Самооценка младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования – разработать коррекционную программу по формированию самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
Объект исследования – самооценка у школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
Предмет исследования – коррекционная программа, направленная на повышение самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ…………………………..……5
Самооценка в структуре самосознания и её формирование в детском возрасте ………………………………………………………………………..5
Особенности самооценки у детей с тяжёлыми нарушениями речи……….9

Выводы по главе 1……………………………………….………………………12

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ……………………………………..……………….13
2.1 Характеристика выборки и методов исследования………………..………13
2.2 Коррекционная программа по повышению самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи………………………….………15
2.3 Анализ эффективности коррекционной работы по развитию самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи………………………20

Выводы по главе 2………………………………………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………27

Файлы: 1 файл

Самооценка младших школьников с ТНР.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

1. Самые здоровые

       2. Очень здоровые

      3. Здоровые

     4. Более или менее здоровые.

    5. Среднего  здоровья

   6. Более  или менее больные 

  7. Больные 

8. Очень больные

9. Самые больные.

        1. Самые умные

        2. Очень умные       

       3. Умные        

      4. Более, менее умные       

     5. Среднего ума                            

    6. Более,  менее неумные        

   7. Неумные 

  8. Глупые                           

9. Самые глупые   

        1. С прекрасным характером 

       2. С хорошим характером

       3. С более или менее хорошим  характером                             

     4. С неплохим характером

    5. С  обычным характером 

   6. С неважным  характером

  7. С плохим  характером

8. С очень  плохим характером

9. С тяжелым  характером

            1. Чрезмерно счастливы

         2. Очень счастливы

        3. Счастливы

       4. Более или менее счастливы

     5. Не очень счастливы

    6. Мало  счастливы

   7. Несчастливы

8. Очень несчастливы

9. Самые несчастные

Бланк для выполнения методики Дембо-Рубинштейн  для определения  уровня самооценки представлен также  в приложении В курсового исследования.

Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность  определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).

В зависимости  от выбора испытуемого определяется следующий уровень сформированности самооценки: высокий (75 – 100), средний  (60 – 74), низкий (меньше 60).

Форма проведения экспериментального исследования –  индивидуальная.

После проведения констатирующего исследования с  испытуемыми был проведен формирующий  эксперимент согласно коррекционной программе. Далее мы приведем содержание данной коррекционной программы.

 

    1.  Коррекционная программа по повышению самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи

 

Данные диагностического исследования самооценки  у младших  школьников с тяжелыми нарушениями речи свидетельствуют о необходимости психокоррекционной работы по её формированию у детей, имеющих низкую самооценку.

Нами была разработана  коррекционная программа по повышению  самооценки у детей младшего школьного  возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Основная цель проведения коррекционной программы  – это формирование адекватной самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи путём развития эмоционально-волевой регуляции.

Данная программа  имеет ряд особенностей:

  • игра занимает основное место  среди остальных методов, используемых на занятии (методы обсуждения, дискуссии,  анализ поступков и т.п.);
  • в содержании большое место уделено обсуждению взаимоотношений в коллективе, поскольку самооценка младшего школьника во многом зависит от оценки его окружающими сверстниками;
  • в занятия включены упражнения по актуализации и развитию лексического запаса детей, по формированию умения строить диалог и вести рассуждение.

Занятия проводились  в группе детей (6 – 8 человек). Продолжительность каждого занятия – 35 – 40 минут. Всего коррекционная программа содержит 8 занятий:

Занятие 1 – Взаимопонимание;

Занятие 2 –  Учимся говорить «нет», Когда это  нужно;

Занятие 3 –  Мои способности;

Занятие 4 –  Кем быть?

Занятие 5 –  Живи в согласии с другими;

Занятие 6 – Я и другие;

Занятие 7 –  Самопознание;

Занятие 8 –  Рефлексия.

 В таблице  1.1  приведена структура и краткое  содержание коррекционных занятий.  Содержание игр и упражнений  представлены в Приложении Г  курсовой работы.

 

 Таблица  2.2.1 – Структура коррекционной программы

 

№ п/п

Название  занятия

Цель

Содержание

1

Взаимопонимание

познакомить детей  со способами выражения своего настроения, обучить их умению распознавать  чувства других людей.

1. Вступление.

Ведущий обращает внимание детей на плакат с изображением эмоций: «О каких чувствах мы догадываемся по выражению эмоций? Чувства помогают нам понимать других людей и себя. важно научиться распознавать чувства и самому правильно выражать их».

Далее детям  предлагается вспомнить  разные ситуации, которые могут вызвать те или иные, изображенные на плакате чувства.

2. Игра «Азбука  настроений»

3. Упражнение  «Угадай эмоцию»

4. Игра «Угадай  настроение».

5. Анализ занятия.

Анализируя  разные способы выражения эмоций, важно подвести детей к выводу, что эмоции очень трудно подавлять, это необязательно, если человек умеет выражать их мирно, не разрушая дружеские отношения и не нанося вред своему здоровью. Этому надо учиться.

2

Учимся говорить «нет», когда это нужно

учить детей  говорить «нет!»,  помочь им осознать ответственность за свой выбор.

1. Работа над  рассказом«Когда трудно сказать  «нет»! (в приложении Г)

2. Упражнение  «Учимся говорить «нет!»

3. Домашнее задание.

Предлагаем  детям придумать и нарисовать в виде запрещающих знаков то, от чего они хотели бы научиться говорить «нет!».

3

Мои способности

учить детей  осознавать свои способности и возможности  саморазвития, формировать в них  желание развивать свои способности.

1. Разминка.

Все  участники  занятия стоят в кругу. Ведущий  предлагает выйти в центр круга тех, кто обладает определенными способностями (например, вышивать, плавать, кататься на роликовых коньках и т.д.). Остальные аплодируют тем, кто выходит в круг.

2. Упражнение  «Я умею».

3. Упражнение  «Хочу научиться».

4. Игра «А вам слабо?»

5. Анализ занятия.  Рефлексия.

4

Кем быть?

помочь детям  в осознании своих возможностей и способностей, развивать в них  желание преодолевать неумение и  вырабатывать в них уверенность  в своих способностях.

1. Разминка.

Ведущий просит детей вспомнить игру прошлого занятия  и предлагает поиграть еще. Необходимо отметить и похвалить всех, кто дома потренировался и стал выполнять упражнение точно и быстро.

Далее следует  обсудить с детьми, долго ли им пришлось учиться этим упражнениям, сделать вывод: все, кто не умели – научились, потому что верили в дачу и тренировались.

2. Упражнение  «Способности в профессии».

3. Упражнение  «Загадай свою профессию».

4. Заключительная  игра.

Все игры встают в круг и по очереди выходят  в центр. В центре круга каждый называет то, что он может  делать лучше других, а остальные участники поддерживают его: «Ты умеешь это лучше всех».

5

Живи в согласии с другими

научить детей  понимать и принимать чувства  других, дать им представление о  «сотрудничестве», воспитывать в них терпимость друг к другу.

1. Разминка.

Проводится  игра «Общий ритм». Все стоят в  кругу. Ведущий несколько раз  хлопает в ладоши, задавая ритм, который группа поддерживает.

2. Упражнение  «Неоконченные предложения».

3. Упражнение  «Пять добрых слов».

4. Упражнение  «Для тебя».

5. Анализ занятия.  Рефлексия.

6

Я и другие

формировать у  детей  способность к самоанализу, способствовать возникновению у  них желания самосовершенствоваться, развивать их способность понимать друг друга.

1. Приветствие.  Упражнение «Я рад общаться  с тобой» 

2. Упражнение  «Твое имя»

3. Игра «Ассоциации»

4. Игра «Горячий  стул»

5. Подведение  итогов. Рефлексия.

Вопросы для  обсуждения:

- Что вам  понравилось на занятии?

- Какие трудности  вы испытывали?

- Кого труднее  оценивать: себя или других?

7

Самопознание 

дать детям  возможность осознания себя,  развивать в них навыки самопознания и самооценки.

1. Разминка –  Игра-упражнение «Мне нравиться,  что я…».

Дети стоят  в кругу, ведущий всем по очереди бросает  мячик и просит закончить предложение о себе: «Мне нравиться, что я… (добрый, весёлый, ласковый и т.д.».

2. Игра-упражнение  «Самооценка».

Учащимся предлагается изобразить ряд из 8 кружков, а затем  быстро вписать в один из кружков  букву «Я». Потом надо объяснить им, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка ученика.

В конце ведущий  объясняет, что это тест-игра, и  не стоит его результаты рассматривать  серьёзно.

3. Упражнение  «Самое – самое».

4. Упражнение  «Моя вселенная».

5. Анализ занятия.

Контрольные вопросы:

- Что нового  узнали вы сегодня о себе?

- Как могут  пригодиться полученные знания?

8

Рефлексия

обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов, поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу.

1. Разминка –  Игра-упражнение «Мне нравиться,  что я…».

Дети стоят  в кругу, ведущий всем по очереди  бросает  мячик и просит закончить  предложение о себе: «Мне нравиться, что я… (добрый, весёлый, ласковый и  т.д.».

  1. Игра «Ладошки»
  1. Упражнение «Ритм»

4. Анализ занятия.

Контрольные вопросы:

- Что нового  узнали вы о себе за время  проведения наших занятий?

- Как могут  пригодиться полученные знания?


 

После проведения данного блока занятий нами было проведено повторное экспериментальное  исследование самооценки с целью анализа эффективности коррекционной программы. Обратимся к результатам констатирующего и контрольного экспериментального исследования.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ  эффективности коррекционной работы  по развитию самооценки у младших  школьников с тяжёлыми нарушениями речи

 

Методика Дембо-Рубинштейн позволила определить уровень самооценки младших школьников, участвующих в диагностическом исследовании. В приложении Д курсового исследования представлена сводная таблица показателей самооценки по заданным шкалам (счастье, здоровье, характер и умственное развитие).  В таблицах 1 мы показали средний уровень оценки по всем шкалам счастья, здоровья, умственного развития и характера испытуемыми.

 

Таблица 2.3.1 – Показатели самооценки младших школьников (по методике Дембо-Рубинштейна)

Уровни самооценки

Младшие школьники  с ТНР

Младшие школьники  с нормой речи

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Высокий

0

0

0

0

Средний

5

25

7

35

Низкий 

15

75

13

65

Итого:

20

100

20

100


 

Как видно из таблицы 2.3.1, значительных различий между испытуемыми с тяжёлыми нарушениями речи и испытуемыми без речевых нарушений не имеется. Высокий уровень самооценки не был выявлен в обеих экспериментальных группах. На среднем уровне  самооценка находится у 25% испытуемых с тяжёлыми нарушениями речи и у 35% испытуемых без речевых нарушений. Большинство младших школьников имеют низкий уровень самооценки: 75% испытуемых с ТНР и 65% испытуемых с нормой речи.

Данные  сравнительного анализа по показателям самооценки (счастье, здоровье, умственное развитие, характер)  по уровням у младших школьников с общим недоразвитием речи представлены на диаграмме – рисунок 2.3.1, у младших школьников с нормой речи – на рисунке 2.3.2.

Рисунок 1 – Показатели самооценки у младших школьников

 с тяжёлыми нарушениями речи

 

 

Рисунок 1 – Показатели самооценки

 у младших  школьников с нормой речи

 

 

Далее мы провели  исследование эмоциональной самооценки (по методике Захаровой) у детей с  тяжелыми нарушениями речи  с целью выявления качественного своеобразия формирования данной личностной структуры у экспериментальной группы испытуемых. Сравнительные результаты уровня эмоциональной самооценки по уровням у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи  представлен на рисунке 2.3.3.

Рисунок 2.3.3 –  Показатели эмоциональной самооценки младших школьников

 с тяжёлыми  нарушениями речи

 

Данная самооценка является достаточно адекватной: 55% испытуемых признают свое сходство с другими, 20% испытуемых считают себя уникальными. Все испытуемые заинтересованы в социальных контактах, стремятся к общению и получению оценки себя со стороны других. В то же время практически все младшие школьники с тяжёлыми нарушениями речи допускают давление со стороны матери, отца, бабушки и дедушки, учителя и друзей.

По итогам констатирующего  эксперимента мы выявили у 75% младших  школьников с  тяжелыми нарушениями  речи (15 испытуемых) низкий уровень самооценки, что обусловило разработку коррекционной программы по её повышению у данной категории детей.  Были определены 2 группы учащихся, с которыми проводился формирующий эксперимента согласно разработанной нами коррекционной программе.

После проведения формирующего эксперимента повторно проведена  диагностика уровня сформированности самооценки  15 испытуемых. Результаты диагностики представлены в таблице 2.3.2

 

Таблица 2.3.2 –  Показатели самооценки  младших  школьников (по методике Дембо-Рубинштейна) – контрольный эксперимент 

 

Уровни самооценки

Младшие школьники  с тяжёлыми нарушениями речи

Кол-во чел.

%

Высокий

0

0

Средний

5

33,3

Низкий 

10

66,6

Итого:

15

100


 

Как видно из представленной таблицы, 33,3 % испытуемых выявили средний уровень самооценки, что свидетельствует об эффективности проводимой с ними работы. Однако большая половина испытуемых все же показала низкий уровень самооценки. Для этой категории детей необходимы дальнейшие коррекционные занятии по формированию повышению уровня самооценки.

В целом, проведение формирующего эксперимента – реализация разработанной нами коррекционной программы – привело и к качественным изменениям в плане развития навыков оценивания себя и других, построения своего поведения согласно оценке и т.п. у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи. После проведения занятий постепенно проявлялись положительные результаты.  У детей появляется желание сотрудничать в коллективе, повысился уровень активности в общении и взаимодействии участников занятий, появилось желание оценить свою деятельность и услышать оценку своей деятельности от других и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ  по главе 2

 

    1. Результаты нашего диагностического исследования следующие: значительных различий между испытуемыми с тяжёлыми нарушениями речи и  испытуемыми без речевых нарушений не имеется. Высокий уровень самооценки не был выявлен в обеих экспериментальных группах. На среднем уровне  самооценка находится у 25% испытуемых с тяжёлыми нарушениями речи и у 35% испытуемых без речевых нарушений. Большинство младших школьников имеют низкий уровень самооценки: 75% испытуемых с тяжёлыми нарушениями речи  и 65% испытуемых с нормой речи.
    2. Данные диагностического исследования самооценки  у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи свидетельствуют о необходимости психокоррекционной работы по её формированию у детей, имеющих низкую самооценку. Нами была разработана такая коррекционная программа по повышению самооценки у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, основная цель которой  программы – это повышения самооценки у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи путём развития эмоционально-волевой регуляции.
    3. По результатам проведения коррекционной программы 33,3 % испытуемых выявили средний уровень самооценки, что свидетельствует об эффективности проводимой с ними работы. Однако большая половина испытуемых все же показала низкий уровень самооценки. Для этой категории детей необходимы дальнейшие коррекционные занятии по формированию повышению уровня самооценки. В целом, проведение формирующего эксперимента – реализация разработанной нами коррекционной программы – привело и к качественным изменениям в плане развития навыков оценивания себя и других, построения своего поведения согласно оценке и т.п. у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи. После проведения занятий постепенно проявлялись положительные результаты.  У детей появляется желание сотрудничать в коллективе, повысился уровень активности в общении и взаимодействии участников занятий, появилось желание оценить свою деятельность и услышать оценку своей деятельности от других и т.д.

Информация о работе Самооценка младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи