Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:29, курсовая работа
Цель курсового исследования – разработать коррекционную программу по формированию самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
Объект исследования – самооценка у школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
Предмет исследования – коррекционная программа, направленная на повышение самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ…………………………..……5
Самооценка в структуре самосознания и её формирование в детском возрасте ………………………………………………………………………..5
Особенности самооценки у детей с тяжёлыми нарушениями речи……….9
Выводы по главе 1……………………………………….………………………12
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ……………………………………..……………….13
2.1 Характеристика выборки и методов исследования………………..………13
2.2 Коррекционная программа по повышению самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи………………………….………15
2.3 Анализ эффективности коррекционной работы по развитию самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи………………………20
Выводы по главе 2………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………27
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Факультет специального образования
Кафедра логопедии
«Допустить к защите»
Заведующий кафедрой логопедии
_______________Логинова И.Н.
«___» _________________ 2011 г.
Курсовая работа
САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Работу выполнила:
студентка группы 5-го курса
Научный руководитель:
преподаватель кафедры логопедии
Защищена "____"_______г.
Минск
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ…………………………..……5
Выводы по главе 1……………………………………….………………………12
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ……………………………………..……………….13
2.1 Характеристика выборки и методов исследования………………..………13
2.2 Коррекционная программа по повышению самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи………………………….………15
2.3 Анализ эффективности
коррекционной работы по
Выводы по главе 2……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………27
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Психическое развитие
человека, становление его личности
связано с формированием
Любое отклонение в развитии у детей является фактором, затрудняющим течение адаптационного процесса в онтогенезе. Снижение возможностей овладения комплексом ролей, нормами и правилами поведения порождают состояние недостаточности, всяческие нарушения общения, и, как следствие, несформированность личностных характеристик, в том числе и самосознания, у детей с нарушениями речи (Л.С.Волкова [15], И.С.Зайцев [6], Л.А.Зайцева [7], Р.Е.Левина[13] и другие).
В настоящее время дошкольники и школьники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у данной категории детей представлен в трудах Р. Е. Левиной [13], Л.С. Волковой [15], Т.Б. Филичевой [25], Г.В. Чиркиной [25] и др.
В научной литературе представлены исследования закономерностей развития детей с разной речевой патологией, разработки путей, определяющие содержание коррекционного воздействия, заложены методы фронтального обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях и в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Современные представления о речевой компетенции, во многом основанные на данных овладения детьми функциями социальной связи, позволяют говорить о связной монологической речи как об интеграторе когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов в сознании и в формировании личности. Исходя из этого, нарушение речевого общения не будет существовать само по себе. Оно будет оказывать влияние и на формирование личности ребенка с нарушением речи.
Вместе с тем, в специальной литературе в настоящий момент представлено недостаточно данных, раскрывающих особенности личностного развития детей с речевой патологией, в том числе таких структур личности, как самосознание и самооценка. Недостаточное исследование особенностей самооценки у детей с тяжёлыми нарушениями речи делает данную проблему актуальной для дальнейшего изучения. Анализ данной проблемы и определил тему нашего курсового исследования.
Цель курсового исследования – разработать коррекционную программу по формированию самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
Объект исследования – самооценка у школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
Предмет исследования – коррекционная программа, направленная на повышение самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
В связи с
поставленными целью
1). провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы и по проблеме формирования личности, в том числе и самооценки, у детей с тяжёлыми нарушениями речи;
2). В ходе диагностического изучения определить особенности самооценки детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, выявить необходимость коррекционной работы по повышению самооценки у школьников с низким её уровнем.
3) Разработать
коррекционную программу по
В ходе курсового исследования применялись следующие методы:
Теоретические данные курсового исследования расширяют представления об особенностях личности школьников с тяжёлыми нарушениями речи. Практическая часть курсового исследования может быть использована в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
Курсовая работа общим объёмом в 28 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка библиографических источников и ряда приложений. Первая глава отражает теоретические основы исследования: анализ научной литературы по заданной проблеме. Вторая глава содержит данные диагностического исследования.
В ходе подготовки курсовой работы использовано 27 наименований психолого-педагогической литературы.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
и её формирование в детском возрасте
Самосознание относится
к числу важнейших явлений
психики. На сегодняшний день в интерпретации
указанного психологического явления отсутствует концептуальное
единство, что обусловлено как сложностью
феномена самосознания, так и трудностями
обобщения и приведения к единому знаменателю
существующих в науке концепций самосознания.
В целом сегодня под самосознанием понимается
осознание человеком себя как индивидуальности,
осознание своих действий, чувств, мыслей,
мотивов поведения, интересов, своего
положения в обществе. Это целостная оценка
самого себя как деятеля, как чувствующего
и мыслящего существа, которая является
необходимым условием становления личности.
Проблема самосознания достаточно актуальна в настоящее время. Это связано с потребностью определения степени важности человека в условиях современности, его способностей преобразовывать себя и окружающий мир.
В психологических исследованиях разных авторов структура самосознания представлена неоднородно. Одни исследователи пытаются уделить больше внимания изучению Я-образа (И. С. Кон [12], Е. Т. Соколова [21], А. А. Бодалев [2] и другие ). При этом в изучении и понимании Я-образа акцентируют внимание на разных подходах. Образ Я понимается как установочная система (И. С. Кон [12]); в системе ценностей человека его Я обладает всегда определенным ценностным весом, и образующие это его Я составляющие также имеют в каждом случае свое ценностное значение (А.А.Бодалев [2]); Я – как динамическое образование психики, развертывающееся во времени от единичных ситуативных образов до обобщенного образа Я, понятия Я (И. И. Чеснокова [26]).
Другие исследователи останавливаются на изучении проблемы самоотношения и его строения (В. В. Столин [22], С. Р. Пантелеев [18]). Чаще всего среди отечественных ученых встречаются представления о трехкомпонентной структуре самосознания с некоторыми вариациями (И. И. Чеснокова [26], В. С. Мерлин [16]).
Разнообразие теоретических подходов обусловливает необходимость проведения анализа данной проблематики. Л. С. Выготский [4], изучая проблему структуры самосознания, останавливается на шести направлениях, которые характеризуют его структуру: накопление знаний о себе, рост их связности и обоснованности; углубление знаний о себе, психологизация (постепенное вхождение в образ представлений о собственном внутреннем мире); интеграция (осознание себя единым целым); осознание собственной индивидуальности; развитие внутренних моральных критериев при оценке себя, своей личности, которые заимствуются из объективной культуры; развитие индивидуальных особенностей процессов самосознания.
Структура самосознания человека зависит от той социальной среды, к которой он принадлежит. Связь между социально-культурной средой и самосознанием заключается не во влиянии среды на темпы развития самосознания, а в том, что ею обусловлен сам тип самосознания и характер его развития[4].
И. И. Чеснокова [26] понимает самосознание как единство трех сторон: познавательной (самопознание), эмоционально-ценностной (самоотношение) и действенно-волевой (саморегуляция). Подчеркивается процессуальность самосознания, несводимость его к конечному результату. Здесь имеется в виду процесс накопления знаний о себе, который не приводит к конечному, абсолютному знанию, но делает знание все более адекватным. Самосознание, согласно И.И. Чесноковой [26], представляет собой процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование – представление, а затем и понятие своего собственного «Я». В результате этого процесса формируется обобщенный «образ Я». Здесь самопознание представлено как обобщение, при котором в последовательности образ восприятия – представление-понятие из многочисленных образов самого себя в различных ситуациях выделяется общее, устойчивое. Самосознание как противоречивое единство понимается как единство изменчивого и устойчивого в отношении личности к себе [26].
Наиболее частные, существенные черты личности выделяются как постоянные, устойчивые, преходящие – изменчивые. В зависимости от изменения ситуации, в которой личность живет и действует, возможно изменение этого соотношения - какие-то компоненты изменчиво переходят в устойчивое и наоборот. Самый важный устойчивый компонент – «более или менее постоянное содержание самооценки, в которой отражается уровень знания личностью себя и отношения к себе». Этот относительно устойчивый компонент является, по мнению автора, необходимым внутренним психологическим условием тождественности личности, ее константности [26].
Обобщенный образ своего «Я», возникший из отдельных, единичных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности, общественной ценности. В нем отдельные восприятия сливаются воедино, выделяется нечто устойчивое, обобщенное, неизменное во всех восприятиях. Этот обобщенный образ выражается в соответствующем понятии о себе.
Структура самосознания, таким образом, понимается как единство познания себя (понятого как отражение своих более или менее постоянных черт и представлений о своей сущности и общественной ценности), самооценки (которая тоже отражает уровень знания личностью себя и отношения к себе) и саморегуляции.
З. В. Диянова и Т. М. Щеголева [5], анализируя данную проблему, отмечают, что не у каждого человека представления о себе складываюся в устойчивую систему. У некоторых людей они функционируют в форме отдельных ситуативных образов «Я», не оформляясь в «Я»-концепцию, концепция является показателем зрелости самосознания, вершиной самосознания. Это наиболее осознанный, рациональный ее компонент. Самосознание включает и другие компоненты, менее осознанные. Таким составляющим является самоотношение – система эмоционально-ценностных установок в адрес собственного «Я». Оно проявляется в виде глобального чувства «за» или «против» самого себя. Эти чувства выражаются в специфических внутренних оценках, таких как самоодобрение, самопохвала, самообвинение, самопорицание [5].
Таким образом, в процессе исследования самосознания ведущая роль отводится самооценке она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя.
В психологической литературе как отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И.Божович [3], И.С.Кона [12], А.И.Липкиной [14] и других психологов. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.
Информация о работе Самооценка младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи