Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа
Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.
Подведение итогов осуществляется по следующим критериям:
Последние критерии непосредственно касаются нашей проблемы исследования, показывают на значимость межличностных отношений для группы сверстников и для каждого ее члена отдельно.
Таким образом, представленные методы выявляют:
- внутригрупповые связи,
-систему взаимоотношений,
-систему общения,
-следовательно, и структуру
2.2.2 Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста
Проведение социометрического исследования межличностных отношений в группе сверстников 2 «А» в МОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа № 83 г. Волгоград», показало следующие данные, представленные в социометрической матрице.
Таблица № 4.
Социометрическая матрица результатов выборов
Имена учеников | № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Стас К. | 1 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||
Вероника А. | 2 | 3 | 2 | 1 | ||||||||||||
Женя П. | 3 | 3 | 2 | 1 | ||||||||||||
Артем Ч. | 4 | 2 | 1 | 3 | ||||||||||||
Юнус С. | 5 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||
Настя К. | 6 | 3 | 1 | 2 | ||||||||||||
Паша Д. | 7 | 3 | 2 | 1 | ||||||||||||
Саша Р. | 8 | 2 | 1 | 3 | ||||||||||||
Керим С. | 9 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||
Влад М. | 10 | 2 | 1 | 3 | ||||||||||||
Аня М. | 11 | 3 | 1 | 2 | ||||||||||||
Марат Б. | 12 | 3 | 1 | 2 | ||||||||||||
Олег К. | 13 | 3 | 2 | 1 | ||||||||||||
Максим К. | 14 | 1 | ||||||||||||||
Юра Н. | 15 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||
Вика К. | 16 | |||||||||||||||
Число полученных выборов | 6 | 1 | 0 | 5 | 5 | 4 | 6 | 4 | 1 | 0 | 4 | 1 | 1 | 0 | 5 | |
Число взаимных выборов | 3 | 1 | 0 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 2 |
Первая и вторая статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем сказать, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему одноклассники симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого ученика: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.
По данным социометрической матрицы к первой статусной группе «звезд» (С1) относятся: 1) Стас К.; 2) Артем Ч.; 3) Юнус С.; 4) Саша Р.; 5) Керим С..
К «предпочитаемым»: 1) Настя К.; 2) Саша Р.; 3) Аня М.
К «пренебрегаемым»: 1) Вероника А.; 2) Керим С.; 3) Марат Б.; 4) Олег К.
К «изолированным»: 1) Женя П.; 2) Влад М.; 3) Максим К.
Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников 2 - го класса:
КБО = (С1 + С2)/n,
где С1 – количество «звезд»,
С2 – количество «предпочитаемых», а n – число учеников в классе.
КБО = 5 + 3 /15*100% = 50%
Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,5) исследуемого класса определяется как высокий.
КОО = (С2+ С3)/n,
где С2 – количество предпочитаемых в этих.
КОО = 3+3/15 = 0,4
КЗ = С1/n = 5/15 = 0,3
КИ = С4/n,
где С4 – количество «изолированных» в группе.
КИ = 3/15 = 0,2
КВ = SВВ/SВ.
В нашем исследовании КВ = 20/43*100% = 50%
Коэффициент взаимности выборов учеников III класса характеризуется как высокий.
КО = R0/Rx*100%,
где R0 – число оправдавшихся ожидаемых выборов,
а Rx – число ожидаемых выборов.
В нашем исследовании КО = 20/45*100% = 44,4%, следовательно, коэффициент осознанности невысок.
Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются неравномерно. В классе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов, - I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов – II группа, и получившие 1 – 2 выбора – III группа, и ученики, не получившие ни одного выбора, - IV группа. По данным социометрии в исследуемом 2 классе в первую группу входит 2 человека, что составляет 13,3% от общего количества учеников в классе; вторая группа составляет 40% от общего количества учащихся; третья группа 26,7%; четвертая группа 20%.
Меньше всего школьников находятся в крайних I и IV группах. Наиболее многочисленны по количеству II и III группы.
В
благоприятном положении
В качестве дополнительного метода исследования была использована методика «Что мне нравится в школе» (см. Приложение). По результатам исследования было выявлено, что 60% испытуемых на заданный вопрос нарисовали саму школу; 20% детей нарисовали спортивный зал; 13% детей - себя и друзей; 7% - себя и школу. Из этого следует, что только 13% детей со школой ассоциируют не только учебу, но и общение. Одним из критериев анализа исследования является игровая комната. В данном случае игровой комнатой является спортивный зал. Этот критерий предполагает какую-то игровую деятельность, в которой имеют место и межличностные отношения. Этот критерий был отмечен 20% детей.
Вывод к параграфу.
Нами были выявлены важные диагностические показатели состояния общегрупповых процессов (социометрический статус каждого ребенка в группе, благоприятность отношений, коэффициент «звездности», «изолированности», коэффициент «взаимности»); важность общения и межличностных отношений детей в школе (с помощью проективного метода).
Вывод по главе 2.
В младшем школьном возрасте ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Появляется новый коллектив, с которым возникают новые социальные связи. Эти связи образуются на основе разнообразных видов общения, а также на основе уровня самооценке. Отсюда вытекает, что статус ребенка в группе сверстников напрямую зависит от уровня самооценки младшего школьника.
Значимость группы для личности, прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественных отношений.
Результаты математической обработки количественных данных нашего исследования показали, что существует значимая положительная корреляция между уровнем самооценки и статусом личности в ученическом классе.
Наибольшая взаимосвязь получена между высоким уровнем самооценки и «звездностью» в группе сверстников и низким уровнем самооценки и «отверженностью» в коллективе.
Заключение
Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.
Ребенок младшего школьного возраста большую часть времени проводит в школе, и основной его деятельностью является учебная. В этой связи, считается, что мощным фактором воздействия на самооценку младшего школьника выступает оценка учителя. Дети, ориентируясь на оценку учителя, считают себя и своих сверстников «отличниками», «двоечниками», хорошими и плохими учениками.
Во всем многообразии сведений о становлении самооценки в младшем школьном возрасте практически отсутствуют данные, касающиеся влияния на самооценку социального статуса.
Изучение данной проблемы в условиях обучения воспитания детей актуально, прежде всего, потому, что это имеет выход к решению вопроса о психологическом здоровье школьника, столь остро стоящем в рамках современного обучения. Благоприятно складывающиеся отношения между учеником и учителем способствуют личностному развитию ребёнка и включению его в продуктивную деятельность, способствует развитию межличностных отношений в группе младших школьников.
В младшем школьном возрасте ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Появляется новый коллектив, с которым возникают новые социальные связи. Эти связи образуются на основе разнообразных видов общения, а также на основе уровня самооценке. Отсюда вытекает, что статус ребенка в группе сверстников напрямую зависит от уровня самооценки младшего школьника.
Значимость группы для личности, прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественных отношений.
Результаты математической обработки количественных данных нашего исследования показали, что существует значимая положительная корреляция между уровнем самооценки и статусом личности в ученическом классе.
Наибольшая взаимосвязь получена между высоким уровнем самооценки и «звездностью» в группе сверстников и низким уровнем самооценки и «отверженностью» в коллективе.
Проведённое исследование позволяет предложить некоторые практические рекомендации педагогам, директорам школ, родителям учащихся. Обучать нужно не только чтению, письму, но и правильному поведению. Систематичность такого обучения обеспечит педагогический успех. Предлагаемые методы коррекции могут быть применены на практике школьными психологами, педагогами общеобразовательных и дополнительных учреждений.
На
наш взгляд гипотеза, выдвинутая в
начале исследования, доказана.
Приложение
Проективная
методика
«Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова)
Назначение: методика выявляет межличностные отношения детей в группе сверстников младшего школьного возраста.
Инструкция: «Дети, нарисуйте то, что вам больше нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за рисунки ставиться не будут».
Интерпретация:
Информация о работе Самооценка и межличностные отношения младших школьников