Самооценка младших школьников, имеющих речевые нарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

В последнее время все большую актуальность стал приобретать вопрос, связанный с изучением важных факторов формирования личности при различных отклонениях в развитии. Анализ существующих исследований показывает, что в качестве значимого условия развития личности в целом выступаетсамооценка,которая в свою очередьвлияет на поведение и деятельность человека и на его взаимоотношения с другими людьми. Поскольку самооценка во многом определяет успешность социальной интеграции лиц с нарушениями развития, то ее изучение в отношении этой категории людей приобретает особое значение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА Ι. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ …………...5
Самооценка как основа становления личности …………………………….5
Особенности самооценки в младшем школьном возрасте ………………..8
Влияние речевых нарушений на самооценку младших школьников…….13
ВЫВОДЫ по главе 1 …………………………………………………………....17
ГЛАВА ΙΙ. САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ ……………………………………………………...19
2.1 Подбор и характеристика методов исследования ………………………..19
2.2 Анализ данных исследования ………………………………………………22
ВЫВОДЫ по главе 2………………………………………………………….…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….

Файлы: 1 файл

самооценка младших школьников.docx

— 75.91 Кб (Скачать файл)

 

Учреждение образования

«Могилёвский государственный университет имени А.А. Кулешова»

 

 

 

 

 

 

 

 

САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Студентки ФПиПД  ДП 43

Казицкой Юлии Викторовны

Научный руководитель

Калачёва Ирина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА Ι. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ …………...5

    1. Самооценка как основа становления личности …………………………….5
    2. Особенности самооценки  в младшем школьном возрасте ………………..8
    3. Влияние речевых нарушений на самооценку младших школьников…….13

ВЫВОДЫ по главе 1 …………………………………………………………....17

ГЛАВА ΙΙ. САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ ……………………………………………………...19

2.1 Подбор и характеристика  методов  исследования ………………………..19

2.2 Анализ данных исследования ………………………………………………22

ВЫВОДЫ по главе 2………………………………………………………….…26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...29

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время все большую актуальность стал приобретать вопрос, связанный с изучением важных факторов формирования личности при различных отклонениях в развитии. Анализ существующих исследований показывает, что в качестве значимого условия развития личности в целом выступаетсамооценка,которая в свою очередьвлияет на поведение и деятельность человека и на его взаимоотношения с другими людьми. Поскольку самооценка во многом определяет успешность социальной интеграции лиц с нарушениями развития, то ее изучение в отношении этой категории людей приобретает особое значение.

Однако психологами признается явный разрыв между исследованиями познавательной сферы детей и подростков с аномалиями развития и исследованиями их личности с явным преимуществом первых, что было обусловлено на определенном этапе запросами системы образования этих детей. По мере осознания недостаточности изучения только познавательных процессов в отрыве от изучения личности конкретного ребенка, стали появляться исследования, посвященные изучению самооценки у детей и подростков с разными формами дизонтогенеза, которые указывают на ее своеобразие по сравнению с самооценкой нормально развивающихся сверстников.

В специальной психологии сегодня остается открытым следующий вопрос: может ли первичное нарушение оказывать влияние на формирование личности, и в частности на самооценку, и если может, то каковы механизмы этого влияния. Важным при изучении этого вопроса для нас является позиция Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта, согласно которой, наличие, какого- либо нарушения вызывает целый ряд вторичных отклонений в развитии. Иными словами, вторичные нарушения возникают под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития. Следовательно, несмотря на меньшую подверженность самосознания, относящегося к достаточно устойчивым психическим феноменам, влияние первичного дефектанегативно сказывается на формировании самосознания и такого его компонента, как самооценка.

Работы, посвященные изучению самооценки при речевых нарушениях, немногочисленны (Л.С. Волковой, Л.Е. Гончарук, Л.А. Зайцевой, В.И. Селиверстова, О.С. Орловой, О.Н. Усановой, О.А. Слинько, Л.М. Шипициной и др.). В них исследование самооценки проводится чаще всего косвенно, не системно и не у всех категорий детей с нарушениями речи.

Большой вклад в изучение личности детей с речевыми нарушениями внеслитакие ученые как: В.М. Шкловский, В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева, О.С. Орлова, Л.Е.Гончарук, Г.А. Волкова и другие.Многими учеными высказывалась мысль о том, что речевой дефектотрицательно сказывается на развитии личности ребенка и в том числе и наформирование самооценки и самосознания.

Таким образом, цель нашего исследования определить особенности влияния речевых нарушений на становление самооценки в младшем школьном возрасте.

Объект исследования- самооценка младших школьников, имеющих речевые нарушения.

Предмет исследования – влияние нарушений речи на формирование самооценки в младшем школьном возрасте.

Задачи:

  1. Раскрыть теоретический аспект проблемы самооценки младших школьников, имеющих речевые нарушения.
  2. Подобрать диагностическую методику для определения особенностей самооценки младших школьников, имеющих речевые нарушения.
  3. Исследовать особенности самооценки младших школьников, имеющих речевые нарушения, выявить необходимость коррекционной работы  по повышению самооценки у школьников с низким её уровнем.
  4. Разработать коррекционную программу по формированию самооценки у младших школьников, имеющих речевые нарушения, проверить эффективность данной коррекционной программы.  

Методы   исследования: подбор и анализ психолого-педагогической литературы по теме курсового исследования, наблюдение, объяснение, беседа, педагогический эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

 

1.1 Самооценка как основа становления личности

 

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.С. Рубинштейн.

В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И. Липкиной, Е.И. Савонько.

Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие внутреннего мира[13, с. 68].

Самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности - ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости, а также ей отводится ведущая роль в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития интегрирующий начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания.

Р. Бернс отмечал,  чтосамооценка, являясь составляющей Я- концепции относится к рефлексивным, феноменальным или категориальным «Я». Автор указывает на тесное слияние в структуре личности когнитивного и аффективного компонентов, знаний о себе и отношений к этому знанию. «Я-концепция», по Бернсу, - это «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». В связи с этим выделяются три составляющие «Я-концепции»:

1) «Образ Я» - когнитивный  аспект, знания о собственной  личности во всех областях  и сферах жизни.

2) «Самооценка, принятие  себя» - аффективно-ценностный аспект, совокупность оценочных характеристик, отношений к имеющейся о себе  информации на основе соотнесения  с общей структурой собственных  ценностей.

3)Поведенческие установки - действия, вызываемые образом «Я»  и самооценкой и реализующиеся  в продуктивной деятельности  и общении с окружающими[2, с. 51].

Таким образом, Р.Бернс отводит самооценке роль эмоционально-ценностной структуры, уравнивая ее с самоотношением. Автор считает самооценку средством и условием формирования «Я-концепции», так как она выступает в качестве санкционирующего механизма «Я-концепции», обеспечивает иерархизацию знаний человека о себе. Бернс отмечает, что в более узком смысле «Я-концепция» и есть самооценка [18, с. 20].

Характеризуя самооценку личности, принято выделять адекватную, завышенную или заниженную, т.е. неоптимальную, неадекватную.

По мнению многих авторов, при оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

К оптимальной относится самооценка высокого уровня, самооценка выше среднего уровня (когда человек заслужено ценит, уважает себя, доволен собой), а также самооценка среднего уровня (когда человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

Но самооценка может быть неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной. На основе неадекватной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения завышенной самооценки. Происходит острое эмоциональное отталкивание всего, что нарушает привычное представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным - чисто эмоциональным.

По мнению И.С.Кона, человек с завышенной неадекватной самооценкойне желает осознавать, что все это- следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способности или неправильного поведения. При этом возникает тяжелое эмоциональное состояние- эффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности[11, с. 93].

Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности к себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои возможности, способности.Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком низкая или слишком высокая самооценка нарушает процесс самоуправления, искажает самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с высокой и низкой самооценкой выступают причиной конфликтов.

При высокой самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им замечать, как они даже оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других.

Завышенная самооценка непосредственно связана с завышенными притязаниями, с переоценкой своих возможностей, талантов и перспектив. Заниженная самооценка отражается в невысоком уровне притязаний, появляется в ожидании неудач, неуспеха, снижении активности[19, с. 261].

По мнению В.Сатир индивидуальная самооценка является ключевым фактором в том, что происходит во внутреннем мире человека и в его отношениях с другими людьми.

Самооценка личности связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности- ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости. Ценности, используемые личностью, составляют ядро самооценки определяющие специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования. Самооценка, будучи когнитивной составляющей Я- концепции, участвует в процессе выбора мотивов, соответствующих личностным ценностям, в акте целеполагания, являясь частью психологического регулятора отношений между личностью и обществом, таким образом, влияя на взаимоотношения между людьми.

Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством. Многое из того, что человек делает или отказывается делать, зависит от его уровня самооценки. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те, кто высоко себя ценят, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо.Человек с высоким уровнем самооценки воспринимает себя как более способную и достойную личность, чем человек с низким уровнем самооценки. Интересно также, что отрицательное самовосприятие приводит к более предсказуемому поведению, чем положительное.

Информация о работе Самооценка младших школьников, имеющих речевые нарушения