Самооценка младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования – разработать коррекционную программу по формированию самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
Объект исследования – самооценка у школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
Предмет исследования – коррекционная программа, направленная на повышение самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ…………………………..……5
Самооценка в структуре самосознания и её формирование в детском возрасте ………………………………………………………………………..5
Особенности самооценки у детей с тяжёлыми нарушениями речи……….9

Выводы по главе 1……………………………………….………………………12

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ……………………………………..……………….13
2.1 Характеристика выборки и методов исследования………………..………13
2.2 Коррекционная программа по повышению самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи………………………….………15
2.3 Анализ эффективности коррекционной работы по развитию самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи………………………20

Выводы по главе 2………………………………………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………27

Файлы: 1 файл

Самооценка младших школьников с ТНР.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

В качестве основных условий развития самооценки психологи выдвигают такие факторы, как общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация, наполнение личностными смыслами. Из оценок себя окружающими ребенок постепенно вычленяет критерии и способы оценивания другого и переносит их на себя. «Наложение» друг на друга критериев оценки и способов оценивания и порождает деятельность самооценивания.

Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворенности собой.

По мнению И.И.Честноковой [26], в деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.

Теоретически самооценка начинает формироваться уже в раннем возрасте. Если новорожденные и младенцы не имеют четких «границ» своего существа и считают именно себя причиной всех изменений около, то уже в    2 – 3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка. При сравнении ребенок, как правило, ориентируется на социальные нормы, приемлемые в его окружении. Часто взрослые дают оценку действий других детей по их конкретным действиям (хороший – помогает маме, нехороший – пачкает одежду), и малыш, сравнивая себя с ними, делает вывод о том, к какой категории себя отнести [11].

К 4 – 5 годам многие дети могут правильно оценивать себя, свои личностные качества, достижения и неудачи. Если ранее это касалось в основном игры, то теперь переносится и на общение, и на труд, и на учение. Учеными было установлено, что если самооценка ребенка в каком-либо виде деятельности является неадекватной, то, обычно, задерживается и самосовершенствование в данном виде деятельности [11].

Я.Л.Коломинский [11]отмечает, что в дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. Из взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Старшие дети чаще подвергают оценке внутренний мир окружающих взрослых, дают им более глубокую и дифференцированную оценку, нежели дети среднего и младшего возраста.

Ведущую роль в формировании самооценки дошкольника играют окружающие ребенка взрослые (в первую очередь родители), так как ребенок «впитывает» оценки своих качеств взрослыми. Б.Г.Ананьев [1] считает, что в данном возрасте общение со взрослым выступает на первый план в формировании самооценки ребенка. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей  ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение окружающих его людей. Элементы самостоятельного представления о себе начинают  формироваться несколько позже.

Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности. Исследования психологов показывают, что относительная верность оценки себя и сверстников определяется направлением и стилем воспитательной работы, глубоким знанием  педагогом как жизни группы, межличностных отношений в ней, так и индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Б.Г. Ананьев [1] важную роль при этом определяет  владению навыками педагогического общения, умелому использованию ориентирующих и стимулирующих функций оценки.

Младшие школьники оценивают себя так, как о них отзываются взрослые. В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная. Переход от младшего школьного возраста к подростковому характеризуется рядом важнейших изменений происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии школьника. И только в подростковом возрасте начинает развиваться подлинная самооценка – оценка человеком самого себя с преимущественной опорой на критерии своего внутреннего мира, обусловленные собственным «Я». Это не означает, что оценка окружающих теперь не является значимой: она просто в норме перестает игрывать доминирующую роль [1].

Итак, становление самосознания, без которого невозможно формирование личности, – сложный и длительный процесс, характеризующий  психическое развитие в целом. Становление самооценки при этом протекает под непосредственным воздействием  окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка.

 

1.3 Особенности самооценки у детей с тяжёлыми нарушениями речи

 

В психолого-педагогической литературе определены общие положения  влияния какого-либо нарушения на процесс формирования личности ребенка с особенностями психического развития. Основанием к этому послужило положение о системном характере строения человеческого сознания. Так, нарушение одного из его компонентов на определенном этапе с неизбежностью должно сказаться и на остальных. Основное содержание проблемы состоит в раскрытии механизма влияния исходного нарушения на процесс формирования личности, роли и значении многочисленных опосредствующих факторов, действующих каждый раз по-разному в зависимости от характера нарушения, его выраженности и длительности [4].

Среди немногочисленных работ, посвященных исследованию особенностей эмоционально-волевой сферы и  личностного развития при речевых  нарушениях, можно назвать работы таких ученых, как Г.А.Волкова [15], Л.А.Зайцева [6], И.С.Зайцев [7], В.А.Калягин [9], Л.М.Шипицына [27] и некоторых других.

В литературе неоднократно высказывалось мнение, что речевой  дефект способствует формированию неадекватной самооценки: ощущению своей малоценности, робости, неуверенности в своих  возможностях.

С целью проверки данного  утверждения В.А.Калягиным и Т.С. Овчинниковой [10] были проведены исследования по целому ряду характеристик, таких как оценка нравственных качеств, физических, умственных способностей и отношение к своей речи у дошкольников с различными речевыми нарушениями.

Примерно половина из каждой группы детей адекватно оценивают  свои возможности (соответственно 47 % детей  со стертой дизартрией и 50% здоровых детей). Среди дошкольников с речевыми нарушениями по сравнению со здоровыми детьми существенно преобладают те, для которых характерна заниженная самооценка (соответственно 40 и 17%), что проявляется в большей тревожности и неуверенности в себе. Вместе с тем среди здоровых детей оказалось склонных переценивать себя почти в три раза больше, чем среди дошкольников с речевыми нарушениями (соответственно 13 и 33 %). То есть в среднем дети, страдающие речевыми нарушениями, проявляют большую по сравнению со здоровыми детьми осторожность в оценке своих качеств. Можно предположить, что причина этого – в объективных трудностях, с которыми они сталкиваются в жизни. Интересные различия были выявлены в самооценке здоровых детей и дошкольников с речевыми нарушениями. Обе группы достаточно высоко оценивают собственную доброту, при этом дошкольники с речевыми нарушениями ставят это качество на первое место, а здоровые на второе после веселости. По  мнению автора, это свидетельствует о том, что для детей с нарушением речи доброта имеет особое значение, так как они нуждаются в благожелательном отношении к себе. Также интересно, что дошкольники с речевыми нарушениями отдают предпочтение физическим качествам (росту и быстроте), а здоровые дети больше ценят нравственные свойства [10].

Одинаково неудовлетворены  обе группы детей качеством свого внимания, оценивая его хуже всего, что является реакцией на постоянные требования к детям со стороны взрослых. Также весьма низко оценивают дошкольники с речевыми нарушениями свою речь и ловкость, что показывает критичность их суждений о себе и объективный характер их оценки своей речи и моторных затруднений. Что касается детей особенностей речевого развития, то они не удовлетворены более всего своими эстетическими качествами [10].

Проведенное В. А.Калягиным  и Г.М.Степановой [10] исследование самооценки заикающихся (степени неудовлетворенности различными качествами по 9-балльной шкале – чем выше балл, тем больше неудовлетворенность) позволили сопоставить степень субъективной неудовлетворенности своей речью с аналогичным показателем при оценке других характеристик, включая общее здоровье, психические процессы (внимание, память, интеллект) и личностные особенности (характер, счастье). Оказалось, что речь получает достоверно более низкие оценки заикающихся (6, 22 балла) по сравнению с другими характеристиками, в частности, общим здоровьем (3, 96 балла), тогда как лица без речевой патологии ниже всего оценивают свое здоровье и память (3, 84 и 3, 87 балла) и лучше всего – речь (3, 16 балла). Также установлено, что заикающиеся в среднем достоверно хуже, чем здоровые, оценивают все свои качества. Удалось показать, что самооценка речи заикающихся коррелирует с тяжестью речевого дефекта, но такого соответствия самооценок не наблюдается с другими характеристиками, в том числе с объективными показателями памяти и внимания [10].

Исследование О.Я.Усановой [24] самооценки с помощью теста «полярный профиль» позволило установить наиболее значимые различия в самооценке девочек и мальчиков с нормальной  наибольшее значение имеют такие свойства, как здоровье, честность, общительность, они необидчивы и недрачливы. Уже в этом возрасте они сомневаются в оценке своей внешности и либо отвечают, что не знают, красивы ли они, либо считают, что некрасивы. У девочек с нарушенной речью почти по всем сравниваемым параметрам самооценка оказывается выше, чем у девочек с нормальной речью, однако, в отличие от последних, они не считают себя здоровыми и вследствие этого в необходимой степени общительными [24].

О.Я.Усанова [24] также отмечает, что самооценка у двух групп мальчиков – с нормальной и с нарушенной речью – отличается в меньшой степени, чем у девочек. Так, мальчики массовой школы считают себя очень веселыми, счастливыми, честными; в меньшей степени, но все же добрыми, общительными, здоровыми. Мальчики специальной школы считают себя честными, храбрыми, необидчивыми и недрачливыми, однако они менее общительны и счастливы. Так же, как и девочки, они осознают, что причиной их необщительности является речевой дефект, однако не считают себя ущербными в той мере, как девочки с нарушенной речью. В целом исследования показывают, что учащиеся младших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются. В этом проявляется тенденция в самохарактеристике приближаться к идеальному образу. Если переоценка своих возможностей в I – II классах может быть объяснена возрастной закономерностью (она наблюдается и в норме), то в аналогичном явлении среди учащихся III классов можно видеть личностную особенность детей с тяжелыми нарушениями речи (О.Н.Усанова, О. А. Слинько [24]).

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ по главе 1

 

  1. Самооценка – это свойство личности оценивать саму себя, свои возможности и качества, место среди других людей. Как психологической новообразование самооценка появляется после 3-х лет и активно развивается на протяжении дошкольного и школьного возраста. При этом становление самооценки протекает под непосредственным воздействием  окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка.

 

  1. Развитие самооценки у детей с тяжёлыми нарушениями речи происходит в дефицитарных условиях: речевое недоразвитие не позволяет в полной мере общаться, устанавливать контакты и т.п., что негативно влияет на развитие адекватной самооценки у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Для подтверждения выявленных в литературе фактов и дальнейшего изучения особенностей самооценки детей с тяжёлыми нарушениями речи мы проведем экспериментальное исследование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

    1. Характеристика выборки и методов исследования

 

Исследование  направлено на изучение самооценки у  учащихся младших классов школы  для детей с тяжёлыми нарушениями  речи. Проведение данного экспериментального исследования поставило перед нами ряд практических задач:

    1. подобрать диагностические методики для определения особенностей самооценки у учащихся  младших классов с тяжёлыми нарушениями речи;
    2. провести эмпирическое исследование самооценки  учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи согласно выбранным методикам;
    3. провести анализ результатов эмпирического исследования самооценки у младших школьников с  тяжёлыми нарушениями речи, выявить необходимость коррекционной по формированию самооценки.

Исследование  проводилось на базе специальной  общеобразовательной школы № 18 г.Минска для детей с тяжёлыми нарушениями речи, а также на базе средней общеобразовательной школы №16 г.Минска.  Экспериментальную группу составили 20 учащихся 3-х классов с тяжёлыми нарушениями речи. Контрольную группу испытуемых составили 20 учащихся 3-х классов без речевых нарушений.

Для определения  особенностей  самооценки у учащихся младших классов  применялись 2 диагностические  методики: методика А.В.Захаровой на определение эмоционального уровня самооценки и «Методика  определения  самооценки» Дембо-Рубинштейн.

Методика А.В.Захаровой  направлена на определение эмоционального уровня самооценки. Всего в содержание данного задания входит выполнение пяти субтестов.  Экспериментатор  предъявляет испытуемому рисунок  и просит его  выполнить задание  соответствующего субтеста. Набор субтестов и соответствующие им инструкции  и критерии обработки  расположены в приложении А курсового исследования. Бланки для выполнения задания представлены в приложении Б курсового исследования

Вторая экспериментальная  методика – это «Методика определения самооценки» Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн. Исследование самооценки согласно этой методике с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.

«Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней – «самые больные», также расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.      

Информация о работе Самооценка младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи