ценности, младший школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки.

     В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего – пусть еще несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности

     В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

 

      Выводы по главе 1

     Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.

     Ребенок младшего школьного возраста большую часть времени проводит в школе, и основной его деятельностью является учебная. В этой связи, считается, что мощным фактором воздействия на самооценку младшего школьника выступает оценка учителя. Дети, ориентируясь на оценку учителя, считают себя и своих сверстников «отличниками», «двоечниками», хорошими и плохими учениками.

     Во  всем многообразии сведений о становлении  самооценки в младшем  школьном возрасте практически  отсутствуют данные, касающиеся влияния  на самооценку социального  статуса.

     Изучение  данной проблемы в условиях обучения воспитания детей актуально, прежде всего, потому, что это имеет выход к решению вопроса о психологическом здоровье школьника, столь остро стоящем в рамках современного обучения. Благоприятно складывающиеся отношения между учеником и учителем способствуют личностному развитию ребёнка и включению его в продуктивную деятельность, способствует развитию межличностных отношений в группе младших школьников.

 

Глава 2. Выявление взаимосвязи  самооценки младшего школьника и его  статуса в группе сверстников

2.1. Диагностика уровня  самооценки младшего  школьника

2.1.1. Организация и  методы исследования

     Наше  исследование проводилось  в МОУ СОШ «Средняя общеобразовательная  школа №83 г. Волгоград» во 2 «А» классе. Возраст  детей 7-9 лет. В классе 16 учащихся.

     Цель  данного этапа  экспериментального исследования: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.

     Объект  исследования: личностная сфера младшего школьника.

     Предмет исследования: особенности  самооценки младшего школьника.

     Задачи  диагностической работы:

  1. подобрать диагностические методики;
  2. провести диагностику;
  3. обработать полученные результаты;
  4. оформить протоколы исследования;
  5. разработать рекомендации для родителей и учителей.

     Методика  Дембо- Рубинштейн.

     Материал: калькулятор, карточки с набором слов, характеризующих отдельные качества личности.

     Ход опыта: Экспериментальная часть опыта выполняется в аудитории. Экспериментатор выдает стимульный материал испытуемым и просит отобрать 5 качеств, которые, по мнению испытуемого, характеризуют идеальную личность. Испытуемый выбирает из предложенного перечня качеств указанное количество слов и составляет из них два ряда. Первый ряд представляет собой набор качеств личности идеала испытуемого, является самым важным для идеала. Далее записываются качества идеала по мере убывания их значимости для испытуемого. Во втором ряду испытуемый записывает то качество, которое, по его мнению, развито у него самого в наибольшей степени. Затем так же, как и в первом ряду, испытуемый записывает качества собственной личности по мере убывания степени их развития у себя.

     Обработка результатов: После заполнения двух рядов подсчитывается коэффициент ранговой корреляции по Спирмену и делается вывод о количественном уровне самооценки. Формула: R=1-(6/a*(a -1))*b, где а – это количество качеств, а b- это сумма квадратов разностей.

     При этом надо иметь в виду, что значение коэффициента менее 0,35 соответствует  низкой самооценке, от 0,35 до 0,7 – средней  и более 0,7 – соответствует высокому уровню самооценки.

     Данная  методика основана на непосредственном оценивании школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

     Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер, ум и т.д. Уровень развития каждого качества человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее.  В бланке нарисованы семь линий. Они обозначают:

  1. Ум, способности
  2. Характер
  3. Авторитет у сверстников
  4. Умение многое делать своими руками
  5. Внешность
  6. Уверенность в себе

     Под каждой линией написано, что она  означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны  вашей личности в данный момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

     Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.

  1. По каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки – расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».
  2. Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:

    Таблица №1

  Низкий Средний Высокий
Уровень притязаний До 60 60-74 75-100
Уровень самооценки До 45 45-59 60-100
 

     Следующая используемая нами методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки, автор А.В. Захарова.

     Материал: рисунки для выполнения субтестов.

     Экспериментатор предъявляет испытуемому рисунок  и просит его выполнить задание соответствующего субтеста.

     Ход опыта:

  1. Экспериментальная часть.

     Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.

     Субтест №2. Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги- это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат(сестра), учитель, друзья.

       

     О- отец

     М- мать

     Д- дедушка

     Б- бабушка

     Б2- брат

     С- сестра

     Др  – друзья

     У- учитель

     Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик( точку) там, где находишься ты.

Информация о работе Самооценка и межличностные отношения младших школьников