Самооценка и межличностные отношения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Файлы: 1 файл

первая глава.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

     Подведение  итогов осуществляется по следующим  критериям:

  1. Несоответствие указанной теме;
  2. Преобладание других мотивов, например, учеба.
  3. Проявление детского негативизма. Ребенок отказывается рисовать на данную тему, а рисует то, что ему нравится.
  4. Дети рисуют игры, игровую комнату, игрушки.
  5. Дети рисуют друзей.

     Последние критерии непосредственно касаются нашей проблемы исследования, показывают на значимость межличностных отношений для группы сверстников и для каждого ее члена отдельно.

     Таким образом, представленные методы выявляют:

      - внутригрупповые связи, 

      -систему взаимоотношений,

      -систему общения,

      -следовательно, и структуру межличностных  отношений в группах сверстников,  в том числе в группах сверстников  младшего школьного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2.2 Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста

     Проведение  социометрического исследования межличностных  отношений в группе сверстников  2 «А» в МОУ СОШ «Средняя общеобразовательная школа № 83 г. Волгоград», показало следующие данные, представленные в социометрической матрице.

     Таблица  № 4.

     Социометрическая  матрица результатов  выборов

Имена учеников 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Стас  К. 1         1     2             3
Вероника  А. 2             3       2 1      
Женя  П. 3       3 2       1            
Артем Ч. 4 2       1                   3
Юнус  С. 5 1     2       3              
Настя К. 6       3     1       2        
Паша  Д. 7   3   2   1                  
Саша  Р. 8 2       1                   3
Керим С. 9 1             2             3
Влад  М. 10 2             1             3
Аня М. 11           3 1           2    
Марат Б. 12           3 1       2        
Олег  К. 13           3 2       1        
Максим  К. 14             1                
Юра Н. 15 1     2 3                    
Вика  К. 16                              
Число полученных выборов   6 1 0 5 5 4 6 4 1 0 4 1 1 0 5
Число взаимных выборов   3 1 0 2 3 2 2 2 0 0 2 0 1 0 2
 

      Первая  и вторая статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем  сказать, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему одноклассники симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого ученика: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

     По  данным социометрической матрицы к  первой статусной группе «звезд» (С1) относятся: 1) Стас К.; 2) Артем Ч.; 3) Юнус С.; 4) Саша Р.; 5) Керим С..

     К «предпочитаемым»: 1) Настя К.; 2) Саша Р.; 3) Аня М.

     К «пренебрегаемым»: 1) Вероника А.; 2) Керим С.; 3) Марат Б.; 4) Олег К.

     К «изолированным»: 1) Женя П.; 2) Влад М.; 3) Максим К.

     Дифференциация  испытуемых по статусным группам  позволяет определить диагностические  индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников 2 - го класса:

  1. Коэффициент благополучия отношений.

     КБО = (С1 + С2)/n,

     где С1 – количество «звезд»,

     С2 – количество «предпочитаемых», а n – число учеников в классе.

     КБО = 5 + 3 /15*100% = 50%

     Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,5) исследуемого класса определяется как высокий.

  1. Коэффициент оптимальности отношений.

     КОО = (С2+ С3)/n,

     где С2 – количество предпочитаемых в этих.

     КОО = 3+3/15 = 0,4

  1. Коэффициент «звездности».

     КЗ = С1/n = 5/15 = 0,3

  1. Коэффициент «изолированности».

     КИ = С4/n,

     где С4 – количество «изолированных» в группе.

     КИ = 3/15 = 0,2

  1. Коэффициент взаимности выборов вычисляется отношением суммы взаимных выборов в группе к сумме всех произведенных испытуемыми выборов.

     КВ = SВВ/SВ.

     В нашем исследовании КВ = 20/43*100% = 50%

     Коэффициент взаимности выборов учеников III класса характеризуется как высокий.

  1. Коэффициент осознанности.

     КО = R0/Rx*100%,

     где R0 – число оправдавшихся ожидаемых выборов,

     а Rx – число ожидаемых выборов.

     В нашем исследовании КО = 20/45*100% = 44,4%, следовательно, коэффициент осознанности невысок.

     Анализ  статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в  классе распределяются неравномерно. В классе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов, - I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов – II группа, и получившие 1 – 2 выбора – III группа, и ученики, не получившие ни одного выбора, - IV группа. По данным социометрии в исследуемом 2 классе в первую группу входит 2 человека, что составляет 13,3% от общего количества учеников в классе; вторая группа составляет 40% от общего количества учащихся; третья группа 26,7%; четвертая группа 20%.

     Меньше  всего школьников находятся в  крайних I и IV группах. Наиболее многочисленны по количеству II и III группы.

     В благоприятном положении находится  около 53% учеников класса. В неблагоприятном  положении оказались 46% учеников.

     В качестве дополнительного метода исследования была использована методика «Что мне  нравится в школе» (см. Приложение). По результатам исследования было выявлено, что 60% испытуемых на заданный вопрос нарисовали саму школу; 20% детей нарисовали спортивный зал; 13% детей - себя и друзей; 7% - себя и школу. Из этого следует, что только 13% детей со школой ассоциируют не только учебу, но и общение. Одним из критериев анализа исследования является игровая комната. В данном случае игровой комнатой является спортивный зал. Этот критерий предполагает какую-то игровую деятельность, в которой имеют место и межличностные отношения. Этот критерий был отмечен 20% детей.

     Вывод к параграфу.

     Нами  были выявлены важные диагностические показатели состояния общегрупповых процессов (социометрический статус каждого ребенка в группе, благоприятность отношений, коэффициент «звездности», «изолированности», коэффициент «взаимности»); важность общения и межличностных отношений детей в школе (с помощью проективного метода).

 

      Вывод по главе 2.

      В младшем школьном возрасте ребенок  начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Появляется новый коллектив, с которым возникают новые социальные связи. Эти связи образуются на основе разнообразных видов общения, а также на основе уровня самооценке. Отсюда вытекает, что статус ребенка в группе сверстников напрямую зависит от уровня самооценки младшего школьника.

      Значимость  группы для личности, прежде всего  в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественных отношений.

      Результаты  математической обработки количественных данных нашего исследования показали, что существует значимая положительная корреляция между уровнем самооценки и статусом личности в ученическом классе.

      Наибольшая  взаимосвязь получена между высоким уровнем самооценки и «звездностью» в группе сверстников и низким уровнем самооценки и «отверженностью» в коллективе.

 

       Заключение

     Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.

     Ребенок младшего школьного возраста большую часть времени проводит в школе, и основной его деятельностью является учебная. В этой связи, считается, что мощным фактором воздействия на самооценку младшего школьника выступает оценка учителя. Дети, ориентируясь на оценку учителя, считают себя и своих сверстников «отличниками», «двоечниками», хорошими и плохими учениками.

     Во  всем многообразии сведений о становлении  самооценки в младшем  школьном возрасте практически  отсутствуют данные, касающиеся влияния  на самооценку социального  статуса.

     Изучение  данной проблемы в  условиях обучения воспитания детей актуально, прежде всего, потому, что это имеет выход к решению вопроса о психологическом здоровье школьника, столь остро стоящем в рамках современного обучения. Благоприятно складывающиеся отношения между учеником и учителем способствуют личностному развитию ребёнка и включению его в продуктивную деятельность, способствует развитию межличностных отношений в группе младших школьников.

      В младшем школьном возрасте ребенок  начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая  подвергается социальным воздействиям. Появляется новый коллектив, с которым возникают новые социальные связи. Эти связи образуются на основе разнообразных видов общения, а также на основе уровня самооценке. Отсюда вытекает, что статус ребенка в группе сверстников напрямую зависит от уровня самооценки младшего школьника.

      Значимость  группы для личности, прежде всего  в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественных отношений.

      Результаты  математической обработки количественных данных нашего исследования показали, что существует значимая положительная корреляция между уровнем самооценки и статусом личности в ученическом классе.

      Наибольшая  взаимосвязь получена между высоким уровнем самооценки и «звездностью» в группе сверстников и низким уровнем самооценки и «отверженностью» в коллективе.

      Проведённое исследование позволяет предложить некоторые практические рекомендации педагогам, директорам школ, родителям учащихся. Обучать нужно не только чтению, письму, но и правильному поведению. Систематичность такого обучения обеспечит педагогический успех. Предлагаемые методы коррекции могут быть применены на практике школьными психологами, педагогами общеобразовательных и дополнительных учреждений.

      На  наш взгляд гипотеза, выдвинутая в  начале исследования, доказана. 
Приложение

     Проективная методика 

     «Что  мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова)

     Назначение: методика выявляет межличностные отношения  детей в группе сверстников младшего школьного возраста.

     Инструкция: «Дети, нарисуйте то, что вам больше нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за рисунки ставиться не будут».

     Интерпретация:

  1. несоответствие указанной теме;
  2. преобладание других мотивов, например учебы;
  3. детский негативизм. Ребенок отказывается рисовать данную тему, а рисует то, что он умеет и то, что ему больше нравится;
  4. дети часто рисуют игры, игровую комнату, игрушки;
  5. дети часто рисуют детей.

Информация о работе Самооценка и межличностные отношения младших школьников