Самооценка и межличностные отношения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Файлы: 1 файл

первая глава.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

     

     Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.

     

     Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?

     

  1. Обработка результатов:

     Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.

     Субтест№2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.

     Субтест№3. определяет социальную заинтересованность( чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же  степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.

     Субтест№4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.

     Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства ( при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг).

     Для изучения психологических особенностей самооценки младших школьников с  целью выявления детей группы риска использовались следующие методики:

  1. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
  2. Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (автор А.В. Захарова).

 

      2.1.2.Анализ результатов  исследования самооценки  младшего школьника

     Анализы результатов представлены в таблицах. Детям были розданы бланки, на которых уже были начерчены линии, каждая из которых уже была подписана. Учащиеся отмечали соответствующими значками:

    • При каком уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя(х);
    • Как они оценивают развитие у себя этого качества, стороны в данный момент (-).

     Исследование  проводилось в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 25 минут. При обработке учитывались показатели уровня самооценки. Полученные результаты представлены в следующей таблице:

     Таблица № 2

     Методика  Дембо - Рубинштейна

№№ Ф.И. II III IV V VI VII Общ. показ. Кол. показ. Уров. самооц.
1 Стас К. 85 72 99 100 100 100 556 92 Выс.
2 Вероника А. 76 94 85 98 100 96 549 92 Выс.
3 Женя П. 73 78 72 80 77 77 457 76 Выс.
4 Артем Ч. 58 59 68 77 86 92 440 73 Выс.
5 Юнус С. 95 75 99 98 87 99 553 92 Выс.
6 Настя К. 58 48 89 19 92 15 321 54 Ср.
7 Паша Д. 78 78 98 88 83 100 525 88 Выс.
8 Саша Р. 76 66 79 80 72 79 452 75 Выс.
9 Керим С. 75 83 78 98 96 82 512 85 Выс.
10 Влад М. 88 90 89 91 93 93 544 91 Выс.
11 Аня М. 97 98 96 93 100 96 580 97 Выс.
12 Марат Б. 90 67 94 84 99 99 533 87 Выс.
13 Олег К. 48 44 39 57 69 70 327 55 Ср.
14 Максим К. 93 98 84 98 86 96 555 93 Выс.
15 Юра Н. 50 50 98 95 85 100 478 80 Выс.
16 Вика К. 53 57 79 90 85 78 442 74 Выс.
17 Коля К. 92 44 100 59 40 92 427 71 Выс.
18 Лейсан К. 90 71 93 100 100 98 552 92 Выс.
 

     По  итогам данной методики можно сделать  вывод, что у 16 человек завышенная самооценка, что составляет 89%, у 2 человек – средняя ( 11%). Учащихся с низкой самооценкой не выявлено.

     Следующая методика направлена на определение  эмоционального уровня самооценки.

     Детям раздали бланки, которые содержат 5 заданий (5 субтестов). На выполнение детям давалось 25 минут. Исследование проводилось в спокойной обстановке. Полученные результаты представлены в следующей таблице:

     Таблица № 3

     Выявление эмоционального уровня самооценки

№№ Ф.И. Уровень самооценки Отношение с  близкими людьми Социальная заинтересованность Индивидуализация
1 Стас К. Средняя Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает  давление бабушку, друзей и учителя Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
2 Вероника А. Высокая Допускает давление мамы и дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
3 Женя П. Низкая Допускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки; оказывает  давление на брата, друзей и учителя Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
4 Артем Ч. Средняя Допускает давление отца, матери, бабу., дед., друзей. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
5 Юнус С. Низкая Допускает давление бабуш., матери, отца,брата. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
6 Настя К. Низкая Допускает давление друзей, сестры, матери, учителя Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
7 Паша Д. Средняя Допускает давление матери и отца;Оказывает давление на баб.,дед., друзей,учителя Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
8 Саша Р. Низкая Допускает давление брата,баб., матери., сестры., друзей; оказывает  давление на учителя, отца. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
9 Керим С. Средняя Допускает давление брата, матери, отца, баб. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
10 Влад М. Низкая Допускает давление брата, матери, отца, друзей. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
11 Аня М. Низкая Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца; Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
12 Марат Б. Средняя Допускает давление отца , брата. Оказывает влияние на мать. Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
13 Олег К. Низкая Допускает давление баб., матери, отца, друзей, учителя. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
14 Максим К. Высокая Допускает давление матери и отца Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
15 Юра Н. средняя Допускает давление отца, матери, брата, баб., учителя. Оказывает влияние на друзей и дед. Заинтересован в соц.контактах. Признает сходство с другими
16 Вика К. средняя Допускает давление учителя, сестры, баб., матери, отца; Оказывает  давление на друзей Заинтересован в соц.контактах. Считает себя уникальным
 

     Анализируя  полученные результаты, можно сделать  следующий вывод: у 2 учащихся высокий  уровень самооценки, у 7-средний и у 7- низкий. То есть согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 12, 5%, средний – 43, 75%, а низкий у 43, 75 % учащихся. Так же можно сказать что 56 % учащихся во 2 «А» классе признает свое сходство с другими, а вот 44% считают себя уникальными.

     В учебной деятельности учителю следует  обратить внимание на группу детей  с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

     Учащиеся с высоким уровнем самооценки:

  1. Вероника А.
  2. Максим К.

     Учащиеся  с низким уровнем самооценки:

  1. Женя П.
  2. Настя К.
  3. Юнус С.
  4. Саша Р.
  5. Влад М.
  6. Аня М.
  7. Олег К.
 

    Вывод к параграфу.

     От  самооценки младшего школьника зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает школьнику нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний младшего школьника и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в жизненных ситуациях, так и в учебной деятельности, в межличностном общении. 

 

     
    1. Диагностика межличностных отношений  младших школьников в группе сверстников

    2.2.1 Организация и  методы исследования

     Задачами  нашего исследования являются:

    • осуществление теоретического понятия «межличностные отношения»;
    • изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника;
    • выявление социометрического статуса младших школьников;
    • диагностировать структуру межличностных взаимоотношений в группе сверстников младшего школьного возраста.

     Гипотеза  исследования: положение в системе  межличностных отношений или  социальный статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений.

     Для проведения гипотезы были использованы метод социометрии и проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова).

     Социометрия – метод, который уже традиционно используется в отечественной психологии при изучении межличностных отношений в малой группе. Данный метод был впервые предложен американским психологом и психиатром Дж. Морено для определения характерных особенностей и оптимизации межличностных отношений в группе, включая в себя не только определение положения личности в системе отношений, но и психодраму.

     Основными принципами социометрии является доверительность  испытуемых к исследователю и  конфиденциальность результатов, которые  получаются в результате этого метода. Если испытуемые доверяют исследователю  и уверены в том, что результаты, полученные с помощью этого метода, не будут использоваться в практике межличностного взаимодействия, то достоверность этого метода значимо увеличивается.

     Этот  метод мы использовали для исследования межличностных отношений в группе сверстников 2 «А» в МОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа № 83 г. Волгоград».

     Этапы проведения социометрического метода:

  1. Проведение подготовительной беседы (необходимо настроить испытуемых на сотрудничество, доверительность, указать).
  2. Испытуемым предлагаются вопросы следующего содержания:1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? 2. С кем бы ты хотел играть в одной команде? 3. Кого бы ты пригласил на свой день рождения? 4.С кем ты дружишь?
  3. Испытуемым предлагается указать фамилию или инициалы.
  4. Составление социометрической матрицы.
  5. Подведение итогов социометрического исследования (определение социометрического статуса каждого члена группы, коэффициент благополучия отношений в группе, коэффициент оптимальности отношений, коэффициент «изолированности», коэффициент взаимных выборов).

     Назначение  методики «Что мне нравится в школе» состоит в выявлении межличностных  отношений в группе детей, то есть выявляется тенденция, как часто под заданным вопросом дети понимают именно общение с друзьями, с другими детьми, как часто дети рисуют совместные игры. Испытуемым предлагается нарисовать то, что им нравится в школе. При этом необходимо упомянуть, что за рисунки не ставятся отметки.

Информация о работе Самооценка и межличностные отношения младших школьников