Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 19:17, курсовая работа
В последнее время все большую актуальность стал приобретать вопрос, связанный с изучением важных факторов формирования личности при различных отклонениях в развитии. Анализ существующих исследований показывает, что в качестве значимого условия развития личности в целом выступаетсамооценка,которая в свою очередьвлияет на поведение и деятельность человека и на его взаимоотношения с другими людьми. Поскольку самооценка во многом определяет успешность социальной интеграции лиц с нарушениями развития, то ее изучение в отношении этой категории людей приобретает особое значение.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА Ι. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ …………...5
Самооценка как основа становления личности …………………………….5
Особенности самооценки в младшем школьном возрасте ………………..8
Влияние речевых нарушений на самооценку младших школьников…….13
ВЫВОДЫ по главе 1 …………………………………………………………....17
ГЛАВА ΙΙ. САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ ……………………………………………………...19
2.1 Подбор и характеристика методов исследования ………………………..19
2.2 Анализ данных исследования ………………………………………………22
ВЫВОДЫ по главе 2………………………………………………………….…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….
Инструкция: Посмотри на этот листок. Здесь записаны разные качества людей - как хорошие, так и плохие. Выбери из них те, которые ты считаешь самыми хорошими и самыми плохими. А теперь попробуй оценить себя, расставив эти качества на шкале. Те черты, которые у тебя хорошо развиты, располагаются в верхней части шкалы, а те, которые плохо развиты или отсутствуют, — в нижней.
Проведение теста:В начале тестирования внимание детей обращают только на список оцениваемых качеств, из которого дети выбирают по 5-6 самых привлекательных и самых непривлекательных. После того как эти качества отобраны (выписаны или подчеркнуты в списке), детям предлагают оценить себя и объясняют принцип размещения качеств на шкале. Во время работы взрослый не вмешивается в процесс оценки, может даже выйти на несколько минут из комнаты или заняться своими делами. После окончания работы ее результаты также не обсуждаются с детьми.
Анализ результатов: При анализе результатов обращают внимание на расположение на шкале как положительных, так и отрицательных качеств. Адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств ставит в верхнюю часть шкалы, а одно-два качества — в нижнюю часть или близко к нулю. Если отрицательные качества расставлены близко к нулю, одно из них попало в нижнюю часть шкалы, а хотя бы одно - в верхнюю часть, можно говорить, что ребенок в целом принимает себя и свой образ, но не идеализирует себя и видит и свои отрицательные черты.
Если ребенок все положительные качества располагает в верхней части шкалы и достаточно высоко, а отрицательные — в нижней или около нуля, его самооценка неадекватно завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков и приписывает себе отсутствующие у него достоинства. Эта неадекватность может быть источником агрессивного поведения, конфликтности ребенка, так же как тревожности или нарушения общения. Эти негативные проявления связаны с тем, что образ, который выстроил ребенок, не совпадает с представлением о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и является причиной многих трудностей, асоциальных реакций ребенка.
Если ребенок, наоборот, располагает положительные качества ближе к нулю, или, что еще хуже, в нижней части шкалы, то независимо от того, где располагаются отрицательные качества, можно говорить о неадекватно заниженной самооценке. Расположение отрицательных качеств только ухудшает (если они помещены в верхней части шкалы) или несколько улучшает (если они также расположены внизу) общую структуру самооценки. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе, стремление расположить к себе собеседника, особенно взрослого. Однако заниженная самооценка может быть связана и с асоциальностью, агрессивностью, особенно в тех случаях, когда от ребенка настойчиво требуют выполнения каких-то обязанностей, с которыми он боится не справиться.
Слова, характеризующие отдельные качества личности: Аккуратность, беспечность, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, застенчивость, завистливость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.
2.2 Анализ данных исследования
Исходя из документации логопеда дети имеют следующие речевые нарушения:
Список учащихся с речевыми нарушениями представлен в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Ф.И. учащегося |
Форма речевого нарушения |
Характеристика речевого нарушения |
1 |
Вероника М. |
Афония, дисфония |
Нарушение фонации голосового аппарата. |
2 |
Геннадий Л. |
Тахилалия |
Ускорение темпа внешней и внутренней речи (Среднее проявление). |
3 |
Дмитрий К. |
Тахилалия |
Ускорение темпа внешней и внутренней речи.(Слабое проявление). |
4 |
Диана Л. |
Афония, дисфония |
Нарушение фонации при патологии голосового аппарата. |
5 |
Егор К. |
Дизартрия |
Нарушение звукопроизношения. (Слабое проявление). |
6 |
Ирина В. |
Брадилалия |
Замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. |
7 |
Светлана С. |
Брадилалия |
Замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. |
8 |
Станислав И. |
Тахилалия |
Ускорение темпа внешней и внутренней речи. |
9 |
Ольга Б. |
Брадилалия |
Замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. |
10 |
Ольга Н. |
Дизартрия |
Нарушение звукопроизношения (Слабое проявление). |
11 |
Виктор П. |
Тахилалия |
Ускорение темпа внешней и внутренней речи. |
12 |
Мария Н. |
Тахилалия |
Ускорение темпа внешней и внутренней речи.(Слабое проявление). |
13 |
Юлия П. |
Брадилалия |
Замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. |
14 |
Светлана З. |
Дизартрия |
Нарушение звукопроизношения (Слабое проявление). |
15 |
Вадим К. |
Тахилалия |
Ускорение темпа внешней и внутренней речи.(Слабое проявление). |
16 |
Игорь А. |
Тахилалия |
Ускорение темпа внешней и внутренней речи.(Слабое проявление). |
17 |
Игорь Д. |
Тахилалия |
Ускорение темпа внешней и внутренней речи.(Слабое проявление). |
18 |
Кристина М. |
Тахилалия |
Ускорение темпа внешней и внутренней речи.(Слабое проявление). |
19 |
Наталья О. |
Тахилалия |
Ускорение темпа внешней и внутренней речи.(Слабое проявление). |
20 |
Янина К. |
Тахилалия |
Ускорение темпа внешней и внутренней речи.(Слабое проявление). |
Установлено, что у 3 учащихся (15%) - дизартрия, у 2 учащихся (10%) - афония, у 4 учащихся (20%) - брадилалия, у 11 учащихся (55%)–тахилалия.
Для определения, как сильно отличается самооценка детей с речевыми нарушениями мы обследовали самооценку детей без речевых нарушений.
Результаты обследования самооценки по методике «Лесенка» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровни самооценки |
Школьники с речевыми нарушениями |
Школьники с нормой речи | ||
Завышенная самооценка |
3 |
15% |
5 |
25% |
Адекватная самооценка |
5 |
25% |
9 |
45% |
Заниженная самооценка |
8 |
40% |
4 |
20% |
Низкая самооценка |
4 |
20% |
2 |
10% |
Резко заниженная самооценка |
- |
- |
- |
- |
Как видно из таблицы наблюдаются различия в самооценке между испытуемыми с речевыми нарушениями и учащимися нормой речи. Завышенная самооценка наблюдается у 3 учащихся с речевыми нарушениями и у 5 учащихся с нормальной речью. Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В данном случае это скорее связано со слабо развитой рефлексией. Такие дети не способныанализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих. Адекватная самооценка наблюдается у 5 учащихся с нарушениями речи и у 9 учащихся без нарушений речи. У этих учащихся сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность. Для данного возраста это нормальный вариант развития самооценки. У 8 учащихся с речевыми нарушениями и у 4 учащихся с нормальной речью наблюдается заниженная самооценка. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Низкая самооценка выявлена у 4 учащихся из группы с речевыми нарушениями и у 2 – с нормой речи. Как правило, такая самооценка бывает ситуативной, на момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, и т.д.
Учащиеся, поставившие себя на самую верхнюю ступеньку, не смогли обосновать такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично и объясняли свой выбор различными причинами, например: «Я все-таки иногда балуюсь», «Я очень много вопросов задаю» и др.
Таким образом, сравнительный анализ самооценки учащихся речевыми нарушениями и без речевых нарушений, показалчто у школьников с речевыми нарушениями чаще наблюдается заниженная самооценка. Ученики в данном возрасте начинают более реально и критично начинают оценивать себя. Это состояние соответствует возрастной норме.
В методике «Оцени себя» дети выделяет такие качества, как правдивость, щедрость и смелость, т.е. качества, которые являются наиболее важными для характеристики личности. Это связанно с тем, что отношения в младшем школьном возрасте носят функционально ролевой характер. Те же качества, которые направлены на более глубокие межличностные отношения, не являются важными.
Выводы по главе 2
Самооценка детей с речевыми нарушениями и детей с речевой нормой несколько отличается. Чаще всего внимание детей не фиксируется на особенностях нарушения речи. Следовательно, в условиях речевой школы дети не выражают своего отношения к речевому дефекту, не делают его предметом обсуждения и внимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы рассмотрели роль самооценки в формировании личности. Так, самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование. Самооценке отводится центральная роль в формирования личности - ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.
Особенностью самооценки ребенка младшего школьного возраста является то, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно -ситуативной самооценки к более обобщенной.
Младшие школьники быстрее замечают ошибки и недостатки сверстников, чем собственные. Осознание другого человека дается сравнительно легче, чем себя.
Что же касается младших школьников с речевыми нарушениями то они, в отличие от сверстников с нормальным развитием, длительное время более зависимы от взрослых. Многочисленные черты собственного характера дети не замечают и не оценивают. Чаще всего внимание детей не фиксируется на отрицательных чертах, а положительные качества переоцениваются. В этом проявляется тенденция характеризовать собственный образ приближенно к идеальному. Среди таких нефиксированных особенностей является нарушение речи, что и было доказано в экспериментальной части. Так, большинство школьников с речевыми нарушениями дети не чувствуют неполноценности вследствие недостатков речи и не учитывают их. Они охотно контактируют со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми ими людьми. У школьников нарушениями речи имеет место недостаточная критичность во взгляде на себя, по сравнению с оценкой других.
Завышенная самооценка наблюдается у 3 (15%) учащихся с речевыми нарушениями и у 5 (25%) учащихся с нормальной речью. Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В данном случае это скорее связано со слабо развитой рефлексией. Такие дети не способны анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих. Адекватная самооценка наблюдается у 5 (25%) учащихся с нарушениями речи и у 9 (45%) учащихся без нарушений речи. У этих учащихся сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность. Для данного возраста это нормальный вариант развития самооценки. У 8 (40%) учащихся с речевыми нарушениями и у 4 (20%) учащихся с нормальной речью наблюдается заниженная самооценка. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Низкая самооценка выявлена у 4 (40%) учащихся из группы с речевыми нарушениями и у 2 (10%) – с нормой речи. Как правило, такая самооценка бывает ситуативной, на момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б.Г. Ананьев. – М: Педагогика, 1980. – Т. 1.-230 с.
2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитания / Р. Бернс. – М.: Просвещение, 1986. – 245 с.
3. Божович, Л. И Личность и формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1997. – 288 с.
4. Венгер, А.Л., Цукерман, Г.А. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: Владос-Пресс, 2005. – 159 с.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А. В. – М.: Просвещение, 1999. – 325 с.
6. Выготский, Л. С. Проблема развития // Собрание сочинений в 6 т. М.: Просвещение,1984. т.4 . – 426 с.
7. Горбачева, В.А. К вопросу
формирования оценки и
8. Захарова, А. В., Андрюшенко, Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрюшенко // Вопросы психологии. – 2003. – № 4. – С. 90-99
9. Калягин, В.А. Логопсихология / В.А. Калягин, О.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
10. Козловская, Г.Ю. Психология лиц с нарушениями речи: учебно-методическое пособие / Г.Ю. Козловская. – Ставрополь, 2009.- 245 с.
11. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1978. –285 с.
12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 2002. –311 с.
Информация о работе Самооценка младших школьников, имеющих речевые нарушения