Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа
Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.
Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.
Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?
Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.
Субтест№2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.
Субтест№3. определяет социальную заинтересованность( чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.
Субтест№4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.
Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства ( при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг).
Для изучения психологических особенностей самооценки младших школьников с целью выявления детей группы риска использовались следующие методики:
2.1.2.Анализ результатов исследования самооценки младшего школьника
Анализы результатов представлены в таблицах. Детям были розданы бланки, на которых уже были начерчены линии, каждая из которых уже была подписана. Учащиеся отмечали соответствующими значками:
Исследование
проводилось в спокойной
Таблица № 2
Методика Дембо - Рубинштейна
№№ | Ф.И. | II | III | IV | V | VI | VII | Общ. показ. | Кол. показ. | Уров. самооц. |
1 | Стас К. | 85 | 72 | 99 | 100 | 100 | 100 | 556 | 92 | Выс. |
2 | Вероника А. | 76 | 94 | 85 | 98 | 100 | 96 | 549 | 92 | Выс. |
3 | Женя П. | 73 | 78 | 72 | 80 | 77 | 77 | 457 | 76 | Выс. |
4 | Артем Ч. | 58 | 59 | 68 | 77 | 86 | 92 | 440 | 73 | Выс. |
5 | Юнус С. | 95 | 75 | 99 | 98 | 87 | 99 | 553 | 92 | Выс. |
6 | Настя К. | 58 | 48 | 89 | 19 | 92 | 15 | 321 | 54 | Ср. |
7 | Паша Д. | 78 | 78 | 98 | 88 | 83 | 100 | 525 | 88 | Выс. |
8 | Саша Р. | 76 | 66 | 79 | 80 | 72 | 79 | 452 | 75 | Выс. |
9 | Керим С. | 75 | 83 | 78 | 98 | 96 | 82 | 512 | 85 | Выс. |
10 | Влад М. | 88 | 90 | 89 | 91 | 93 | 93 | 544 | 91 | Выс. |
11 | Аня М. | 97 | 98 | 96 | 93 | 100 | 96 | 580 | 97 | Выс. |
12 | Марат Б. | 90 | 67 | 94 | 84 | 99 | 99 | 533 | 87 | Выс. |
13 | Олег К. | 48 | 44 | 39 | 57 | 69 | 70 | 327 | 55 | Ср. |
14 | Максим К. | 93 | 98 | 84 | 98 | 86 | 96 | 555 | 93 | Выс. |
15 | Юра Н. | 50 | 50 | 98 | 95 | 85 | 100 | 478 | 80 | Выс. |
16 | Вика К. | 53 | 57 | 79 | 90 | 85 | 78 | 442 | 74 | Выс. |
17 | Коля К. | 92 | 44 | 100 | 59 | 40 | 92 | 427 | 71 | Выс. |
18 | Лейсан К. | 90 | 71 | 93 | 100 | 100 | 98 | 552 | 92 | Выс. |
По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 16 человек завышенная самооценка, что составляет 89%, у 2 человек – средняя ( 11%). Учащихся с низкой самооценкой не выявлено.
Следующая методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки.
Детям раздали бланки, которые содержат 5 заданий (5 субтестов). На выполнение детям давалось 25 минут. Исследование проводилось в спокойной обстановке. Полученные результаты представлены в следующей таблице:
Таблица № 3
Выявление эмоционального уровня самооценки
№№ | Ф.И. | Уровень самооценки | Отношение с близкими людьми | Социальная заинтересованность | Индивидуализация |
1 | Стас К. | Средняя | Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление бабушку, друзей и учителя | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
2 | Вероника А. | Высокая | Допускает давление мамы и дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
3 | Женя П. | Низкая | Допускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки; оказывает давление на брата, друзей и учителя | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
4 | Артем Ч. | Средняя | Допускает давление отца, матери, бабу., дед., друзей. | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
5 | Юнус С. | Низкая | Допускает давление бабуш., матери, отца,брата. | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
6 | Настя К. | Низкая | Допускает давление друзей, сестры, матери, учителя | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
7 | Паша Д. | Средняя | Допускает давление матери и отца;Оказывает давление на баб.,дед., друзей,учителя | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
8 | Саша Р. | Низкая | Допускает давление брата,баб., матери., сестры., друзей; оказывает давление на учителя, отца. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
9 | Керим С. | Средняя | Допускает давление брата, матери, отца, баб. | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
10 | Влад М. | Низкая | Допускает давление брата, матери, отца, друзей. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
11 | Аня М. | Низкая | Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца; | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
12 | Марат Б. | Средняя | Допускает давление отца , брата. Оказывает влияние на мать. | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
13 | Олег К. | Низкая | Допускает давление баб., матери, отца, друзей, учителя. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
14 | Максим К. | Высокая | Допускает давление матери и отца | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
15 | Юра Н. | средняя | Допускает давление отца, матери, брата, баб., учителя. Оказывает влияние на друзей и дед. | Заинтересован в соц.контактах. | Признает сходство с другими |
16 | Вика К. | средняя | Допускает давление учителя, сестры, баб., матери, отца; Оказывает давление на друзей | Заинтересован в соц.контактах. | Считает себя уникальным |
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: у 2 учащихся высокий уровень самооценки, у 7-средний и у 7- низкий. То есть согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 12, 5%, средний – 43, 75%, а низкий у 43, 75 % учащихся. Так же можно сказать что 56 % учащихся во 2 «А» классе признает свое сходство с другими, а вот 44% считают себя уникальными.
В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.
Учащиеся с высоким уровнем самооценки:
Учащиеся с низким уровнем самооценки:
Вывод к параграфу.
От
самооценки младшего
школьника зависит характер
его общения, отношения
с другими людьми, успешность
его деятельности, дальнейшее
развитие его личности.
Адекватная самооценка
дает школьнику нравственное
удовлетворение. Самооценка,
особенно способностей
и возможностей личности,
выражает определенный
уровень притязаний,
определяемый как уровень
задач, которые личность
ставит перед собой
в жизни и к выполнению
которых считает себя
способной. Уровень
притязаний младшего
школьника и, следовательно,
характер его самооценки
ярко выявляются в различных
ситуациях выбора, как
в жизненных ситуациях,
так и в учебной деятельности,
в межличностном общении.
2.2.1 Организация и методы исследования
Задачами нашего исследования являются:
Гипотеза исследования: положение в системе межличностных отношений или социальный статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений.
Для проведения гипотезы были использованы метод социометрии и проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова).
Социометрия – метод, который уже традиционно используется в отечественной психологии при изучении межличностных отношений в малой группе. Данный метод был впервые предложен американским психологом и психиатром Дж. Морено для определения характерных особенностей и оптимизации межличностных отношений в группе, включая в себя не только определение положения личности в системе отношений, но и психодраму.
Основными принципами социометрии является доверительность испытуемых к исследователю и конфиденциальность результатов, которые получаются в результате этого метода. Если испытуемые доверяют исследователю и уверены в том, что результаты, полученные с помощью этого метода, не будут использоваться в практике межличностного взаимодействия, то достоверность этого метода значимо увеличивается.
Этот
метод мы использовали для исследования
межличностных отношений в
Этапы проведения социометрического метода:
Назначение
методики «Что мне нравится в школе»
состоит в выявлении
Информация о работе Самооценка и межличностные отношения младших школьников