Самооценка и межличностные отношения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Файлы: 1 файл

первая глава.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)
 

 

       Рекомендации родителям, педагогам

      Особенно  широко в коррекционной работе с  детьми используется понятие «ведущая деятельность». В дошкольном и младшем школьном возрасте такой ведущей деятельностью является игра в различных ее разновидностях, в младшем школьном возрасте — общение и различного рода совместная взаимодеятельность.

      Деятельностный  принцип коррекции: во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.

      Основная  цель психокоррекции состояла в следующем - психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии.

      Коррекционная программа направлена на тренировку навыков общения, коррекцию самооценки, преодоление невротических особенностей личностей. Она состояла из 10 занятий и индивидуальной коррекционной работы с проблемами, которые были обнаружены во время диагностики.

      На  первых двух занятиях психолог предупреждает  группу, что его во время тренинга совершенно не волнует техника и  качество речи, и поэтому первые занятия будут проходить в «режиме молчания» с помощью только жестов либо (в крайнем случае) письменных вопросов. Это сразу снимает психологическое напряжение у школьника, создает более творческую атмосферу занятий.

      Занятие 1. Цель: тренировка невербального  общения.

      Упражнения:

      «Присоединение  по позе». Один партнер сидит так, как ему удобно, второй — старается  максимально точно скопировать  его позу. Потом они меняются ролями.

      «Присоединение  по дыханию». Один партнер вспоминает что-то приятное, второй смотрит и  старается дышать синхронно. По завершении пара меняется ролями.

      «Покажи действие». Дети по очереди показывают, пользуясь средствами пантомимы, какую-то деятельность: готовлю уроки, работаю за компьютером, убираю и т. п.

      «Продолжи действие». Начинается как предыдущее упражнение, но по сигналу психолога действие прекращается, и его продолжает другой участник.

      Занятие 2. Цель: продолжение  тренировки невербального  общения.

      Упражнения:

      «Эмоции по кругу». Упражнение, аналогичное  тому, что проводилось с младшей  группой, но младшие школьники сами по очереди выбирают и демонстрируют какое-то эмоциональное состояние.

      «Войти  в образ». Один ребенок выходит  из помещения и представляет себя кем-то другим: бабушкой, хулиганом, учителем. Войдя в тренинговый зал, в  течение 1-2 минут демонстрирует особенности походки, мимики, поведения персонажа.

      «Тень». Группа разбивается на пары. Один ходит, садится, ведет себя, как ему удобно и приятно. Партнер-тень полностью  копирует движения ведущего.

      «Ладошки». Партнеры становятся напротив друг друга, закрывают глаза, соприкасаются ладонями. Задание — делать какие-либо движения, сохраняя контакт ладоней.

      Занятие 3. Цель: тренировка эмоциональной  саморегуляции.

      Упражнение:

      «Ситуации». Школьники выбирают названия каких-либо эмоциональных состояний: «Заинтересованность», «Радость», «Гнев». Каждый из участников - по одному состоянию. Потом ведущий называет различные эмоционально-нагруженные ситуации: «Отвечаю около доски и отношусь к этому...» Бросает мяч ребенку, который отвечает «своим» эмоциональным состоянием: «... с интересом». Это упражнение помогает отделить ситуацию как таковую от эмоционального отношения к ней.

      Занятие 4. Цель: тренировка навыков  поведения в конфликтных  ситуациях.

      Упражнения:

      «Рамки  разговора». В паре каждый младший школьник решает, какую деятельность он хочет осуществлять со своим партнером. Например: «Я хочу, чтобы мы пошли погулять в парк», «Я хочу, чтобы мы попили сока в кафе». Во время первой части упражнения детям предлагается договориться между собой, используя рамку высказывания: «Нет, но...» После того, как группа убедится, что таким образом достигнуть согласия трудно, они меняют партнеров и договариваются, используя рамку «Да, и еще...», убеждаясь, что достичь согласия таким образом значительно легче.

      «Три  позиции». Кто-то из детей вспоминает ситуацию, в которой возник конфликт - со взрослыми или сверстниками. С помощью психолога он анализирует ситуацию, входя в три разные роли: самого себя, своего собеседника, постороннего наблюдателя, — пока не находит наилучшего для себя варианта поведения.

      Занятие 5. Цель: расширение диапазона  поведения во время общения.

      Упражнение:

      Сатир-категории. Психолог знакомит школьника с вариантами поведения во время общения: блаймер, плакатер, компьютер, дистрактор, — и предлагает им продемонстрировать сначала один, а до конца занятия все варианты поведения во время диалога. Двое разговаривают, двое (стоя за их спинами) демонстрируют карточки с названиями Сатир-категорий. Надо, не прекращая диалога, перейти к другому стилю поведения

      Занятие 6. Цель: начало тренировки навыков общения в группе.

      Упражнение:

      «Воздушный  шар». Дети садятся в круг и попадают в заданные обстоятельства игры: «Летим на воздушном шаре к острову, на котором осуществляются все желания». Дается время на сбор вещей, установление иерархии — кто за что отвечает. Начинается «путешествие», во время которого ведущий-психолог создает приключения, например: «Прямо по курсу — НЛО!», и быстро реагирует, развивая сюжет, на действия группы, пока команда не «доберется до острова» или не «погибнет». Это зависит от успешности взаимодействия в группе и возможностей быстрого реагирования на внешние воздействия.

      После игры проводится анализ поведения участников: «Чего вы хотели достичь?», «Удалось ли это?», «Что в твоем характере  мешало достижению цели?»

      Занятия 7—8. Цель: продолжение  тренировки навыков  общения в группе.

      Упражнения:

      Аналогичные игры-приключения: «Пиратский корабль», «Цивилизация», «Фирма», где дети тренируются, изменяя роли, общаться в группе и достигать своей цели.

      Занятие 9. Цель: формирование целенаправленного поведения, навыков формулирования цели.

      Упражнение:

      «25 желаний». Школьники пишут 25 своих желаний, потом разбивают их на группы: «Хочу иметь...», «Хочу быть...», «Хочу достичь...» Выбирают из них какое-то среднее по сложности и тренируются в парах по построению цели, согласно критериям:

      • позитивная формулировка,

      • зависит именно от тебя, а не от других,

      • что будет, когда я этого достигну?

      • как я узнаю, что уже достиг?

      • какой надо сделать первый шаг?

      Занятие 10. Цель: завершение работы группы.

      Упражнения:

      Никаких упражнений! Пьем чай, рассказываем, чему научились в группе, чего желаем в жизни, вспоминаем смешные случаи, радуемся окончанию курса лечения, грустим, танцуем...

      Говоря  о коррекции агрессивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком. К неспецифическим, т.е. подходящим ко всем детям, способам взаимодействия относятся известные всем "золотые правила" педагогики:

      - не фиксировать внимание на  нежелательном поведении ребенка и не впадать самим в агрессивное состояние. Запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, недоумения, огорчения учителей по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала;

      - реагировать и откликаться на  любые позитивные сдвиги в  поведении ребенка, какими бы  незначительными они ни были. Это трудное задание. Учителя  признаются, что порой приходится  несколько (!) недель потратить  на поиск позитивного в ребенке,  а ведь реагировать необходимо сразу, по ситуации. Ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают и ценят.

      К специфическим методам коррекции  можно отнести:

      - релаксационный тренинг, который  педагог может как вводить  в урок, так и использовать в специальных коррекционных занятиях. Наш опыт использования различных "путешествий" в воображении на уроках говорит об уменьшении гиперактивности, внутренней напряженности как предпосылок агрессивных актов. Можно использовать кратковременные формы расслабления. Например,

      "Зигфрид"

      1. Фаза напряжения. Сядьте прямо,  как свеча. Разведите руки, плечи  и предплечья под прямым углом.  Отведите плечи как можно дальше  назад, как будто вы хотите  удержать между лопаток маленький  предмет, например, карандаш.

      2. Фаза расслабления. Как только вы почувствуете боль, два раза вдохните и выдохните, затем расслабьтесь. Плечи и голова расслабленно падают вперед. Охватите руками свое колено и потяните руки и плечи. Для расслабления плеч и затылка рекомендуется в заключение сделать упражнение "Квазимодо".

      "Квазимодо"

      1. Фаза напряжения. Разверните руки, плечи и предплечья под прямым  углом. Плечи свободно свисают.  Закройте глаза и выдохните.  Теперь поднимите плечи высоко, как будто вы хотите коснуться  ими ушей. Втяните голову в плечи, не смотрите при этом вверх. Сконцентрируйтесь на мышечной складке, которая возникла на вашем затылке. Сильно нажмите этот "валик" между головой и плечами, дышите при этом глубоко. Сжимайте его так сильно, чтобы в голове появилась вибрация. Не прекращайте сжимать, пока не почувствуете боль. Не задерживайте воздух!

      2. Фаза расслабления. Важно, чтобы ваши плечи были полностью расслаблены и свободно опущены вниз. Голова опущена так низко, что подбородок касается груди. Делайте это одним плавным движением. Закройте глаза, дышите спокойно, равномерно, не отрывайте подбородок от груди. Попытайтесь положить правое ухо на правое плечо, затем левое - на левое плечо, плечи не поднимаются. Они напрягаются, и напряжение отчетливо чувствуется сухожилиями, расположенными в области между ушами и плечами. Итак, подбородок не двигается, только голова склоняется в сторону. Дышите спокойно и равномерно, насладитесь расслаблением, но не затягивайте его. Фаза расслабления должна проводиться особенно долго и основательно. Если вы не выполните фазу расслабления, то не достигнете нужного эффекта.

      Другой  метод - "беседа с собой" - учит детей притормаживаться, размышлять перед тем, как совершить агрессивное  действие. Такого рода беседа будет  выступать буфером между порывом  и слишком поспешным действием.

      Опять-таки учитель может алгоритм такого разговора  предложить всему классу при "обучении" поведенческому анализу или использовать его при индивидуальной коррекции. Более того, если этот метод возьмут  на "вооружение" и родители, то это будет способствовать изменениям в поведении детей.

      Итак, метод предполагает следующие шаги:

      1. Ребенок определяет суть самой  проблемы, включая вызванные эмоции: "Он говорит глупости, а я  злюсь".

      2. Затем обдумывает несколько альтернативных вариантов реагирования. Педагог задает вопросы типа "Тебе нравится то, что ты сделал в этой ситуации?", "А как можно было поступить в этой ситуации?".

      3. Разбираются варианты поведения и их последствия ("А что будет, если...?").

Информация о работе Самооценка и межличностные отношения младших школьников